Тема 30. Радость семейной жизни (1 час).
Источники семейной радости
Тема 31. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни (1 час).
Жизненные смыслы, идеалы, убеждения
Тема 32. Семейное счастье – миф или реальность? (1 час).
Счастье земное и небесное
Тема 33. Подведение итогов изучения главы (1 час).
Тема 34. Итоговое занятие. (1 час).
Формы и объём контроля
Система контроля знаний учащихся в ходе преподавания курса НОСЖ может быть построена по-разному. На основе принципа самоконтроля обучающихся, за счет выполнения ими контрольных заданий в классе, помещенных в конце каждого раздела, а также оценок, выставляемых за самостоятельные работы – выполнение творческих заданий, написание рефератов или исследовательских работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Согласно требованиям к уровню подготовки ожидаются следующие результаты обучения. Обучающиеся должны:
Знать (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия)
— понимать и принимать ценности: семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;
— основы Православной морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека
Уметь сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):
— личность и индивид,
— свобода и вседозволенность,
— взрослость и инфантильность,
— мужественность и женственность,
— гражданский и церковный брак,
— позитивное и негативное отношение к родительству,
Иметь
— навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования.
— навык составления своей родословной;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
— способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— потребность в дальнейшем изучении отечественной семейной культуры.
Изучение курса «Нравственные основы семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно — ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся обобщают полученные ранее знания, курс помогает приобрести четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.
Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:
развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала в контексте православного вероучения;
умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;
формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;
умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.
Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:
твердое стояние в православной вере, её традиции и культуре;
приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;
приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям;
воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,
усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Предметные результаты изучения курса «Нравственных основ семейной жизни»:
овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
знание православного учения о человеке,
представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,
понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,
представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,
понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,
понимание причин супружеских конфликтов и разводов,
знание святых семейств, покровителей семьи,
знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,
осознание ценности человеческой жизни,
представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);
знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.
Учебно-тематический план 10 класс
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Уроки
| Практические работы
| Творческие проекты
| Тесты
|
| Введение (1 час)
| 1
| 1
|
|
|
|
| Раздел 1. Личность и межличностные отношения (12 час)
|
12
|
9
|
3
|
|
3
|
| Глава 1. Кто я? (5 часа)
| 5
| 4
| 1
|
|
|
| Глава 2. Я и Другие.
(7 час.)
| 7
| 5
| 2
|
|
|
| Раздел 2. Возрасты семьи (20 часов)
| 20
| 10
| 8
| 2
| 5
|
| Глава 3. Добрачные отношения (8 часов)
| 8
| 4
| 3
| 1
|
|
| Глава 4. Свадьба. (4 часа)
| 4
| 2
| 1
| 1
|
|
| Глава 5. Молодые родители. (8 часов)
| 8
| 4
| 4
|
|
|
| Итоговое занятие
(1 час)
| 1
|
|
| 1
|
|
| Итого:
| 34
| 20
| 11
| 3
| 8
|
Учебно-тематический план 11 класс
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Уроки
| Практические работы
| Творческие проекты
| Тесты
|
| Раздел 1. Возрасты семьи (6 часов)
| 6
| 5
|
| 1
|
|
| Глава 1. Особенности зрелой семьи (6 часов)
| 6
| 5
|
| 1
| 1
|
| Раздел 2. Я – Семья – Общество (19 часов)
| 19
| 13
| 3
| 3
|
|
| Глава 2. Семья – основа всякого общества (6 часов)
| 6
| 4
| 1
| 1
|
|
| Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья (6 часов)
| 6
| 4
| 1
| 1
|
|
| Глава 4. Семейное воспитание (7 часов)
| 7
| 5
| 1
| 1
| 1
|
| Раздел 3. Для чего я живу? (8 часов)
| 8
| 7
| 1
|
|
|
| Глава 5. Религиозные основы семьи (4 часа)
| 4
| 4
|
|
| 1
|
| Глава 6. Семья в моей жизни ( 4 часа)
| 4
| 3
| 1
|
| 1
|
| Итоговое занятие
(1 час)
| 1
| 1
|
|
|
|
| Итого:
| 34
| 26
| 4
| 4
| 4
|
Тематическое планирование 10 класс
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности
ученика
|
Введение.
Тема 1. Что такое счастье и как его достичь?
| Понимать свободу, как свободу от греха.
Приводить примеры нравственных побед из житий святых или современников.
Обсуждать и искать пути реализации своих благих стремлений в практической жизни.
|
Раздел 1. Личность и межличностные отношения. (12 час) Глава 1. Кто я? (5 часа)
Направленность личности. Тестирование по тест – анкете «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова. Понятие личности. Индивид. Индивидуальность. Личность. Понимание личности в православном богословии. Тайна возраста.
Кризис переходного возраста. Особенности общения со взрослыми. Тайна пола. Пол и гендер. Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления.
| Знать православное учение о человеке.
Понимать последствия грехопадения и видеть пути преодоления их.
Осознавать необходимость покаяния в жизни человека.
Знать и переносить в свою жизнь этику христианских отношений с людьми.
Раскрывать содержание терминов:индивид, индивидуальность, личность, гендер, подростковый кризис.
|
Глава 2. Я и Другие. (7 час.)
Быть или казаться. Лицо и личина. Образ и имидж. Как не стать жертвой манипуляции.
Стыд и совесть. Требование совести и требование общества. Дружба и любовь в жизни человека. Нравственная природа дружбы. Духовная природа любви. Мужественность. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Женственность. Составляющие женственности. Красота истинная и ложная.
| Знать нравственные законы.
Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки: образ и имидж, лик и личина.
Раскрывать сущность понятий: своеобразие и лицедейство, свобода и вседозволенность, мужественность и женственность.
Уметь отвечать на вопросы: Как не стать жертвой манипуляции? В чем заключаются психологические различия между мужчинами и женщинами?
|
Раздел 2. Возрасты семьи. (20 часов)
Глава 3. Добрачные отношения (8 часов)
Влюбленность и любовь. Особенности романтической любви. Испытание чувств.
Понятие «добрачного периода». Выбор жениха и невесты. Предбрачный период.
Понятие предбрачного периода, его задачи.
Союз двух родов. Знакомство с новыми родственниками.
| Знать термины: добрачный период, предбрачный период, сватовство.
Знать факторы, благоприятствующие созданию семьи и факторы риска.
Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки пробный и гражданский брак, регистрация в загсе и церковный брак.
Раскрывать сущность понятий: обручение и венчание, любовь и влюбленность.
|
Глава 4. Свадьба. (4 часа)
Самый важный день. Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды. Первый год совместной жизни. Супружество. Муж и жена. Семейная адаптация.
| Знать термины: родословная, степень родства.
Уметь отвечать на вопросы: Зачем нужно родительское благословение? Каковы правила взаимоотношений молодоженов с новыми родственниками?
|
Глава 5. Молодые родители. (8 часов)
Семья в ожидании ребенка. Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Отцовство и материнство.
Ответственное родительство. Чудо жизни.
Жизнь – дар Божий. Когда начинается человеческая жизнь. «Не убий».Что такое искусственное прерывание беременности. Молодая семья с новорожденным.
Изменения в семье в связи с появлением ребенка.
| Раскрывать сущность понятий: позитивное и негативное отношение к родительству.
Уметь отвечать на вопросы: Какими должны быть правильные отношения к беременной женщине в семье и обществе? В чем проявляются последствия аборта? Как рождение детей влияет на взаимоотношения супругов?
Понимать явление формирования базового доверия к миру у младенца.
|
Тематическое планирование 11 класс
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности
ученика
|
Раздел 1. Возрасты семьи. ( 6 часов)
Глава 1. Особенности зрелой семьи ( 6 часов)
Тема 1. Уроки семейного взросления. Пути преодоления кризисов зрелой семьи. Семейные конфликты. Природа семейных конфликтов. Родители и дети. Значение детей в жизни семьи. Классификация семей по количеству детей. Супружеское многолетие. Возрастные особенности пожилых людей.
| Знать термины: семья, брак, кризисы семейной жизни.
Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки: традиционная семья и эгалитарный брак, однодетная и многодетная семья.
Уметь отвечать на вопросы: На что влияет количество детей в семье? Что лежит в основе супружеских конфликтов и как их разрешать? Каковы основные причины и последствия разводов?
|
Раздел 2. Я – Семья – Общество(19 часов)
Глава 2. Семья – основа всякого общества (6 часов)
Типы и функции семьи. Классификация типов семей. Значение семьи для общества.
Семья – основа общества и государства.
Семья и государство. Вопросы демографии. Характеристика современной демографической ситуации. История семейной политики в России. Исторические причины кризиса семьи.
| Знать термины:нуклеарная семья, детоцентристская семья.
Раскрывать сущность понятий: демографический кризис и демографический рост.
Уметь отвечать на вопросы: В чем причины демографического кризиса?
Понимать существо проблемы кризиса семьи.
Уметь пользоваться данными демографической статистики из интернет – ресурсов.
|
Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья (6 часов)
Иерархичность семейных отношений. Послушание членов семьи друг другу. Жена – хранительница домашнего очага. Назначение женщины в семье. Положение детей в семье. Послушание детей взрослым.
Старшие члены семьи. Чувство благодарности старшим.
| Знать термины:гиперопека, гипоопека.
Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки власть и подчинение, чин и бесчинство.
Уметь отвечать на вопросы: К чему приводит власть женщины в семье? Почему нужно почитать старших?
|
Глава 4. Семейное воспитание (7 часов)
Традиции семьи, рода, народа. Трансляция традиции от поколения к поколению. Воспитание чести и долга в семье. Понятие чести и долга. Патриотическое воспитание в семье. Патриотизм. Идея служения. Трудовое воспитание в семье. Труд семейный и общественный. Половое воспитание в семье. Воспитание будущего семьянина.
| Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки: традиционная культура и контркультура.
Раскрывать сущность понятий: чувство собственного достоинства истинное и ложное, трудолюбие и леность.
Уметь отвечать на вопросы:Какие качества нужно воспитывать в мальчике, и какие в девочке?
|
Раздел 3. Для чего я живу? (8 часов)
Глава 5. Религиозные основы семьи (4 часа)
Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни. Вера в собственные силы и вера в Бога. Семья в религиозной традиции. Семья как колыбель новой личности. Святые семейства. Святые покровители семьи. Примеры истинного семейного благочестия.
| Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки: служение и потребительство.
Раскрывать сущность понятий: вера, доверие, верность, семейное благочестие, семейный совет.
Знать святых покровителей семьи.
Приводить примеры истинного семейного благочестия.
|
Глава 6. Семья в моей жизни ( 4 часа)
Радость семейной жизни. Источники семейной радости. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения. Семейное счастье – миф или реальность? Счастье земное и небесное.
| Раскрывать сущность понятий: смысл жизни, семейное счастье.
Уметь отвечать на вопросы: От чего зависит счастье в семье?
Иметь навык проведения исследовательских работ, уметь составлять свою родословную.
|
8. Материально-технические условия реализации программы курса «Нравственные основы семейной жизни»
Литература для учителя: