Предмет и задачи психолого-педагогического сопровождения
Содержание
Введение......................................................................................................... 4 1. Предмет и задачи психолого-педагогического сопровождения...... 10 1.1 Принципы сопровождения.................................................................... 11 1.2 Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения............................................................................................ 12 2. Характеристика пубертатного периода................................................ 18 3. Характеристика подросткового возраста: психофизиологические, личностные, интеллектуальный аспекты................................................. 23 4. Основные причины девиантного поведения........................................ 33 4.1 Наркомания............................................................................................ 33 4.2 Пьянство и алкоголизм........................................................................ 36 4.3 Проституция........................................................................................... 37 4.4 Суицидальное поведение..................................................................... 39 4.5 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний........... 40 5. Правонарушения...................................................................................... 43 5.1 Социальный контроль за девиантным поведением.......................... 44 5.2 Профилактика........................................................................................ 46 Заключение.................................................................................................. 52 Список литературы...................................................................................... 54 Приложение 1............................................................................................... 58 Приложение 2............................................................................................... 62 Приложение 3............................................................................................... 66 Приложение 4............................................................................................... 71 Тема 2. Помехи в общении......................................................................... 71 Потерпевшие кораблекрушение................................................................. 80 Приложение к упражнению "Потерпевшие кораблекрушение".............. 82 Разыгрывание скетчей................................................................................ 84 Роли по решению задач и оказанию поддержки...................................... 87
Актуальность: Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних стали следствием современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России в целом и в Удмуртской Республике в частности. Данная ситуация характеризуется падением жизненного уровня семей, нарастанием их социального неблагополучия, дистанцированием школы от воспитания детей, в том числе детей группы риска, криминализацией подростковой и молодежной среды, слабой межведомственной координацией профилактических мер. Несовершеннолетние из малообеспеченных и неблагополучных семей, остаются предоставленными сами себе и нередко совершают преступления, либо сами становятся объектами преступлений. Дети из таких семей оказываются вне сферы воспитания и образования и требуют более пристального внимания со стороны государственных структур и общества в целом. Как показывает статистика, 70% преступлений совершается лицами до 18 лет с целью присвоения чужой собственности. Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения молодежи ставят перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия молодежи. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского образования. В современном представлении понятие "качество образования" не сводится к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие категории как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность". Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: • защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях; • квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста; • реализацию программ преодоления трудностей в обучении и школьной неуспешности, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся; • участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения; • психологическую помощь семьям детей групп особого внимания. Обеспечение социальных и педагогических условий равного образовательного старта: • создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке, и отработка механизмов оказания такой помощи и поддержки; • проведение детального изучения причин всех случаев отсева обучающихся (в том числе при аттестации образовательных учреждений); • введение технологии педагогической опеки как средства социально-педагогической адаптации, профилактики неуспешности и второгодничества; • психолого-педагогическое и методическое оснащение системы экстерната и семейного образования; • создание и обеспечение деятельности справочно-информационной службы по оказанию социально-педагогической помощи обучающимся и их родителям; • разработка и создание разноуровневой системы родительского всеобуча с использованием информационных ресурсов кабельного телевидения и ТВЦ. • создание специализированных центров развивающих игр (библиотека игрушек, лекотека) для расширения возможностей развития ребенка; • создание условий для максимального охвата дошкольным воспитанием детей в возрасте 5 лет и проведение ранней диагностики развития ребенка; • создание системы психологической помощи детям раннего возраста Сохранение и укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся: • разработка программ сбережения здоровья обучающихся, нормативной базы и механизмов реализации этих программ; • создание на базе образовательных учреждений центров, содействующих укреплению здоровья обучающихся; • разработка базового комплекта психологических методик оценки психологического развития детей; • создание городской службы консультативной и экстренной психологической помощи детям и их родителям. Обеспечение образовательных запросов особых категорий детей: • разработка и реализация системы социально-педагогической поддержки одаренных детей - победителей московских, российских, международных олимпиад и др. (грантовая поддержка, выделение компьютеров, система стажировок, тренировочных сборов и т.д.); • подготовка методических рекомендаций по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений для больных детей и детей-инвалидов; • разработка и внедрение новых учебных планов, учебных программ, интегративных курсов, педагогических технологий для индивидуальных, групповых и классно-урочных форм обучения больных детей и детей-инвалидов в общеобразовательных школах; • создание межрайонных центров по социальной реабилитации детей и подростков и профилактике безнадзорности; • разработка и внедрение организационно-методического и программно-аппаратного комплекса здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, включая добровольный мониторинг и самомониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки учащихся, культуру здоровья и сознательного выбора; расширение сети школ здоровья и школ культуры здоровья; • разработка и реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни, на воспитание осознанного стойкого отрицательного отношения к наркотикам и другим вредным привычкам. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию. Реализация компетентностного подхода к содержанию образования (выделение ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в образовательном процессе), предложенного в рамках концепции модернизации российского образования, в системе психолого-педагогического сопровождения должна быть подкреплена технологиями и методиками развития психосоциальной компетентности (Э. Эриксон, В. Слот, Х. Спаниярд), обучения жизненным навыкам (Б. Спрангер, С. В, Кривцова, В.А. Родионов). Приоритетные для российского образования задачи сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения определяют актуальность разработки и реализации в образовательной среде программ формирования здорового образа жизни, профилактики алкоголизма и наркомании. Решение задачи повышения профессионализма работников образования, требует разворачивания в системе психолого-педагогического сопровождения активной работы по развитию психологической компетентности педагогов как необходимой составляющей общей профессиональной компетентности. Важным направлением модернизации российского образования должен стать переход на профильное обучение в старшей школе. В Концепции профильного обучения в старшей школе, принятой Минобразованием России, подчеркивается необходимость учета объективных различий в степени готовности подростков к осознанному выбору направлений специализации, отмечается, что " жесткая" профилизация, не принимающая данные различия во внимание, "может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного становления большого числа подростков" и привести к негативным последствиям. В этой ситуации особую актуальность приобретает разработка и реализация модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в период перехода к профильному обучению. Определение - ассоциальное поведение Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг), Консультирование (индивидуальное и групповое); Частота обращений Число правонарушителей снятых с учёта. Развивающая работа (индивидуальная и групповая); Коррекционная работа (индивидуальная и групповая); Психологическое просвещение Рекомендации для педагогов Рекомендации для родителей Профилактика асоциального поведения. Предмет и задачи психолого-педагогического сопровождения
Предметом деятельности - являются ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Подцели (Задачи) сопровождения: • предупреждение возникновения проблем развития ребенка; • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; • психологическое обеспечение образовательных программ; • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов; Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: • Профилактика • Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг), • Консультирование (индивидуальное и групповое); • Развивающая работа (индивидуальная и групповая); • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая); • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |