Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приватизация и ее роль в преобразовании собственности



2020-03-17 187 Обсуждений (0)
Приватизация и ее роль в преобразовании собственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3.7.1991 г. определяет приватизацию как «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и с образованием коллективно-частной собственности в виде акционерных обществ, что наблюдается чаще. Сама по себе приватизация - это характерное явление и в рыночной экономике. Необходимость приватизации в современном обществе возникает вследствие неэффективной деятельности государственных предприятий. Ее чертами здесь являются многообразие форм и методов проведения; ее избирательность, т.е. не широкий, не массовый характер; длительность сроков этого процесса; предварительное санирование убыточного производства; наконец, как правило, возмездный характер.

Приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах, прежде всего по содержанию и по срокам. Однако роль приватизации в постсоциалистических странах небесспорна. Иногда с ней отождествляют все преобразования собственности. Это неоправданное упрощение, ибо приватизация - лишь одна из форм этого процесса. Кроме того, обращает на себя внимание сложность, длительные сроки приватизации, значительные издержки. Наконец, приватизация сама по себе, прежде всего, формальный акт. Она не создает автоматически ожидаемого повышения эффективности, тесно связана с другими условиями, которых может и не быть в должной мере: нужны институты рыночной инфраструктуры, соответствующая система права, должен сформироваться иной (рыночный) тип хозяйственного мышления. В России, как и во всех других бывших социалистических странах, приватизация занимает заметное место, имеет существенные особенности, свойственные в той или иной мере всем этим странам.

Это историческая беспрецедентность данного процесса, совершаемого при переходе от плановой экономики к рыночной. Именно это обстоятельство порождает его основные специфические черты.

Приватизация во многом предшествует созданию достаточно развитой рыночной инфраструктуры, что снижает ее эффективность, увеличивает издержки преобразований.

Масштабность, массовый характер приватизации, вызванный, с одной стороны, высоким удельным весом государственной собственности в странах плановой экономики, а с другой - стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества.

В связи с этим - высокие темпы процесса приватизации, объясняемые, в частности, и особенно в России, стремлением придать процессу преобразований в этой области необратимый характер.

Высокий удельный вес неэквивалентных форм приватизации (безвозмездная передача, оплата не в полной мере).

Следует особо подчеркнуть, что уже в самом начале реализации Государственной программы приватизации, принятой в июне 1992 года, возникли серьезные разногласия между законодательной и исполнительной властью о механизме и конечных целях приватизации. В результате концепция и ход приватизации были кардинально трансформированы. Так, даже по мнению западных экспертов, «экономические соображения были во многом подчинены политическим задачам», при этом «почти не принималась во внимание роль управления деятельностью предприятий в повышении их эффективности». Российская приватизация проводилась во многом без должного представления о перспективах приватизируемых предприятий. Не оговаривались предварительные условия о характере будущей деятельности, осуществлении определенных инвестиций, повышении эффективности производства и т.п. В итоге на приватизированных объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под торговые помещения, офисы, использовались в спекулятивных целях. В конечном счете, российская приватизация в очень короткие сроки выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой. Она предоставила узкому кругу частных лиц возможность бесконтрольно распоряжаться огромной массой национального имущества - отчасти по праву перешедшего к ним титула собственности, но главным образом путем фактического контроля над акционированными предприятиями в противовес распыленным имущественным правам миллионов рядовых владельцев акций. Такой характер приватизации не мог обеспечить создание механизма взаимной ответственности частных субъектов хозяйствования, который заменил бы механизм ответственности администрации государственных предприятий в директивно управляемой экономике.

Приватизация делится на три этапа:

Первый этап - это так называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный процесс приватизации, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти.

Самым важным для этого этапа становится очень быстрое количественное увеличение частных предприятий и структур регулирования прав частной собственности. Признаком завершения первого этапа является уменьшение интенсивности роста количества предприятий, и появления качественных сдвигах в сформировавшихся институтах частной собственности. Его также называют ваучерным или чековым этапом.

Второй этап - денежный или пост-чековый - состоит из двух параллельных процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого необходим полностью завершенный комплекс других элементов. Третий этап является последним в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.

 

Формы собственности

 

Одной из фундаментальных характеристик любой экономической системы является господствующая форма собственности. Собственность можно рассматривать с двух сторон - экономической и юридической.

Собственность, с юридической точки зрения, есть закрепленная государством систематизированная совокупность норм, правил, регулирующих имущественные и прочие виды экономических отношений, и обязательных для всех субъектов права.

Собственность, с экономической точки зрения, есть фактические, "волевые" отношения между субъектами разного рода по поводу производства, распределения и присвоения условий и результатов производства.

Существование этих фактических отношений совсем не обязательно может быть санкционировано и оформлено государством, что тем самым превращает их в юридические нормы, поддерживаемые мощью государственного принуждения. Правовое оформление отношений собственности, как правило, следует, развивается за изменениями фактических, волевых отношений.

Формы собственности находятся в постоянном развитии. По мере развития цивилизации менялись и отношения собственности, принимая самые разнообразные формы.

Нередко утверждают, что основой рыночных отношений может быть лишь частная собственность, под которой понимают собственность отдельных лиц или индивидуальную собственность. Мировой опыт свидетельствует, что развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опирается на многообразие форм собственности, ибо только в этом случае возможна эффективная экономика, так как все формы собственности объективно необходимы и общественно полезны в рыночной экономике. Сам рынок безразличен к формам собственности, но не безразличен к тому, насколько самостоятельны рыночные субъекты и насколько они свободны в своей хозяйственной деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

Государственная собственность охватывает те виды деятельности, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (средства информации, социальная и производственная структура, экологическая защита, фундаментальная наука и наукоемкое производство, такое, как освоение космоса и т.д.). Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи терпящим банкротство негосударственным предприятиям. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизации.

Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.

В то же время вне зависимости от экономического и социального строя государственная собственность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с развитием государственной собственности в сферах, где возможности рынка ограниченны и снижена мотивация к труду. С другой - эффективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезли-ченности собственника и утраты предприятием рыночной ориентации.

Преобладание государственной формы собственности ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики страны, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна для производителя.

Таким образом, речь может идти об устранении не государственной собственности, а ее монопольного положения. Государственная собственность в виде общенациональной, республиканской и муниципальной всегда играет существенную роль в экономике.

В западной экономической теории и практике утвердилось представление, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности. В таком понимании есть своя логика. Государство выступает в качестве представителя всего общества, а остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества, и поэтому правомерно считать их обладателями частной собственности.

К объектам частной собственности можно отнести:

1. домашние хозяйства как экономические единицы, осуществляющие производство продукции и услуг для собственных нужд;

2. легальные частные предприятия, действующие в соответствии с законодательством. Это предприятия любого размера: от индивидуальных, кустарных до крупных;

.   частное имущество или личные сбережения, используемые любым способом - от сдачи внаем квартир до денежных операций между частными лицами;

.   нелегальные частные предприятия в составе теневой экономики. Сюда входит вся деятельность в сфере производства товаров и оказания услуг, которую частные лица осуществляют без специального разрешения властей.

Частный сектор развивается спонтанно, без каких-либо инструкций из центра, что свидетельствует о жизнеспособности частной собственности. Основными условиями развития частного сектора считаются:

·         полная свобода учреждения предприятия и начала любой производственной деятельности;

·         законодательные гарантии выполнения частных договорных обязательств;

·         необходимость абсолютной безопасности частной собственности;

·         стимулирование частных инвестиций кредитной политикой;

·         уважение к частному сектору.

Многие экономисты мира признают, что частная собственность выступает теперь не только в индивидуальной (трудовой и нетрудовой), но и в других формах: коллективной, групповой, акционерной.

Коллективная собственность в России представлена прежде всего кооперативной собственностью колхозов, потребительской и других форм кооперации, а также акционерной собственностью и собственностью совместных, смешанных предприятий.

Кооперативная - это коллективная форма собственности, не утратившая индивидуализма, что проявляется в связи дохода с индивидуальным вкладом (паем). Отсюда - ее более сильный мотивационный потенциал.

Собственность потребительской кооперации существенно отличается от собственности колхозов. Колхозы - это производственные кооперативы, и их собственность функционирует в сфере производства. Потребкооперация - это потребительские кооперативы в сфере потребления и обращения (хотя они выполняют и производственные функции), но здесь работают не только их члены. Члены кооперативов имеют преимущества в приобретении той или иной продукции.

Разновидность коллективной формы собственности представляет акционерная собственность, которая является коллективной и по способу возникновения, функционирования, и по экономическим формам реализации: Исторически материальной основой возникновения акционерной формы была потребность обобществления, присущая крупному машинному производству. Но только этого явно недостаточно. Крайне необходимо также высокое развитие кредита, порождающее доверие. Акционерная собственность возникает на основе добровольного объединения денежных средств различных слоев населения. Такое объединение становится базой совместного коллективного создания доходов в процессе функционирования акционерного предприятия и индивидуального их присвоения в виде дивидендов.

В экономической литературе помимо основных форм собственности выделяют и другие, производственные формы, такие, как собственность общественных организаций, ассоциаций, товариществ, церкви и т.д., семейная собственность. Особое место занимает интеллектуальная форма собственности, представляющая собой присвоение знаний, обмен научной информацией, культурой, искусством, изобретениями, которая делает возможной так называемую утечку мозгов.

Развитие форм собственности на современном этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате чего появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности (см. схему в приложении).

Итак, ни одна из форм собственности не может быть идеальной и универсальной. Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Частная собственность используется там, где не требуется большой концентрации средств, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально

 


Заключение

 

В заключении необходимо отметить, что переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества - эпоху экономических, политических и социальных преобразований. В исторически небольшой отрезок времени меняются: отношения собственности; способы распределения ресурсов; цели и средства экономического развития; типы воспроизводства; модели мотивации; правовые институты.

Для переходной экономики характерны неустойчивость, наличие множества вариантов "конечных" пунктов перехода, большая роль внеэкономических факторов. Направленность, выбор конечной цели, продолжительность существования переходной экономики во многом зависят от соотношения различных социальных сил, партий, содержания экономической политики, степени поддержки политики государства населением и т.п.

Кризис плановой экономики в России вызвал необходимость перехода к рыночной экономике. Реформирование плановой экономики предполагает приватизацию, либерализацию и макроэкономическую стабилизацию. Однако процесс изменения хозяйственного механизма сопровождается ухудшением социально-экономического развития страны (инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни, спад производства, появление безработицы, снижение накоплений и инвестиционной активности, ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственной жизни, дифференциация доходов, социальное расслоение). Переходный период включает в себя три этапа: этап кризисного развития, этап стабилизации, этап возобновления экономического роста.

Проведение приватизации в России обусловлено необходимостью перехода от доказавшей свою несостоятельность плановой экономики к смешанной, предполагающей наличие разнообразных и равноправных форм собственности. Основные цели, которые должны были быть достигнуты в ходе приватизации: формирование слоя частных собственников-предпринимателей; создание конкурентной среды; демонополизация экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; привлечение иностранных инвестиций и др. На первом этапе приватизации переход государственной собственности в частную происходил бесплатно. Второй этап предполагал денежную приватизацию, осуществляемую путем продажи государственного имущества на аукционе, по конкурсу, продажи контрольного пакета акций акционерных обществ в частную собственность, выкупа ранее арендованного имущества. В ходе приватизации значительная часть государственной собственности была формально преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией. Сегодняшняя задача - это формирование эффективного собственника - хозяйствующего субъекта, который обладает всей полнотой прав собственности, заинтересован в развитии предприятия и способен осуществить для этого соответствующие инвестиции.

Роль государства в переходной экономике отличается от его роли в условиях командно-административной и рыночной экономики. В период трансформации всей экономической системы государство выполняет две основные функции: создание условий эффективной работы рынка, дополнение и корректировка действий собственно рыночных механизмов. Роль и задачи государства в переходной экономике зависят от того, какая концепция переходной экономики выбирается - концепция градуализма или концепция "шоковой терапии". Градуализм предполагает постепенность, медленность проведения экономических реформ. "Шоковая терапия" - это одномоментная либерализация цен, замораживание заработной платы, повышение банковского процента, сокращение государственных расходов на финансирование народного хозяйства, либерализация внешнеэкономической деятельности. В России во все исторические эпохи была высока роль государства, поэтому и сегодня, при любых реформах, любых перестройках, должна сохраняться высокая степень государственного участия в экономической и особенно социальной сферах жизни общества.

переходная экономика приватизация собственность


Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М. 2009г.

2. Виноградов В.А., Веселовский С.Я. Приватизация в глобальном контексте. М., 1998.

.   Гайдар Е. Государство и эволюция. СПб., 1997.

.   Зоркая Н.А. Думские выборы 1993-2003 гг. К проблеме социальной цены постсоветского «партийного строительства» // Вестник общественного мнения. 2004. 4 (72). С. 19-31.

.   Игнатова Т.В., Чередниченко С.И. Приватизация в системе государственного регулирования экономики. Ростов н/Д., 2002.

.   Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Мн. 2008г.

7. Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А.Н., Плотницких М. И. - Мн.: ”Мисанте”, 2009г.

.   Лапина Н.Ю. Российская приватизация: история, динамика, результаты // Приватизация в России и других странах СНГ. М., 2003.

.   Матвиевская Э.Д. Российская собственность и продолжающийся процесс приватизации. Конец второго тысячелетия (2000-2002 гг.) М., 2003.

.   Морыженков В.А. Приватизационная антикризисная экономическая политика. М., 1999.

11. Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника. 1992-2000. М., 2000.

12. Переходная экономика. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. / Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. - М.: МГТА, 2009г.

13. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Часть первая. Мн. 2007г.

14. Устюжанина Е.В. «Другая» частная собственность: Приватизация по-русски // Экономическая наука современной России. 2001. №2.

15. Хахулина Л.А., Сидоренко С.А. Программа приватизации - предварительные итоги в оценках населения // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 3. С. 22-25.

16. Шеншин А.Е. Формирование основ рыночной экономики в России в конце ХХ в. М., 2002. С. 23.

17. Экономическая теория./Под ред. Базылева, Гурко,Мн.БЭГУ,2009

18. Экономическая теория (учебник для ВУЗов) /Под ред. Камаева В.Д. Издание 2-е переработанное и дополненное. М. 2008г.



2020-03-17 187 Обсуждений (0)
Приватизация и ее роль в преобразовании собственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приватизация и ее роль в преобразовании собственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)