Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя в условиях разрешительной системы



2020-03-17 273 Обсуждений (0)
Раздел 3. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя в условиях разрешительной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие положения о лицензировании

 

Рассмотрим особенности правового статуса индивидуального предпринимателя в условиях разрешительной системы.

Сущность разрешительной системы заключается в том, что для занятия определенными видами деятельности требуется специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными органами государственной власти. Лицензирование, как правовое отношение между такими органами и предпринимателями, представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка - единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности[53].

Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней играют законы, и прежде всего Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[54] (далее - Закон № 128-ФЗ). Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования.

В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как: 1) документ (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418); 2) право (ст. 2 Закона о лицензировании 1998 г.); 3) юридический факт в форме соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ)[55]. Закон о лицензировании 2001 г. устанавливает, что лицензией считается специальное разрешение лицензирующих органов на осуществление конкретного вида деятельности (абз. 2 ст. 2).

Лицензия является основанием возникновения правоспособности, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая на основании лицензии правоспособность обусловливает персонифицированный характер лицензии, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем - лицензиатом.

К такому же выводу приходит и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31 августа 1999 г. № 422/99[56]. Дело рассматривалось по иску предпринимателя М., частнопрактикующего врача, о признании недействительным решения комиссии по лицензированию и сертификации медицинской деятельности, в соответствии с которым истец был лишен лицензии на занятие медицинской деятельностью. Причиной, послужившей основанием для лишения лицензии, стало нарушение истцом условий ее действия, выразившееся в допуске к осуществлению стоматологической медицинской помощи другого физического лица. Президиум ВАС РФ постановил, что право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц. Допуск к такой деятельности другого лица является нарушением условий действия лицензии.

У многих начинающих предпринимателей возникает закономерный вопрос: на какой вид деятельности надо получать лицензию? В настоящее время используется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности: во-первых, потенциальная опасность того или иного вида деятельности, т.е. возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; во-вторых, невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.

В статье 5 Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» прописано, что Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. В связи с этим в настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»[57], из которого следует, что функции по лицензированию в отношении наиболее распространенных видов деятельности, в частности, осуществляют: МВД, Минздрав, МНС, Минсельхоз, Минтранс, Минтруд, Минфин, Минэкономразвития, Госкомспорт.

Постановлением Правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден Перечень тех видов деятельности, лицензирование которых, помимо федеральных органов исполнительной власти, находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; ветеринарная деятельность; заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация лома черных металлов; публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале.

Необходимо обратить внимание на то, что если индивидуальный предприниматель осуществляет несколько лицензируемых видов деятельности, то потребуется лицензия на каждый вид.

В соответствии с законодательством Российской Федерации соискатель лицензии несет ответственность за предоставление недостоверных или искаженных сведений. Все документы должны быть приняты по описи. Лицензирующий орган обязан вручить заявителю копию описи с отметкой о дате приема документов.

Федеральный закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

В связи с этим лицензирующий орган не вправе отказать в выдаче лицензии по причине нецелесообразности хозяйственной деятельности, в частности достаточности того или иного вида товаров или услуг на рынке[58].

После получения документа, подтверждающего наличие лицензии, индивидуальный предприниматель вправе осуществлять указанный в этом документе вид деятельности. При этом передача лицензиатом своих прав и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением лицензируемой деятельности, не допускается.

Таким образом особенностью правового статуса индивидуального предпринимателя в условиях разрешительной системы является совокупность обязанностей и прав, возникающих при занятии определенным видом деятельности, который законодателем указан как подлежащий лицензированию.

Рассмотрим особенности юридической ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования. При этом уделим отдельное внимание анализу судебной практики по рассматриваемому вопросу.

 



2020-03-17 273 Обсуждений (0)
Раздел 3. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя в условиях разрешительной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя в условиях разрешительной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)