Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности переходной экономики



2020-03-17 143 Обсуждений (0)
Особенности переходной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

. Особенности переходной экономики России

. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности

. Формы собственности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

Сегодня нельзя представить современное общество без экономики. Экономика важная сфера в жизни общества, страны и мира в целом. Поэтому, как и все вокруг подвержено изменению, то по мере развития общества менялась и экономическая структура, менялись типы экономики и процесс управления ею. Смена, того или иного вида экономики порождает промежуточный этап в эволюции экономики, когда происходит смена одной исторической ступени развития на другую. В связи с этими изменениями возникает особенный вид экономики, как переходная. Проблема переходной экономики возникала в экономической науке неоднократно: в связи с переходом от аграрного общества к индустриальному (от феодализма к капитализму), от капитализма к социализму и, наконец, в современных условиях в связи с «постиндустриальными тенденциями» в развитых капиталистических странах и переходными процессами в бывших социалистических странах, вставших на путь формирования рыночной экономики. Все это делает необходимым изучение вопросов о содержании и закономерностях переходной экономики, об особенностях экономической политики в этот период, о таких важнейших экономических процессах как либерализация экономики и приватизация собственности. Поэтому сегодня тема переходной экономики, весьма актуальна. С учетом всех изменений, которые происходят в настоящее время в российском обществе важно отследить все эти происходящие изменения для полного изучения данной темы. Кроме этого, важно проанализировать приватизацию и формы собственности в переходной экономике.

Эта проблема исследовалась в работах таких ученых-экономистов как Еремина Ю.В., Камаева В.Д, Чепурина М.Н, Борисова Е.Ф., Суханова, Л.Ю., Грудцына М.И., и др. Кроме научной литературы, для раскрытия темы работы, анализировалось действующее законодательство России, материалы экономической аналитики, и периодические издания.

Целью работы является подробное рассмотрение переходной экономики и ее особенностей. Для достижения указанной цели, были поставлены следующие задачи:

. Рассмотреть содержание переходной экономики и причины ее возникновения.

. Выявить особенности переходной экономики.

. Определить понятие и сущность приватизации.

. Изучить формы собственности.

 


Особенности переходной экономики

 

Прежде чем рассмотреть особенности переходной экономики необходимо понять, что из себя представляет, переходная экономика, понять ее сущность и причины возникновения.

В конце 80-х и начало 90-х годов ХХ столетия Российская Федерация и другие постсоциалистические страны осуществляют переход от плановой (административно-командной) системы к современной рыночной экономике. Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития.

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Это грань, разделяющая две эпохи: эпоху с ложного, противоречивого развития экономических систем XX века и эпоху начала третьего тысячелетия, в которую вступает человечество, опираясь на потенциал, тенденции и традиции, сформировавшиеся в XX столетии. Одновременно это эпоха новых, кардинальных изменений во всех сферах человеческой жизни, и прежде всего в экономической.

Специфика переходного процесса в российской экономике.

В начале рыночных преобразований в России были выработаны различные программы реформ:

 экономическая программа перехода к рынку (Абалкин, Рыжков - 1989);

 программа «5 дней» (Явлинский - 199);

 «Стратегия России в переходном периоде» (Чубайс, Васильев, Улюкаев, Шо-хин, Глазьев, Гайдар - сентябрь-октябрь 1991).

Исходным условием разработки последней программы был тот факт, что с 19 августа 1991 года СССР фактически не существовал. Республики выступали за экономический союз и немедленную политическую независимость. Это было равносильно осуществлению реформ за счет России. В этой ситуации выход для России был в провозглашении экономической независимости и проведении самостоятельных реформ. Это был отказ от «русского пути», признание мирового опыта рыночных преобразований в, соответствии с которым первичным звеном стабилизации и реформ является финансовая стабилизация. Общеэкономическая системная трансформация в России включала:

 либерализацию цен, либерализацию внутренней и внешней торговли;

 достижение некоторой стабильности в бюджетно-фискальной сфере;

 формирование институтов экономической самостоятельности России: эмиссионной, кредитно-денежной, таможенной, бюджетно-фискальной и инвестиционной политики, их правового и институционального обеспечения.

Апробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить следующие экономические этапы переходной экономики в РФ:

 создание политических и институциональных предпосылок (1991);

 либерализация экономики (1992);

 приватизация (1992-1994);

 этап инфляционистской, протекционистской политики (1994-1995);

 реструктуризация предприятий, остановка падения производства (1996-1997);

 финансовый кризис и его последствия (1998-1999);

 выход на траекторию экономического роста (2 - по настоящее время).

В переходной экономике либерализация цен обязательный и неизбежный этап. Вполне оправдано, что цены на энергоресурсы, коммунальные услуги, транспорт и многое другое не освобождены полностью и по сей день. Неконтролируемый отпуск цен, ранее абсурдно низких, приводил бы к параличу российской экономики и российской жизни. Намеренное отставание темпов роста цены рабочей силы (заработной платы и пенсий) логически увязывается с политикой финансовой стабилизации. Но отказ властей индексировать сбережения населения и финансовые средства предприятий в соответствии с динамикой цен - серьезная стратегическая ошибка. Многолетние сбережения, накопленные в стране, были конфискованы государством и просто испарились.

«Приватизация по-российски» - наиболее болезненная в экономическом и моральном плане стратегическая ошибка. Она вылилась в ускоренную раздачу государственной (общенародной) собственности лицам, приближенным к власти, директорскому корпусу и предприимчивым авантюристам. В начале 1992 г. основные фонды российской экономики оценивались примерно в 2 трлн. руб. Во всех кредитных учреждениях страны на тот момент находилось на счетах предприятий около 600 млрд. руб. и на счетах физических лиц - около 300 млрд. руб. Этих денег в качестве «стартовых» было достаточно для начала постепенной приватизации «за выкуп», т.е. естественным путем. Дополнительно предпринимались меры по искусственному созданию тончайшего слоя крупных собственников:

 административная раздача квот на экспорт, в основе которой лежала разница внутренних и внешних цен на товар, достигавшая десятки раз;

 выборочное освобождение привилегированных структур от таможенных пошлин (табак, лекарства, автомобили и т.п.);

 выдача государственных кредитов частным банкам под нулевой, а с учетом инфляции - под отрицательный процент;

 проведение «залоговых аукционов», в результате которых крупные прибыльные государственные предприятия переходили к частным владельцам по символическим ценам или бесплатно;

 передача спиртового оборота в руки подпольных производителей.

Анархия и тотальный произвол, опасения конфискаций, криминализация, сопровождавшие переход российской экономики к рынку, привели к бегству капиталов из страны. Начиная с 1990 г. до сегодняшнего дня на 1 долл. притока всех ресурсов из-за рубежа, включая государственную и международную помощь, приходится 3-4 долл. оттока российских средств за границу.

Финансовая стабилизацияпредусматривала в первую очередь борьбу с галопирующей инфляцией, которая перерастала в гиперинфляцию. Генеральным направлением финансовой политики было всемерное сокращение денежной массы. На практике это означало - не платить никому (по выполненным государственным заказам, по бюджетным обязательствам, трансфертам). В период 1992-1999 гг. обеспеченность потребностей российской экономики деньгами снизилась в 12 раз. Только 20% хозяйственных операций осуществлялось посредством живых денег, остальные - посредством денежных суррогатов (бартер, взаимозачеты). По экспертным оценкам 1 руб., невыплаченный из консолидированного бюджета, порождал 6-7 руб. неплатежей по всей цепи экономических отношений: неуплата налогов, не возврат кредитов, взаимные неплатежи предприятий и т.д. Всеобщий кризис неплатежей почти парализовал российскую экономику вплоть до 1999 г. За это время в два раза ВВП сократился. Негативную роль сыграло и сверхвысокое налогообложение, которое вытолкнуло до 50% производства «в теневую» экономику. Сокрушительное действие на экономику оказали две специфические акции. Первая - это строительство с середины 1990-х гг. государственной финансовой пирамиды. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) предназначались для замены денежной эмиссии на менее инфляционный государственный долг. Фактически ГКО создали мощный источник быстрого обогащения владельцев крупных денежных средств. Следствием этого стал уход из реального сектора основной массы потенциальных инвестиций. Вторая длительная акция - искусственное поддержание курса рубля на неизменном, резко завышенном уровне по отношению к доллару. Десятки млрд. долл., занятых у МВФ и других зарубежных источников, были потрачены на поддержание нереального курса. Число российских предприятий и отраслей, задушенных искусственно дешевым импортом, невозможно подсчитать.

Итогом этих акций стал государственный дефолт в августе 1998 г. Ущерб выражается в массовом разорении отечественных фирм, компаний и банков, очередной потере сбережений, во внезапном резком падении доходов населения. Самым существенным и долгосрочным фактором российской экономической действительности стала утрата доверия населения и инвесторов к властям. При потребности страны в производственных инвестициях порядка 100 млрд. долл. в год, покрываемых сегодня лишь на 40 %, население продолжает хранить вне банковского оборота не менее 60 млрд. наличных долл. Уже более десятка лет происходит бегство капитала за границу в масштабах 20-25 млрд. долл. в год. В этих условиях может вызвать удивление лишь та быстрота, с которой экономика России преодолевает последствия кризиса:

 ежегодный прирост ВВП на 5-6%;

 оживление перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства;

 ликвидация бюджетного дефицита (правда, не столько за счет роста его до-ходов, сколько за счет сокращения расходов);

 более или менее своевременные выплаты зарплаты и пенсий, скромное опережение темпов их роста над темпами инфляции;

 рост валютных резервов страны;

 нормализация обслуживания внешнего долга (за три года выплачено около 25 млрд. долл. или почти 16 всей внешней задолженности);

 возрождение инвестиционной активности.

Все это признаки того, что Россия прошла нижнюю точку своего падения. Принято считать, что позитивные результаты последних лет обеспечены главным образом действием двух факторов:

 во-первых, резкий взлет мировых цен на нефть и газ;

 во-вторых, эффект от овальной (в 4 раза) девальвации рубля, которая ощутимо повысила доходы российских экспортеров и защитила отечественных производителей от чрезмерной иностранной конкуренции.

Улучшение экономической ситуации во многом связано с деятельностью послекризисного правительства Е. Примакова. Отказ от режима валютного управления и проведение расширенной денежной эмиссии создали необходимые предпосылки для скорого преодоления всеобщего кризиса платежей. После дефолта количество денег в обращении увеличилось более чем вдвое, денежная масса в стране выросла до 21-22% ВВП, соотношения квазиденег (включая бартер) и нормальных денег приближается сегодня к соотношению 20:80. Среди позитивных послекризисных действий необходимо отметить:

 далеко идущую по своим последствиям налоговую реформу;

 повышение внимания к нуждам мелкого и среднего бизнеса - главного средства оживления российской экономики и решения проблемы занятости;

 принятие Трудового Кодекса и ряда других законодательных актов, сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию;

 попытки обуздать коррупцию и криминалитет.

Отдельный политический и экономический вопрос огромной важности - возможность возвращения в казну ренты на природные ресурсы и основных до-ходов спиртового оборота, которые остаются сегодня преимущественно у частных компаний и в совокупности превышают по своим размерам всю современную доходную часть консолидированного бюджета. Ни деньги, ни рынок не могут быть объективным ориентиром в движении ресурсов, если основные ценовые пропорции в экономике резко деформированы. В настоящее время активно обсуждается проблема дальнейшего исправления ценовых диспропорций, оставшихся от прошлых времен. Сегодня внутренние цены в отдельных секторах не только приблизились, но и превзошли мировые цены. Производители других секторов стремятся «подогнать» свои цены к мировому уровню, прежде всего, в таких высокомонополизированных отраслях как электроэнергетика, газоснабжение, транспорт, коммунальные услуги, связь.

Однако трудно признать в нынешних условиях подобное давление обоснованным. Основной перекос в ценах был за истекшее десятилетие во многом выправлен, и естественные монополии получили все, что им полагалось. Дальнейший опережающий рост цен на продукцию естественных монополий, а тем более тотальное приближение их на внутреннем рынке к мировому уровню чреваты для страны не только новым «разгоном» инфляции, но и многими другими серьезными опасностями как в производственной, так и в социальной сфере. Рынок и рыночные критерии во многих сферах жизнедеятельности не только страны в целом, но и отдельного человека имеют свои пределы, выход за которые ставит под угрозу саму эту жизнедеятельность. В наибольшей мере по сравнению с мировым уровнем (по уровню раз-витых стран) у нас занижена цена главного товара во всякой рыночной экономике - цена рабочей силы. Российский труд с учетом его квалификации недооценен в несколько раз. Доля труда в издержках производства промышленной продукции в России составляет ныне не более 12%, в то время как на Западе она находится на уровне 50-60% и выше. В этом сегодня состоит главная «ценовая» проблема. И принципиальные возможности ее решения есть даже и при существующем уровне производительности труда. В современной российской хозяйственной жизни отсутствует целостная экономическая система, сбалансированная во всех своих составляющих. Так, например, нефтедобывающий сектор экономики может развиваться без оглядки на внутренний спрос, ориентируясь лишь на внешнеэкономическую конъюнктуру; инвестиции в реальный сектор экономики практически не связаны со сбережениями населения; различия в уровне и темпах экономического развития в региональном разрезе также весьма значительны. Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая система России характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества, которые препятствуют осуществлению реформ и обеспокоены лишь извлечением административной ренты. Не случайно правительство РФ разрабатывает мероприятия по дебюрократизации экономики.

Устойчивость институтов или «правил игры» является важнейшим фактором роста. Необходимо укрепить нормативно - регулирующие функции государства, поскольку не исполняемость законов и безвластие - одна из главных причин неудовлетворительного функционирования в России. Скудная финансовая основа для производственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационного характера, требующих сравнительно небольших финансовых вложений: реструктуризация предприятий, проведение анти-монопольной политики, создание экспортных картелей, защита малого бизнеса, совершенствование правовых основ корпоративного управления. Особо важную роль в сбалансированном росте играет промышленная или структурная политика. Ее долгосрочная цель - структурная перестройка экономики, формирование субъектов рынка, создание высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивому росту. Острая нехватка частных и государственных капиталов заставляет концентрировать инвестиции на небольшом числе наукоемких производств, способных выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию. Для этого необходимо развивать банковскую систему, которая послужит инструментом перераспределения ресурсов на приоритетные, с точки зрения общества, проекты и программы. Промышленную политику надо сочетать с реформами налогово-бюджетной, банковской систем, использованием кредитно-денежных, валютных и других рычагов. Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать перехода к устойчивому росту в ближайшем обозримом будущем. Именно экономической рост является основой для повышения благосостояния населения. В результате сложатся условия для усиления социальной направленности российской экономики, финансирования накопления человеческого капитала и создания механизмов социального партнерства с тем, чтобы к концу первого десятилетия XXI века сформировать основы социальной рыночной экономики и завершить тем самым переходный период.

Особенности переходной экономики России можно кратко охарактеризовать следующим:

·         во-первых, это историческая беспрецедентность перехода, выступающего как переход к современной рыночной экономике не от традиционной, а от особой, существовавшей в относительно небольшом числе стран плановой экономики. «Социалистичность» плановой экономики - определяющая характеристика исходного состояния современных переходных процессов в российском обществе. Сформировавшаяся в течение десятилетий социалистическая система ценностей и ориентации продолжает проявляться в действии факторов не только экономических (обусловливая трудности и своеобразие реформирования экономики), но и внеэкономических, имеющих особо важное значение в переходных состояниях.

Россия вновь (как и после 1917г.) выступает первопроходцем, должна решать проблемы, не известные до сего времени. Уникальность российских проблем означает, что в их решении нельзя полагаться на какие-либо «конкретные модели», разработанные для переходных процессов;

·         во-вторых, российское общество сегодня на пути реформаторского развития должно осуществлять как бы и «возвратное» движение к эффективному использованию рыночных отношений со всеми их атрибутами, разнообразию форм собственности, развитию предпринимательской деятельности и т.д.;

·         в-третьих, переходный процесс в России происходит в конце XX в. в особых исторических условиях - условиях развернувшихся глобальных переходных процессов.

Глобальные переходные процессы в мире не могут не влиять на экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных общечеловеческих тенденций;

·         в-четвертых, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: служит своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет был проникнут данным «раздвоением».

В экономическом плане российское общество в значительной мере несет черты именно восточной культуры: огромная роль государственного начала, неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие характерного для Запада гражданского общества, господствующая роль связей, олицетворяющих зависимость «власть - человек», характерная для Востока приземленная, несущественная роль человека.

Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, - довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

 



2020-03-17 143 Обсуждений (0)
Особенности переходной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности переходной экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)