Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рыночный и традиционный подходы к регулированию цен



2020-03-17 157 Обсуждений (0)
Рыночный и традиционный подходы к регулированию цен 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно рыночному подходу к регулированию цен, инвесторы будут вкладывать средства в осуществление тех инвестиционных про­ектов, которые обеспечивают норму отдачи на вложенный капитал, покрывающую альтернативную стоимость капитала (процент). Следо­вательно, в отраслях, где цены регулируются, они должны обеспечи­вать (при эффективном менеджменте) норму отдачи на капитал, рав­ную стоимости используемого капитала. Регулирование цен при этом как бы имитирует действие рыночного механизма конкуренции, кото­рый через влияние на норму отдачи на капитал направляет средства на капиталовложения. Там, где по условиям спроса и предложения требуется рост производства и физического капитала, цены принима­ют такое значение, чтобы норма отдачи на капитал покрывала сто­имость капитала (процент). Если в отрасли недостаточно производ­ственных мощностей (их уровень ниже оптимального), то совсем не­обязательно, что цены вырастут настолько, чтобы внутренних ее на­коплений хватило для финансирования всего прироста физического капитала. Кроме того, если бы такой рост цен был правилом, то не потребовались бы ни рынок капитала, ни финансовые институты, обес­печивающие трансформацию сбережений в капиталовложения. Одна­ко этот рынок и эти институты существуют, а цены хотя и растут в ответ на недостаток товарного предложения, прирост прибыли пред­приятий в отрасли лишь случайно может совпадать с суммой капита­ловложений в отрасль в данном периоде.

В соответствии с традиционным подходом регулируемые цены должны предприятию приносить прибыль ("инвестиционную состав­ляющую"), достаточную для финансирования всех капиталовложе­ний или значительной их части. Другими словами, считается, что годовая прибыль должна создать источник прироста капитала, обес­печивающий необходимый его объем в данном году, а не только по­крыть годовую стоимость пользования капиталом. По понятным причинам такого взгляда придерживаются менеджеры естественных монополий. К сожалению, данную точку зрения разделяют и некото­рые представители органов исполнительной власти, регулирующих деятельность естественных монополий. Надо отметить, что она мало чем отличается от традиционного подхода к регулированию цен и определению уровня прибыли в регулируемых ценах, применявше­гося еще в плановой социалистической экономике.

Этот подход можно обозначить как концепцию "необходимой прибыли в распоряжении". Согласно такому пониманию прибыли, она должна быть достаточной, чтобы обеспечивать необходимые на произ­водственное и социальное развитие средства, а также отчисления в резервный фонд и на уплату налогов. В последнее время в данном перечне стали значиться еще и дивиденды по акциям. Заметим, что появление дивидендов выглядит здесь как "смешение жанров", по­скольку в рассматриваемой концепции нет места внешним инвесто­рам. Кроме того, если в цены наряду с инвестициями закладывать дивиденды, равные дивидендам в нерегулируемых отраслях экономи­ки, то акционеры регулируемых предприятий получат значительные преимущества. Действительно, если в конкурентном нерегулируемом секторе экономики увеличение внутреннего накопления (нераспреде­ленной прибыли) уменьшает дивиденды данного периода, то в регу­лируемом указанным образом секторе оно их не снижает.

Сторонники "инвестиционной составляющей" среди прочего ссы­лаются на проблемы, связанные с высокой инфляцией в 1990-е годы. Их логика проста. Отрасль должна заменять изношенное оборудование, а если ожидается повышение спроса, то и расширяться. Амортиза­ционных отчислений и прибыли не хватает для финансирования капиталовложений в нужных объемах. Получить заемные средства на рынке капитала невозможно (точнее, нет желания платить за них высокую цену). Следовательно, в расчет регулируемых цен помимо себестоимости и прибыли, предназначенной для выплаты налогов и содержания социальной сферы предприятий, необходимо вклю­чать также сумму средств, недостающих для финансирования капи­таловложений в требуемом объеме.

Еще дальше в этом направлении идут те, кто требует отнесения инвестиционных средств на себестоимость продукции. Вот характерное высказывание: "Форма сбора инвестиций в электроэнергетику зависит от выбора стратегии развития страны. Если электроэнергетику рас­сматривать как необходимое звено подъема промышленности, то инве­стиции следует включать в себестоимость производства электроэнер­гии, что приведет к наименьшему увеличению тарифа. Если же электро­энергетику рассматривать как отрасль, обеспечивающую получение ди­видендов, то инвестиции необходимо получать из прибыли, и в этом случае повышение тарифов будет наибольшим, поскольку увеличение прибыли, направляемой на инвестиции, ведет к росту налогов на при­быль"'. Нужно ли говорить, что сторонники этой позиции не просто добиваются налоговой льготы, но и перечеркивают принципиальное различие между текущими расходами и капитальными затратами (последние не являются расходами данного года), а также общеприня­тые правила их отражения в себестоимости продукции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе рассмотрены основные механизмы государственного регулирования рыночных цен.

Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В работе раскрыты основы взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен — общая черта различных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить экономическую роль государства, в работе был проанализирован механизм регулирования цены на уровне «пола» и «потолка».

«Потолок» цены — законодательно утвержден­ное максимальное значение цены товара или ус­луги. Пример: контроль за уровнем ренты. Если верхний предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем предложения, воз­никает дефицит. Продавцы должны некоторым образом распределять товары или услуги среди покупателей, продавцы выбирают покупателей.

«Пол» цены — законодательно утвержденный минимум цены товара или услуги. Пример: минимальный размер оплаты труда. Если ниж­ний предел цены находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спро­са. Следствие избыточного предложения — не­обходимость распределения покупательского спроса на товары и услуги, покупатели выбира­ют продавцов.

В случае естественной монополии, высокие постоянные и низкие предель­ные затраты не позволяют произвести цено­образование по предельным затратам, что приводит к их убыточ­ности. Существующие способы регулирования цен на продукцию естественного монополиста, также были рассмотрены в данном исследовании.

Реструктуризация естественных монополий очень перспективна для России. Ценовой произвол естественных монополистов при­водит к усилению регионализации национального и локализации ме­стных рынков. Это усугубляется неразвитостью рыночной инфраструк­туры, отсутствием или слабостью систем информации. Но главное - государственное регулирование деятельности естественных монопо­лий в принципе несовершенно и неэффективно.

Надо отметить, что у регулирующих органов практически во всех странах не хватает ни времени, ни квалифицированного персонала, ни информации. В большинстве случаев проверки финансовых отче­тов и бухгалтерских документов субъектов естественных монополий случайны, поверхностны и растянуты во времени. Свои заключения контрольные органы строят в основном на основе данных, предостав­ляемых самими проверяемыми предприятиями. Эффективность по­добного регулирования невысока и зачастую, ограничивая конкурен­цию, приносит больше вреда, чем пользы.

Из-за бюрократической волокиты между сроком принятия регу­лирующего решения и моментом проведения его в жизнь проходит достаточно большой промежуток времени, что становится тормозом развития этих отраслей. Так, в России сроки реализации постановлений Правительства Российской Федерации по регулированию цен на про­дукцию естественных монополий почти всегда были невыполнимыми. Да и сам процесс регулирования порождает дополнительные издержки со стороны как подпавших под него предприятий, так и государства.

Следовательно, с точки зрения долгосрочной стратегии нужны более эффективные меры по принуждению монополистов к цивилизованному поведению, чем административное регулирование цен и тарифов. Альтернативный способ воздействия на естественных моно­полистов - дерегулирование и стимулирование конкуренции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Налоговый Кодекс РФ Ч. I. 31.07.1998 г. № 146 ФЗ.

2. Налоговый Кодекс РФ Ч. II 05.08.2002 г. № 117 ФЗ.

3. Анохин Н.А. «Предпринимательское право». М. – 2000.

4. Борисов. «Основы экономических знаний». М. - 1998.

5. Быков А. Г. «Предпринимательское право». М. - 2000.

6. Вэриан Х. «Микроэкономика». М. - 2002.  

7. Гальперин В.М. «Микроэкономика» - С.-П.: «Экономическая школа». – 1997.

8. Ганелес О. «Контроль цен налоговыми органами» // Экономист. – 2000. - № 10.

9. Журавлева Г.П. «Экономическая теория. Микроэкономика». М. - 2004.

10. Куликов Л. «Основы экономических знаний». М. - 1997.

11. Макконнелл К., Брю С. «Экономикс: принципы, проблемы, поли­тика». М.: Дело. 1992.

12. Моргунов В. «Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий» // Вопросы экономики. – 2001. - №9.

13. Мэнкью Н. Грегори. «Принципы экономикс». С.-П.: Питер. – 2002.

14. Никифиров А. «Ценовое регулирование естественных монополий» // Вопросы экономики. – 1998. – №4

15. Сажина М., Чибриков Г. «Основы экономической теории». М. - 1998.

16. Томпсон А. «Экономика фирм». М.: «Финансы и кредит» – 1998.

17. Хайман Д.Н. «Современная микроэкономика». М. – 2000.



2020-03-17 157 Обсуждений (0)
Рыночный и традиционный подходы к регулированию цен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рыночный и традиционный подходы к регулированию цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)