Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и методики исследования



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При определении уровня развития воображения дошкольников с ЗПР использовались методики, предложенные авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (1995 г.), Л.Ю. Субботиной (1996 г.). Все методики были адаптированы для старших дошкольников с ЗПР.

Методика №1. «Свободный рисунок»Цель: определение уровня сформированности невербального воображения.

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Методика проведения: испытуемому предлагалось придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Уровни успешности:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

Методика №2. «Неоконченный рисунок».Цель: Выявление способности к воображению и целостному восприятию.Состоит из III этапов:I этап:Материал: блок последовательных рисунков, завершающихся полным изображением собаки;Методика проведения: ребенку предъявлялись по очереди каждый блок от А до Г и спрашивалось, что здесь нарисовано. Чем быстрее ребенок справлялся с этим заданием, тем лучше у него было развито воссоздающее воображение.На этом этапе воссоздающее воображение делится на:-высокий уровень - ребенок по фрагменту изображения "А" сумел сразу или не сразу, а подумав немного, правильно определить, что на целом рисунке собака.-средний уровень - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака только по фрагменту изображения "Б".-низкий уровень - ребенок определил, что эта собака, только по фрагменту изображения "В" или догадался, что это собака, лишь по фрагменту "Г".II этап:Стимульный материал: 9 прямоугольников, соединенных вместе, на которых контуром с разрывами изображены предметы.Методика проведения: ребенок должен был последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом из прямоугольников.На всю работу давалась 1 минута. По окончанию одной минуты, подсчитывалось, сколько картинок правильно определил ребенок. Это характеризовало интенсивность его воссоздающего воображения.Ключ к заданию: собака, дом, голова человека, автомобиль, магнитофон, рука, рыба, велосипед, молоток.На этом этапе воссоздающее воображение делится на:-высокий уровень - за 1 минуту ребенок назвал от 6 до 9 предметов.-средний уровень - за 1 минуту ребенок назвал 4 или 5 предметов.-низкий уровень - за 1 минуту ребенок назвал от 1 до 3 предметов или не назвал ни одного предмета.III этап:Материал: контурное изображение с разрывами.Методика проведения: ребенок должен был назвать, что здесь нарисовано и что делают персонажи.Это задание хорошо развивает воссоздающее воображение.Ключ к заданию: ребенок, играющий с собакой.На этом этапе воссоздающее воображение распределяется на:-высокий уровень - ребенок отвечает сразу или, подумав, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" - отвечает, что мальчик играет с собакой.воображение развивающий игра дошкольник задержка психический-средний уровень - ребенок только с помощью взрослого понимает, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" - отвечает, что бегают или гоняются.-низкий уровень - ребенок только с помощью взрослого, но все равно, с трудом, понимает, что нарисован мальчик и собака, или даже с помощью взрослого не понимает что нарисовано. И следовательно, не может ответить на вопрос "Что делают?" даже если им показать такое целое изображение мальчика и собаки.Методика №3. «Придумай игру».Цель: выявление уровня развития творческого воображения.Методика проведения: ребенок получает задание за 5 мин. Придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:1. Как называется игра?2. В чем она состоит?3. Сколько человек необходимо для игры?4. Какие роли получают участники в игре?5. Как будет проходить игра?6. Каковы правила игры?7. Чем должна будет закончиться игра?8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных учеников?Оценка результатов:В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые не должны, однако, подсказывать ответ.Критерии оценки:1. Оригинальность и новизна.2. Продуманность условий.3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.4. Наличие в игре определенных правил.5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра оценивается от 0 до 2 баллов.0 баллов – полное отсутствие в игре любого из перечисленных критериев (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.Высшая оценка – 10 баллов.Уровни успешности:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

6-7 баллов – средний;

4-5 баллов – низкий;

0-3 балла – очень низкийМетодика №4 «Придумай сказку».Цель: Изучение творческого воображения дошкольников на основе придумывания сказокМетодика проведения: ребенка просили сочинить сказку на свободно выбранную тему, а затем пересказать ее.Для оценки результатов особенностей творческого воображения использовались показатели:1. Сюжет сказки: бытовой, сказочный, приключенческий. Наличие сюжетных линий, их взаимосвязи.2. Композиция сказки: наличие зачина, завязки, развития сюжета, кульминации, развязки и концовки.3. Наличие главных и второстепенных героев, степень развернутости их характеристик.4. Наличие описаний внешнего вида героев, их душевных качеств.5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.6. Наличие идеи сказки: насколько она четко сформирована и, значит, осознана.Творческое воображение на основе придумывания сказок делится на:-высокий уровень - ребенок набрал от 21 до 30 баллов.-средний уровень - ребенок набрал от 11 до 20 баллов.-низкий уровень - ребенок набрал от 1 до 10 баллов.Каждый из показателей оценивается в баллах, за насыщенный показатель 5 баллов, чем меньше насыщенность показателя - тем меньше балл. Максимальное число баллов - 30.


2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Методы и методики исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и методики исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)