Глава I . Анализ литературы по проблеме исследования
Выпускная квалификационная работа по специализации (031900) «Специальная психология» «Особенности использования развивающих игр, способствующих развитию воображения у старших дошкольников с ЗПР»
Красноярск 2006 г. Оглавление Введение Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 1.1 Особенности развития воображения в онтогенезе 1.2 Особенности воображения старших дошкольников с задержкой психического развития 1.3 Значение игры в развитии воображения старших дошкольников с задержкой психического развития Глава II. Констатирующий эксперимент 2.1 Организация исследования2.2 Методы и методики исследования2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента Глава III. Методические рекомендации по развитию воображения старших дошкольников с задержкой психического развитияЗаключениеСписок использованной литературыПриложение
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими, в отклонениях от норм поведения. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов. В дошкольном детстве происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных функций. Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко и др. показывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается неготовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить.По мнению Л.С. Выготского, необходимым условием для успешной игровой деятельности ребенка является создание мнимой или воображаемой ситуации, которая имеет место при расхождении наглядного и смыслового полей.Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у детей с задержкой психического развития, недостаточно разработаны. Исследование развития воображения у данной категории детей представляет определенный интерес, так как задержка формирования психических процессов создает определенные трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению. Сведений о воображении детей с задержкой психического развития недостаточно, обобщающие работы выходят без таких разделов. (Ульенкова У.В., 1990; Власова Т.А., Певзнер М.С., 1973; Мачихина В.Ф., Цыпина Н.А., 1981; Лебединская К.С., 1982). Поэтому вопросы изучения особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и влияние игр, обеспечивающих активизацию рассматриваемой психической функции у данной группы детей приобретает особую актуальность. Проблема исследования. Развитие воображения старших дошкольников с ЗПР с использованием развивающих игр является одним из условий готовности к школьному обучению, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной. Предмет исследования. Особенности использования развивающих игр, способствующих развитию воображения у старших дошкольников с ЗПР.Объект исследования. Особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.Гипотеза исследования. В своем исследовании мы предполагаем, что выявленные особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития и изучение специфики влияния развивающих игр на данный психический процесс позволит нам составить методические рекомендации, направленные на развитие воображения старших дошкольников с ЗПР и их личности в целом. Цель исследования. Выявить особенности развития воображения у старших дошкольников с ЗПР.Задачи исследования.1. Изучить литературные источники по проблеме исследования. 2. Выявить особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития. 3. Составить методические рекомендации, направленные на развитие воображения старших дошкольников с ЗПР. Методы исследования определялись в соответствии с целью и гипотезой работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития воображения старших дошкольников с ЗПР, посредством использования игр. Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных результатов и рекомендаций, имеющихся в общей и специальной литературе, были определены пути развития воображения старших дошкольников с ЗПР. Описанный методический материал может быть полезен воспитателям и психологам детских садов компенсирующего вида. Организация и база проведения исследования. Экспериментальной базой исследования являлся детский сад компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска. Исследование проводилось в 2006 году в три этапа. Первый этап - изучение и анализ психолого-педагогический литературы по проблеме исследования. Определение целей, объекта, задач, гипотезы эксперимента. Второй этап - проведение и анализ констатирующего эксперимента. Третий этап – разработка методических рекомендаций, направленных на развитие воображения старших дошкольников с ЗПР. Экспериментом были охвачены 10 детей, все они имеют диагноз – задержка психического развития. При комплектовании экспериментальной группы учитывались: 1) однотипный характер клинической формы ЗПР; 2) возраст детей; 3) сформированность процесса воображения. Структура и объём работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения, которое включает 5 таблиц, 3 рисунка к методикам.
Глава I . Анализ литературы по проблеме исследования
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |