Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ



2020-03-17 171 Обсуждений (0)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Результативность проекта обычно означает, что эффект его осуществления положителен, т.е. оценка совокупности получаемых результатов превышает затраты, требуемые для реализации проекта. Таким образом, речь идет о выполнении условия абсолютной эффективности проекта. В случае наличия нескольких альтернативных проектов (вариантов проекта) должен осуществляться тот, у которого эффект максимален.

Результаты и затраты должны определяться на основе сопоставления ситуаций "с проектом" и "без проекта", а не сравнения имеющих место характеристик "после проекта" и "до проекта" или игнорирования ситуации "без проекта" вообще.

Адекватность и объективность обусловливают необходимость при оценке результатов и затрат обеспечить правильное отражение структуры и характеристик объекта, применительно к которому разрабатывается проект. При этом нужно стремиться не только опираться на правильные качественные (структурные, функциональные и др.) и количественные показатели объекта, но и учитывать степень их достоверности, объективно присущую будущему неопределенность.

Корректность означает, что используемые методы оценки должны удовлетворять определенным общим формальным требованиям, к числу которых в первую очередь относятся:

а) монотонность: при увеличении результатов и уменьшении затрат оценка проекта (или его варианта) при прочих равных условиях должна повышаться;

б) асимметричность: при сопоставлении двух проектов (вариантов) сравнительная величина преимуществ одного из них должна совпадать с величиной недостатков другого (если Эij - эффект; i-го проекта по сравнению с j-м, то Эij = - Эji

в) транзитивность: если первый проект (вариант) лучше второго, а второй лучше третьего, то первый должен быть лучше третьего (из Эi > Эj и Эj > Эk должно следовать Эik, где Эi, Эj, Эk. - оценки величины эффекта по вариантам i, j и k);

г) желательно и соблюдение свойства аддитивности:

Эik = Эij + Эjk

Системность отражает необходимость учитывать, что проект "вписывается" в сложную социально-экономическую систему, поэтому при его реализации могут иметь место не только внутренние, но и внешние.

Комплексность требует рассматривать процесс реализации инвестиционного проекта и оценки его эффективности (проектный анализ) как достаточно сложный процесс с различными фазами осуществления проекта, стадиями его оценки, аспектами и этапами. Схема проектного анализа приведена ранее, на рис.1. Кроме того, данный принцип предусматривает многоплановость проведения оценки в различных ракурсах. Во-первых, речь идет о необходимости учета затрат и результатов по проекту в течение всего его жизненного цикла (от зарождения до ликвидации); во-вторых, предполагается учет не только экономических (прямых и косвенных), но и внеэкономических (социальных, экологических и др.) последствий реализации проекта внутри его системы объектов и за ее пределами.

Ограниченность ресурсов выражает потребность при оценке эффективности проектов исходить из ограниченности всех видов воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов (экономических благ). Отсюда необходимость учитывать соответствующие платы за их расходование и использование. Это в равной мере относится к ресурсам как однократного, так и многократного пользования, денежным и материализованным.

Величина затрат, по которой оценивается каждый задействованный в проекте ресурс, должна включать в себя и упущенную выгоду, связанную с возможным его альтернативным использованием (opportunity cost). Такой подход носит название альтернативной стоимости ресурса и должен применяться по отношению ко всем видам ресурсов, включая природные, трудовые, финансовые, а также предпринимательские способности. Тем самым результат оценки проекта отразит не бухгалтерский (прибыль), а экономический эффект. Поэтому нулевая оценка получаемого эффекта при реализации проекта свидетельствует не о его бесприбыльности, она означает, что ресурсы здесь "работают" не хуже (но и не лучше), чем в альтернативных вариантах.

Неограниченность потребностей. Этот принцип говорит о том, что имеющиеся ограниченные ресурсы потенциально могут найти эффективное применение, так как общая потребность в ресурсах неограниченна. Поэтому столь важны и постановка, и решение задач наиболее эффективного использования ресурсов, выбора соответствующих проектов. При наличии альтернатив проекты-"кандидаты" должны принадлежать Парето-оптимальному множеству решений: не должно быть других возможностей потребления ресурсов, при которых какие-то цели достигаются в большей степени, а остальные в не меньшей (или, что то же самое, для одних участников ситуация улучшается, а для других при этом не ухудшается).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Специфика проекта и его "окружения" определяет в итоге содержание конкретных показателей эффективности, их структуру, способы их синтеза. Важно также учитывать особенности действующего организационно-экономического механизма, его влияние на оценку эффективности вариантов проекта различными участниками. Поэтому необходимо осуществлять выбор "компромиссного" решения на основе согласования интересов всех участников; естественно, такое решение должно быть среди Парето-оптимальных вариантов.

Наличие нескольких участников инвестиционного процесса предопределяет несовпадение их интересов, разное отношение к приоритетности различных вариантов проекта. Отсюда вытекает необходимость оценки эффективности проекта с позиций каждого участника (государства, фирм, банков и т.д.). Причем не только позиции, но и исходные параметры и методы, а значит, и результаты оценки у них могут быть разными. Вместе с тем в рыночной и переходной экономиках (в отличие от планово - централизованной) приказать инвестору участвовать в проекте нельзя; его участие имеет место лишь тогда, когда проект для него выгоден. Поэтому применительно к проекту приходится рассчитывать различные виды эффективности. Как указано выше в Методических рекомендациях для переходной экономики регламентируется расчет экономической (с позиций общества), коммерческой (с позиций фирм) и бюджетной (с позиций государства) эффективности.

Динамичность процессов, связанных с реализацией проекта, означает, что структура и характеристики входящих в него объектов не остаются постоянными, а варьируются во времени (меняются спрос на продукцию, объемы производства, технологии, ставки налогов). В частности, подвижными являются величины затрат и результатов. Заметное влияние (особенно в переходной экономике) на их динамику оказывают процессы общей и структурной инфляции, для учета которых могут применяться различные методы (в том числе и указанный в Методических рекомендациях комплекс расчетов в постоянных (базисных) и текущих (прогнозных) ценах).

С позиций оценки реализуемости проекта и его эффективности следует исследовать динамику показателей проекта в течение всего жизненного цикла, т.е. определять наличие достаточных финансовых средств для строительства объектов и их функционирования, возможность своевременного погашения кредита и т.д. Таким образом, требуется построить соответствующую систему таблиц, характеризующих данные процессы. Типичным примером является необходимая для экономического и финансового анализа таблица движения наличности (cash flow), no строкам которой указываются все составляющие доходов (включая кредит) и расходов (включая процентные и налоговые платежи, погашение кредита), а по столбцам - последовательные, рассматриваемые в пределах жизненного цикла проекта отрезки времени (годы, кварталы). В клетках матрицы записываются соответствующие денежные оценки результатов и затрат.



2020-03-17 171 Обсуждений (0)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)