Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Драматизм диалогов Платона. Образ Сократа и система персонажей. « Мифы » Платона.



2020-03-17 506 Обсуждений (0)
Драматизм диалогов Платона. Образ Сократа и система персонажей. « Мифы » Платона. 0.00 из 5.00 0 оценок




V-VI вв. до н. э. – период интенсивного развития греческой философии, создания основных философских систем древности. К этому времени относится и материализм Демокрита, и идеализм Платона, и, наконец, колеблющаяся между материализмом и идеализмом система Аристотеля.

 

Платон (427 – 347) – основоположник античного идеализма. Учение Платона глубоко антидемократично. Народ должен сохранять свои религиозные представления, которые у Платона становятся уже сознательным средством обмана масс. Особенно ненавистны Платону материалистические теории, так как они сеют безбожие и грозят революцией.

 

Философское исследование связано у Платона с мистическими «прозрениями»; как провидец он вещает о загробной жизни души, об истинном мире вечных и неизменных «идей».

 

В творчестве Платона можно наметить три периода. В первый, «сократический» период Платон ещё строго следует методу своего учителя Сократа и ведет исследование главным образом в форме беседы, вопросов и ответов. В дальнейшем, когда у Платона вырабатывается самостоятельная система, рядом с беседой появляется и связное изложение. Философская аргументация чередуется с художественно обработанными «мифами». К этому периоду относятся и наиболее совершенные по художественному оформлению диалоги (например, «Пир», «Федон», «Федр»). Новый поворот во взглядах Платона привел к тому, что, начиная с 60-х годов IV в., Сократу отводится менее значительное место.

 

Как литературные произведения, диалоги Платона интересны прежде всего искусством портретной характеристики. В дискуссии сталкиваются между собой не только мнения, но и их живые носители. Персонал диалогов многообразен: выступают философы, поэты, молодые люди из сократовского круга. Почти всегда это исторические лица, выведенные под их действительными именами; диалог обычно получает свое название по имени кого-либо из собеседников.

 

Действующих лиц своих диалогов Платон индивидуализирует, не только указывая их позиции в философских вопросах, но и рисуя их поведение, манеру держаться. Живой драматизм диалогов подчеркнут сценарием. Стечение публики по случаю приезда знаменитого софиста («Протагор»), пирушка после победы на трагических состязаниях («Пир»), прогулка в жаркий летний день («Федр»), предсмертное свидание Сократа с друзьями («Федон») создают обстановку, на фоне которой непринужденно возникает философская беседа.

 

Все философские произведения Платона - художественные литературные сочинения, составленные в форме диалогов, за исключением "Защитительной речи Сократа". Платон не был создателем философского диалога, он использовал богатый опыт своих предшественников, прежде всего софистов, в совершенстве владевших искусством обосновывать свое мнение с помощью вопросов и ответов. На художественную форму его диалога оказала влияние драма. Платон очень любил комедии Эпихарма и мимы Софрона, причем последние даже привез из Сицилии в Афины и постоянно хранил под подушкой. В молодости он сам писал драматические произведения. Свою классическую художественную форму литературный диалог приобрел в творчестве Платона, поэтому с его именем связано рождение нового прозаического художественного жанра. Отличительными особенностями платоновского диалога являются: искусное обрамление, ведение рассказа от первого лица, сочетание в рассказе событий прошлого и настоящего, яркие портретные характеристики собеседников.

 

Например, действие диалога "Пир" происходит в доме трагического поэта Агафона, который собрал друзей, чтобы отметить свою победу в драматическом состязании. Тема застольной беседы - любовь, о которой каждый из присутствующих рассказывает что-нибудь оригинальное. Позже всех приходит Сократ. Его рассказ о божественной сущности любви как об естественном стремлении человека к красоте завершает беседу. В диалоге "Федр" Сократ беседует со своим учеником Федром о душе, которая стремится познать вечные идеи. Собеседники отдыхают на лоне природы. "Прекрасное, клянусь Герой,- говорит Сократ,- место для отдыха! Платан-то какой развесистый и высокий! Как прекрасен этот высокий и тенистый кустарник! Как он расцвел. Всю местность наполнил он своим благоуханием. А под платанами бьет прелестнейший источник воды студеной - это и ноги чувствуют. Судя по статуям, изображающим девушек, место это посвящено каким-то нимфам и Ахелою. А как приятен и сладок здесь ветерок! Легким шелестом подпевает он хору цикад. Но роскошнее всего мурава! Она пышно раскинулась по отлогому склону вверх, и великолепно будет опустить на нее голову. Проводником ты был прекрасным, любезный Федр!"

 

Платон создает живые образы своих современников, иногда иронизируя над ними или пародируя манеру держаться, говорить. Особенно жизненным представляется образ Сократа, однако в последних диалогах Сократ превращается в какого-то бесплотного, отрешенного от жизни философа.

 

 

Поэтический характер имеют «мифы»: Платон изображает парение ещё не воплотившейся души у граней наднебесных пространств и созерцание «истины» («Федр»), рисует картины загробного суда («Георгий», «Федон», «Государство») и т. д.

 

Особенно характерно для Платона использование мифа, причем мифа искусственного, сочиненного самим философом с целью наведения мысли слушателя и читателя на искомую идею, где это невозможно сделать с помощью логического рассуждения.

 

Рассказ Платона об Атлантиде содержится в двух его диалогах — «Тимей» и «Критий». Они получили название по главным участникам диалога — знаменитому философу-пифагорейцу Тимею и дальнему родственнику Платона Критию, в доме которого происходит беседа. Действие диалогов отнесено к 421 г. до н. э., когда еще был жив Сократ, участвующий в диалоге, а западное направление афинской политики приобрело приоритет. Не случайно, что Тимей был уроженцем Италии, другой участник диалога, Гермократ, — сицилийцем: для людей Запада было уместно говорить о расположенной на Западе Атлантиде. Критий же вводит разговор в новую плоскость, сообщая семейное предание об этой стране, будто бы услышанное им от своего деда, передававшего рассказ вернувшегося из Египта Солона. Таким образом, Атлантида всплывает в беседе друзей совершенно естественно, но за этой естественностью стоит продуманный Платоном подбор участников диалога и его время. В наступившей в ходе Пелопонесской войны передышке (Никиев мир) в афинском обществе живо обсуждались все связанные с Западом темы.

 

История Атлантиды облечена в привычную для греков форму мифа. Но мифы Платона разительно отличаются от привычных мифов,. Сам Платон резко отрицательно относился к старым мифам, считая, что они развращают людей, давая им примеры дурного поведения и порчи богов. Он, выступая как предтеча будущих цензоров, рекомендовал произвести отбор достойных мифов и изъятие недостойных, хотя бы автором последних был бы сам Гомер. В будущем идеальном государстве, план которого предлагал Платон, за чтение Гомера публично наказывали плетьми. Собственно говоря, Атлантида и есть созданный Платоном образец мифа, который должен был заменить вредные старые мифы и способствовать воспитанию идеального гражданина.



2020-03-17 506 Обсуждений (0)
Драматизм диалогов Платона. Образ Сократа и система персонажей. « Мифы » Платона. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Драматизм диалогов Платона. Образ Сократа и система персонажей. « Мифы » Платона.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)