Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка государственного регулирования рыночных цен



2020-03-17 161 Обсуждений (0)
Оценка государственного регулирования рыночных цен 0.00 из 5.00 0 оценок




Рынок обычно являет собой хороший способ организации экономической деятельности. Вот по­чему экономисты почти всегда выступают против установления верхних и нижних пределов цен. По мнению экономистов, цены — итог принятия компаниями и потребителями миллионов решений, определяющих кривые спроса и предложе­ния. Цены играют важнейшую роль в достижении равновесия спроса и предложе­ния и, следовательно, координации экономической деятельности. Законодательное установление цен игнорирует сигналы, детерминирующие распределение ресурсов общества. Конечно, правитель­ство иногда имеет возможность улучшить результаты функционирования рынка. Политики стремятся установить контроль над ценами, так как они считают рыноч­ные результаты несправедливыми. Контроль за ценами часто призван улучшить положение беднейших слоев населения. Например, закон о контроле за рентой направлен на увеличение доступности аренды жилья, а закон о минимальном размере опла­ты труда — на избавление людей от бедности. Но очень часто последствия установления контроля за ценами отрицательно сказываются именно на тех, кому стремятся помочь политики. Контроль за рентой сохраняет на низком уровне арендную плату, но он не стимулирует поддержание зданий в хорошем состоянии и осложняет поиск квартиры. Закон о минимальном размере оплаты труда ведет к росту доходов некоторых работников, но другое его следствие — увеличение безработицы.

Для того чтобы оказать помощь нуждающимся, совсем не обязательно контро­лировать цены. Правительство имеет возможность сделать аренду жилья более доступной, субсидируя оплату части ренты беднейшим семьям. В отличие от контро­ля за уровнем ренты, рентные субсидии не ведут к сокращению объема предложе­ния квартир и, следовательно, к дефициту жилья.

Аналогично, субсидии заработ­ной платы поднимают уровень жизни работающих представителей беднейших слоев населения, а у фирмы исчезает повод отказывать им в приеме на работу. Пример таких субсидий — налоговый кредит на заработанный доход, прави­тельственная программа, которая направлена на повышение дохода малооплачи­ваемых рабочих. Хотя политика субсидий (в сравнении с контролем за ценами) более эффектив­на, но и она несовершенна. Рентные субсидии и субсидии на заработную плату стоят правительству денег и, следовательно, требуют повышения налогов.

Заметим также, что такой контроль над ценами осуществляет государство на законодательной основе. Но он имеет вид вмешательства, нарушающего механизм ры­ночного ценообразования по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство, или контроль над цена­ми, способны осуществлять и любые другие монопольные струк­туры. В любом случае вмешательства такого рода способны бло­кировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разруша­ет рыночную систему. Примером этого является командно-ад­министративная модель экономики с централизованным плано­вым способом принудительного установления цены. Следствием такой модели ценообразования стали разрушение рынков и то­тальные дефициты абсолютно всех видов товаров.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Моти­вацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако никогда еще не удава­лось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования.

Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при дли­тельном их применении, как правило, имеют отрицательный эф­фект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе.

Решена ли проблема бедных слоев общества, которых правительство пыталось защитить, установив принудительно низкие цены? Нет, не решена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имею­щиеся товары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по еще более высоким ценам, поскольку включают еще и спекулятивную надбавку. Соци­ально не защищенным группам эти товары и цены стали еще более недоступными, а число неплатежеспособных граждан увеличилось.

Контроль над ценами приводит также к таким экономиче­ским последствиям, как сокращение производства, возникнове­ние теневой экономики в различных сферах. Как известно, осо­бенностью теневых структур является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообло­жения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, по­скольку не платят налоги государству.

Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушен­ного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, ра­ционирование потребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам и т.п. На графике (рис. 1.3) показана схема государственного кон­троля и вмешательства в рыночный ценовой механизм с его ос­новными отрицательными последствиями.

 

 

Рисунок 1.3. Схема государственного контроля

Нарушение законов ценообразования произошло, прежде всего потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит в том, что этот принудительно «смещен­ный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предло­жения товаров из-за их принудительно низких цен. Производите­ли не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение.

 



2020-03-17 161 Обсуждений (0)
Оценка государственного регулирования рыночных цен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка государственного регулирования рыночных цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)