Тема 2. Помехи в общении
Занятие №1 (2 часа). Обратная связь в межличностном контакте. Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами. Порядок работы. Упражнение. Ведущий предлагает: а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п. б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения. Обсуждение. Достаточны ли ваши взможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению? Информация для педагога-психолога. В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что человек выражает в общении. Дать название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством масок). Обговорить "маски", соответствующие и не соответствующие ситуации (в школе, компании, семье и т.д.) Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека.
Занятие № 2. "Маски" в общении. Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения. Порядок работы Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски: 1) безучастности; 2) прохладной вежливости; 3) высокомерной неприступности; 4) агрессивности ("попробуй не выполнить мое желание"); 5) послушания или угодливости; 6) деланной доброжелательности или сочуствия; 7) простодушно-чудаковатой веселости; (Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются). Теперь участники по очереди должны продемонстрировать свою "маску". Вариант 1. Каждому участнику надо вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем. Вариант 2. Каждый участник должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивается "живой фотографией": маску нужно удерживать на лице не меньше двух минут (можно разыграть сцены из "Ревизора" Н.В. Гоголя). Информация для педагога-психолога. Вариант 2 предпочтительнее, поскольку снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После урока можно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа выпишите, какими "масками" вы чаще всего пользуетесь в жизни и чем они помогают и чем мешают в общении.
Занятие № 3 (1 час) Искажение информации в общении. Цель: показать, как мешает общению искажение информации. Ведущий преподаватель предлагает участникам вспомнить знакомые упражнения: Упражнение 1. "Зеркало" Упражнение 2. "Испорченный телефон" Обсуждение. Попытаться в свободной беседе выявить причины искажения информации в общении. Какие мысли, чувства, желания появились, как изменяют информацию пол, взаимоотношения, гиперзначимость ситуации, болезненное самолюбие, отношение к тактильным прикосновениям, особенности возраста и пр. Из всех причин искажения информации, выявленных в беседе, выбрать наиболее часто встречающиеся.
Занятие № 5 (2 часа). Влияние врожденных факторов на стиль общения. Цель: научиться понимать - какой темперамент у человека, что можно ожидать от людей того или иного темперамента, различать форма коммуникации, агрессию и эмоциональный "всплеск". Порядок работы. Упражнение. Ведущий предлагает абстрактную ситуацию, например: "Вы спешите на встречу. Вас обрызгивает проезжающий мимо автомобиль". Как вы поведете себя в данном случае? Записать на листочках свои реакции (вербальные и невербальные) и первые фразы, которые бы вы произнесли. Затем все читают свои листочки и делятся на 4 группы по сходству реакций. Обсуждение. Какие реакции характерны в большей степени для каждого из четырех типов темперамента? Какие чувства вызывают Эти реакции у людей другого темперамента? Какие последствия во взаимодействии могут быть, если не учитывать эти факторы? Конструктивные и деструктивные формы взаимодействия людей различного темперамента. Информация для педагога-психолога. Выводов лучше не навязывать, опасаясь установленных стереотипов.
НА ПУТИ К ОБРАЗОВАННОМУ ЧЕЛОВЕКУ Классный час для учащихся 7-9-х классов Подростковый возраст характеризуется ростом сознания и самосознания детей, расширяется сфера их знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находит свое выражение в изменении мотивов основных видов деятельности: учения, общения и труда. Детские мотивы, характерные для младшего школьного возраста, - главным образом внешние и краткосрочные (требование родителей, похвала учителя и т.п.) - теряют свою силу. Новые же, "взрослые" мотивы (внутренние и долгосрочные - саморазвитие, социальные достижения) формируются не сразу. Именно поэтому можно наблюдать снижение интереса учащихся 7-8-х классов к учению, что нередко приводит к снижению успеваемости. Следовательно, необходимо специально организовывать ситуации, способствующие формированию у подростков мотивации к учению. Предлагаемое занятие рассчитано на 40-45 минут. Оно может проводиться как самостоятельно, так и в качестве вступительного занятия в профориентационном блоке. Цель занятия Способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности. Задачи Стимулировать учащихся к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых для того, чтобы стать образованным человеком. Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной цели образования. Создавать условия для стимулирования учащихся к самообразованию и саморазвитию. Создать условия для творческого самовыражения учащихся.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |