Система экономического и социального прогнозирования на местном уровне
Введение
Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений. Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения и т.д. Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики. Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития занятости. К основным задачам исследования можно отнести: определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона; рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития; анализ занятости в Хабаровском крае; · программа развития занятости в Хабаровском крае. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых актов, касающихся тематике курсовой работы, сопоставительный анализ данных, и ряд других. Предмет курсовой работы - это исследование сущности, структуры и технологии прогнозирования и программирования социально-экономического развития занятости на региональном уровне, а также механизмы индикативного управления занятостью Хабаровского края. Объектом выступает Хабаровский край.
Глава 1. Прогнозирование занятости населения в системе местного самоуправления Система экономического и социального прогнозирования на местном уровне
Региональное хозяйство представляет собой весь хозяйственный, экономический, производственный и социальный комплекс, который формируется независимо от состава отраслей и ведомственной подчиненности предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории республики, края, области, автономного округа. Все предприятия и организации промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, связи, сферы культурно-бытового обслуживания можно разделить на три большие группы подчинения: ) федерального; ) субъекта Федерации; ) муниципального или местного. Отношения между местными органами, которые являются основой системы регионального управления, с одной стороны, и предприятиями и организациями - с другой (в соответствии с уровнем подчиненности), варьируются от полного подчинения (предприятия и организации муниципальной собственности) местным органам до осуществления последними отдельных функций управления /8/. Вне зависимости от форм управления и подчиненности все предприятия (организации), расположенные в данном регионе, подконтрольны местным органам управления в вопросах использования земли, недр, лесов и вод, охраны природы, соблюдения санитарных, противопожарных, правовых, социальных, жилищно-бытовых норм и правил. Территориальные органы управления ведут контроль за жилищным и социально-культурным строительством, строительством местных дорог, производством продовольствия и товаров народного потребления, осуществляемого всеми предприятиями, находящимися на данной территории. Объектами регулирования на региональном уровне являются: процесс приватизации государственной собственности; налогообложение предприятий и населения; формирование местных бюджетов; социальная защита населения и др. В последние годы в Российской Федерации проводится работа по формированию государственной региональной политики. Региональная (социально-экономическая) политика - сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой /6/. К основным объектам региональной политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные (прежде всего - человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации и предприятия. Региональная политика тесно связана с региональным развитием - изменением внутренней социально-экономической структуры региона. Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мире. Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран. К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. Иными словами, современная региональная политика пытается объединить интересы федерализма и регионализма. Федерализм - принцип разделения политических и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной и местной властями. Регионализм - подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов региона. Как показывает мировая практика, в условиях кризисной экономики между сторонниками федерализма и регионализма в региональной политике могут возникать противоречия, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»). В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Главная цель региональной политики в соответствии с указом президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны. Также основными целями региональной политики в РФ являются: )обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства; )обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты населения независимо от экономических возможностей регионов; )выравнивание условий социально-экономического развития регионов; )предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; )приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; )максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; )становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Для достижения этих целей региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи: · сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов; · повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях; · расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.; · преодоление общего кризиса и реформирование экономики; · преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др. Прогнозирование региональных процессов - важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов /11/. Прогнозирование- одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов. В основе методологии регионального прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической системы, но и на уровне ее составляющих. Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах. Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей. Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на рисунке 2.
Рис. 2 Структура комплексного прогноза развития региона Прогнозирование применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование. регион экономический рабочий социальный Планирование - метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики. Важной частью планирования является программирование. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ. Образована Правительственная комиссия по государственной поддержке развития регионов РФ. Комиссия призвана координировать деятельность федеральных и региональных органов власти по стимулированию инвестиционной активности в регионах, эффективности использования выделяемых им бюджетных средств, мобилизации собственных ресурсов организаций всех форм собственности для решения первоочередных задач проблем экономического и социального развития. Комиссия готовит предложения по определению приоритетных направлений развития регионов, совершенствованию мониторинга социально-экономического развития, оказанию помощи в реализации целевых программ развития территорий. С учетом предложений государство может выделять региональные квоты по кредитам на инвестиционные программы. Эта квота определяется суммой доли участия региона в производстве продукции и в кредитных ресурсах страны:
,
где Q 1 - объем производства в регионе; Q 0 - объем производства в стране; Кри - квота по кредитам на инвестиционные программы; КВр - кредитные вложения банков данного региона; КВ 0 - общие кредитные вложения всех кредитных банков; КВм - кредитные вложения местных банков. Региональное целевое программирование позволяет федеральному центру активно влиять на проблемные регионы, успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, направленные на уменьшение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Однако существующие в России программы все еще имеют существенные недостатки. Главные из них - слабое обоснование проблемных приоритетов, отбора и эффективности программ, отсутствие надлежащей межпрограммной увязки и координации, недостаточная проработка вопросов территориально-хозяйственной комплексности и интеграции, плохой контроль за реализацией, неустойчивость финансирования.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |