Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних



2020-03-17 342 Обсуждений (0)
Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение и профилактика  преступно­сти среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредст­венно связан с личностью и ее особенно­стями, склонностями, влечениями и ин­тересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в опреде­ленном смысле весь человек, все харак­терные для него свойства и особенности. Именно мотив цементирует мысль и волю, сознание и действие и служит той основной пружиной, которая направляет волевой процесс, придавая ему опреде­ленное содержание»[3,67].

В мотиве опредмечиваются потребно­сти и интересы, он формируется под вли­янием влечений и эмоций, установок и идеалов. По мере их удовлетворения мо­тивы могут изменяться и обогащаться. Поведение человека полимотивировано, т.е. определяется рядом мотивов, но они неравнозначны. Одни являются ведущи­ми, основными, другие выступают в роли дополнительных. Личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедли­во утверждение, считает Ю.М. Антонян, что она такова, каков мотив ее поведе­ния[1, 90].

Выявление и изучение мотивов пре­ступного поведения несовершеннолетних важно и для верного выбора методов вос­питательного воздействия на отдельных преступников, правильной квалификации преступлений, для решения более общих задач профилактики подростковой пре­ступности.

Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам пре­ступлений школьников: основной их про­цент связан с тяжелым материальным по­ложением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребно­сти.

Как это ни прискорбно, для все боль­шего числа российских подростков, молодых людей проблемой становится не только их будущее (получение профессии, карьера), а элементарное существование на уровне прожиточного минимума. Дает о себе знать и «эффект относительной материальной нужды», создающийся у не­совершеннолетних преступников. Он воз­никает, с одной стороны, из-за малых воз­можностей семей этой категории подрост­ков удовлетворения потребностей и инте­ресов, присущих детям данного возраста. Так, изучение мотивов, которыми руковод­ствуются подростки при совершении пре­ступлений, показывает, что в основе боль­шинства из них лежит стремление раздо­быть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. С дру­гой стороны, для правонарушителей школьного возраста характерно наличие интересов и потребностей, не присущих их ровесникам с правомерным поведением.

Потребности первых существенно за­вышены и не всегда соответствуют реаль­ным возможностям их удовлетворения (стремление иметь вещи с высокими по­требительскими свойствами под влияни­ем моды, групповых норм и др.). Боль­шинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков. Между тем у неко­торой наиболее обеспеченной части школьников есть вещи, которые хотелось бы иметь другим подросткам, и это об­стоятельство в сочетании с неспособнос­тью противостоять соблазнам (волевой фактор) способно в ряде случаев подтолк­нуть подростка к преступлению. При изу­чении мотивов совершения корыстных преступлений у большинства подростков неизменно отмечается стремление к удов­летворению своих материальных потреб­ностей.

Нужно учитывать, что свойственные подросткам повышенная эмоциональ­ность, впечатлительность, лабильность нервной системы накладывают опреде­ленный отпечаток на мотивацию их пре­ступной деятельности.

Каковы особенности возникновения у несовершеннолетних преступного умыс­ла и побуждений (мотивов), реализуемых в общественно опасном деянии? Как отмечает И.П. Башкатов, значи­тельная часть преступлений совершается из озорства, неправильной оценки ситуа­ции, стремления показать «мужские» чер­ты характера, из следования чужому вли­янию, стремления завладеть особо при­влекательной для подростка вещью и т.п. Несовершеннолетние часто демонстриру­ют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт в силу преднамеренной «рисовки» проявляющейся в стремлении любой це­ной (в том числе и нарушения уголовно­го закона) продемонстрировать товари­щам свою смелость, решительность под стать более сильным сверстникам или старшим[2,82]. На эти особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали внимание многие исследователи. К.Е.Игошев[17,79] установил, что среди моло­дежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают мотивы, которые правонаруши­тели затрудняются точно определить, и подражание другим лицам. По данным Н.И.Ветрова[7,90], 36,7% обследованных не­совершеннолетних совершили антиобще­ственные деяния по подражательным и четко не осознанным мотивам.

Особенности мотивов преступных де­яний подростков состоят также в том, что свыше 3/4 умышленных преступлений заранее ими не подготовлялись: умысел совершить преступление возникал вне­запно, под влиянием сложившейся ситу­ации. Вместе с тем агрессивность, озлоб­ленность, ожесточенность, зависть стано­вятся все более приметными чертами под­ростков, проявляющимися и по месту жительства, и в учебной микросреде. Сле­дует иметь в виду особенности корыстных преступлений, совершаемых мальчиками и девочками. Так, если школьники муж­ского пола большинство корыстных пре­ступлений совершают ради приобретения аудио- и видеоаппаратуры, спиртных на­питков и наркотических веществ или средств для их покупки, то корыстные мотивы школьниц, по мнению С.Л.Сибирякова имеют свою специфи­ку — желание иметь предметы модной или понравившейся одежды и обуви (65%), драгоценные украшения (36%), косметику (18%) и т.п. И это не случай­но[17,102]. Давно установлено, что в основе мно­гих поступков девочек-подростков лежит естественное женское качество — стрем­ление понравиться. Школьницы в гораз­до большей степени, нежели юноши, уде­ляют внимание своей внешности. Они стремятся быть хорошо, модно одетыми, занимать определенное положение в ком­пании. Иногда это внимание к внешнос­ти и нарядам, желание более эффектно показать себя, завоевать внимание юно­шей бывает гипертрофированным. Стрем­ление понравиться, выделиться, внешне превзойти других заслоняет наиболее цен­ные черты характера, сужает сферу инте­ресов и может привести к затуханию цен­ностных задатков личности. Различия в мотивах преступлений девушек и юношей отмечают авторы ряда исследований[17,106].

Распространение преступлений коры­стной направленности в среде школьни­ков подтверждает и динамика конкретных видов корыстных преступлений, их зна­чительное увеличение, в том числе и в силу экономических трудностей, сниже­ния жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых ус­ловий или даже выживания.

Между тем целевые исследования кри­минологов[3,96] показали, например, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом тре­тьем случае. В остальных это мотивы со­лидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофи­рованным возрастным легкомыслием.

Как уже отмечалось выше, среду школьников велика доля преступлений совершенных с корыстной или преиму­щественно корыстной мотивацией (нажи­ва как цель совершаемых преступлений проникла и в среду несовершеннолетни) правонарушителей). Приведем еще пример. Трое несовершеннолетних нанесли тяжкие побои, отобрали у него золотые часы, цепочку, деньги на сумму 4 тыс. рублей. По данным опроса, проведенного Комитетом по делам молодежи при Правительстве РФ, сегодня при мерно 6%, т.е. 2 млн, молодых российских граждан, вчерашних школьников, готовы убить человека, если им хорошо заплатят.

В аспекте изучения мотивации преступлений подростков интерес представ ляют ответы осужденных школьного возраста на вопрос о мотивах, побудивших совершить преступление, за которое он привлечены к уголовной ответственности. Как выяснилось, большинство подростков не испытывают чувства вины, сетуя на неудачные обстоятельства. Многие мотивируют свое поведение малодушием, слабохарактерностью, стремлением «не отстать от других»[16,98].

Типичным является признание, полу­ченное в ходе допроса группы подростков, совершивших кражи. Первые кражи ими совершались из озорства, а в дальнейшем они стали ориентироваться в своей пре­ступной деятельности на более серьезные объекты с целью заработать «большие» деньги.

В криминологической литературе так­же отмечаются характерные для большин­ства впервые совершенных несовершен­нолетними преступлений импульсив­ность, отсутствие преднамеренности, сла­бый учет последствий, отличающие их от преступлений взрослых.

Отличия обусловлены также возрас­том и социальным положением учащих­ся в системе общественных институтов: круг мотивов преступлений школьников более ограничен, чем у взрослых право­нарушителей; мотивация в ряде случаев носит печать инфантилизма. Многие преступления совершаются на почве ин­тереса, страсти к путешествиям, стрем­ления к самоутверждению в группе, лже­товарищества, псевдоромантизма, пре­стижно-потребительских интересов. У многих подростков искаженное пред­ставление о мужестве.

Так, находясь в зале игральных автома­тов с другими ребятами Н. из хулиганских побуж­дений (от нечего делать, ради «прикола») позвонил по телефону-автомату и передал в специальную службу «02» УВД заведомо ложное сообщение о яко­бы заложенном взрывном устройстве в школе. Мотивом преступления явился интерес, «что же будет?».

Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за преступления, со­вершенные другими. При этом сотрудни­ки правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в во­просах педагогики и психологии подро­стков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факто­ров, исключающих «злую волю».

Учитывая вышеизложенные обстоя­тельства, по мнению некоторых исследо­вателей, подростки нередко совершают безмотивные преступления. Полагаем, что безмотивных преступлений не быва­ет. Но несовершеннолетние часто совер­шают преступления с неосознаваемыми мотивами. В воспита­тельной колонии особо выделялся В.: взгляд удивленный, будто так и не понял, что с ним произошло и как он здесь очу­тился. При беседе с ним о родных и близ­ких упомянул только о бабушке, которую очень любил. Еще посещая школу, при­страстился к наркотикам, бросил школу. Потом умерла бабушка. Приняв боль­шую дозу наркотиков, в драке убил чело­века.

Неосознанные мотивы могут закре­питься в механизме поведения с детства. Унижения, жестокое обращение оставля­ют отпечаток на эмоциональной структу­ре личности и при определенных услови­ях порождают соответствующие формы поведения. Неосознаваемые мотивы про­являются также у несовершеннолетних с различными патологическими, но не ис­ключающими вменяемости особенностя­ми личности. В этих случаях, по мнению С.А.Беличевой, у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить посту­пок, который сам он расценивает как не­допустимый[3,100]. Ряд ученых[16, 17 ], изучив лич­ности этих преступников, отмечают, что такому будто бы «безмотивному» поступ­ку, который проявляется вовне, предше­ствует обычно длительное внутреннее со­зревание антисоциальной направленнос­ти личности.

Выделяют мотивы двух уровней. Пер­вый из них назовем предметным, по­скольку он выполняет функции непосред­ственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например, убийство из мести, желание завладеть чу­жим имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние. Второй уро­вень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой, когда мотивация возникает, развивается и реа­лизуется на бессознательном уровне. Ее содержанием является постоянное ут­верждение своего «Я», защита своего би­ологического и социального существова­ния. Учащимся более, чем взрослым пре­ступникам, свойствен второй уровень.

Духовный вакуум, в котором находят­ся современные подростки, и их право­вая безграмотность ведут к немотивиро­ванному озорству и жестокости. Данные анкетирования подтверждают, что многие подростки, совершающие такие преступ­ления, как «заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ), «ван­дализм» (ст. 214 УК РФ), «неправомерное завладение автомобилем или иным транс­портным средством без цели хищения» (ст. 166 УК РФ) и т.п., ошибочно полага­ют, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родите­лей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.

Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива преступле­ния, как «неприязненные личные отно­шения». В основном именно по этой мо­тивации возникают драки между учащи­мися разных школ, хулиганство и, как следствие, наносится вред здоровью.

Новым (в соответствии с духом време­ни) является мотив «самосохранения и самозащиты». Подростки (по причине слабой социальной защиты) вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия и поэтому не­редко становятся субъектами преступных посягательств. Так, на вопрос «Чувствуе­те ли вы себя защищенными?» 58% уча­щихся ответили отрицательно. Из тех же, кто чувствует себя защищенными, некоторые просто ведут замкнутый образ жиз­ни, надеются на свою силу, «крутых» дру­зей и старших братьев.

Исследования[17] во многих регионах страны показали, что некоторые учебные заведения уже стали криминальной зоной. Высокий процент жертв насилия в шко­лах связан с массовым вымогательством денег и других ценностей. Насилие, как правило, сопровождается угрозой приме­нения холодного и огнестрельного ору­жия, газового пистолета или баллончика, металлических палок, цепей и других предметов (по результатам анкетирова­ния). Среди подростков распространены чувства униженности, беззащитности пе­ред теми, кто оскорбляет их честь и до­стоинство, ущемляет имущественные и иные интересы. На этом фоне формиру­ются мотивы многих насильственных пре­ступлений среди школьников (об этом свидетельствуют данные анкетирования). Большинство школьников-дагестанцев способны совершить преступление в це­лях самозащиты и защиты интересов сво­их близких («Унижать и причинить вред себе и близким людям ни за что не поз­волю»). Здесь сказываются характерные особенности менталитета народа.

В заключение еще раз подчеркнем, что залогом успешной профилактической де­ятельности и практической работы по ре-социализации несовершеннолетних пра­вонарушителей является выявление субъ­ективных причин преступного поведения, их мотивов. Многие известные ученые-юристы отмечают также важность глубо­кого изучения мотивов преступлений для эффективного использования воспита­тельного воздействия на несовершенно­летних осужденных.

 



2020-03-17 342 Обсуждений (0)
Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)