Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 6. Семья в моей жизни ( 4 часа)



2020-03-17 174 Обсуждений (0)
Глава 6. Семья в моей жизни ( 4 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 30. Радость семейной жизни (1 час).

Источники семейной радости

Тема 31. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни (1 час).

Жизненные смыслы, идеалы, убеждения

Тема 32. Семейное счастье – миф или реальность? (1 час).

Счастье земное и небесное

Тема 33. Подведение итогов изучения главы (1 час).

Тема 34. Итоговое занятие. (1 час).

 

Формы и объём контроля

Система контроля знаний учащихся в ходе преподавания курса НОСЖ может быть построена по-разному. На основе принципа самоконтроля обучающихся, за счет выполнения ими контрольных заданий в классе, помещенных в конце каждого раздела, а также оценок, выставляемых за самостоятельные работы – выполнение творческих заданий, написание рефератов или исследовательских работ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Согласно требованиям к уровню подготовки ожидаются следующие результаты обучения. Обучающиеся должны:

Знать (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия)

— понимать и принимать ценности: семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;

— основы Православной морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека

 

Уметь сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):

— личность и индивид,

— свобода и вседозволенность,

— взрослость и инфантильность,

— мужественность и женственность,

— гражданский и церковный брак,

— позитивное и негативное отношение к родительству,

Иметь

 — навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования.

— навык составления своей родословной;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

— способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

— потребность в дальнейшем изучении отечественной семейной культуры.

 

Изучение курса «Нравственные основы семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно — ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся обобщают полученные ранее знания, курс помогает приобрести четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.

Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:

развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала в контексте православного вероучения;

умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;

формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;

умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

 

Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:

твердое стояние в православной вере, её традиции и культуре;

приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;

обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом;

приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;

приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям;

воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,

усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Предметные результаты изучения курса «Нравственных основ семейной жизни»:

овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

знание православного учения о человеке,

представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,

понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,

представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,

понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,

понимание причин супружеских конфликтов и разводов,

знание святых семейств, покровителей семьи,

знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,

осознание ценности человеческой жизни,

представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);

знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.

 

Учебно-тематический план 10 класс

Наименование разделов и тем Всего часов Уроки Практические работы Творческие проекты Тесты
Введение (1 час) 1 1
  Раздел 1. Личность и межличностные отношения (12 час) 12 9 3   3
  Глава 1. Кто я? (5 часа) 5 4 1  
  Глава 2. Я и Другие. (7 час.) 7 5 2  
  Раздел 2. Возрасты семьи (20 часов) 20 10 8 2 5
  Глава 3. Добрачные отношения (8 часов) 8 4 3 1
  Глава 4. Свадьба. (4 часа) 4 2 1 1
  Глава 5. Молодые родители. (8 часов) 8 4 4  
  Итоговое занятие (1 час) 1 1
  Итого: 34 20 11 3 8

Учебно-тематический план 11 класс

Наименование разделов и тем Всего часов Уроки Практические работы Творческие проекты Тесты
Раздел 1. Возрасты семьи (6 часов) 6 5 1
  Глава 1. Особенности зрелой семьи (6 часов) 6 5   1 1
  Раздел 2. Я – Семья – Общество (19 часов) 19 13 3 3
  Глава 2. Семья – основа всякого общества (6 часов) 6 4 1 1
  Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья (6 часов) 6 4 1 1
  Глава 4. Семейное воспитание (7 часов) 7 5 1 1 1
  Раздел 3. Для чего я живу? (8 часов) 8 7 1  
  Глава 5. Религиозные основы семьи (4 часа) 4 4     1
  Глава 6. Семья в моей жизни ( 4 часа) 4 3 1   1
  Итоговое занятие (1 час) 1 1
  Итого: 34 26 4 4 4

Тематическое планирование 10 класс

Основное содержание по темам   Характеристика основных видов деятельности ученика
Введение. Тема 1. Что такое счастье и как его достичь? Понимать свободу, как свободу от греха. Приводить примеры нравственных побед из житий святых или современников. Обсуждать и искать пути реализации своих благих стремлений в практической жизни.
Раздел 1. Личность и межличностные отношения. (12 час) Глава 1. Кто я? (5 часа) Направленность личности. Тестирование по тест – анкете «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова. Понятие личности. Индивид. Индивидуальность. Личность. Понимание личности в православном богословии. Тайна возраста. Кризис переходного возраста. Особенности общения со взрослыми. Тайна пола. Пол и гендер. Различия между юношами и девушками в темпах физического взросления. Знать православное учение о человеке. Понимать последствия грехопадения и видеть пути преодоления их. Осознавать необходимость покаяния в жизни человека. Знать и переносить в свою жизнь этику христианских отношений с людьми. Раскрывать содержание терминов:индивид, индивидуальность, личность, гендер, подростковый кризис.  
Глава 2. Я и Другие. (7 час.) Быть или казаться. Лицо и личина. Образ и имидж. Как не стать жертвой манипуляции. Стыд и совесть. Требование совести и требование общества. Дружба и любовь в жизни человека. Нравственная природа дружбы. Духовная природа любви. Мужественность. Мужественность в юноше. Отношение к девушкам. Женственность. Составляющие женственности. Красота истинная и ложная. Знать нравственные законы. Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки: образ и имидж, лик и личина. Раскрывать сущность понятий: своеобразие и лицедейство, свобода и вседозволенность, мужественность и женственность. Уметь отвечать на вопросы: Как не стать жертвой манипуляции? В чем заключаются психологические различия между мужчинами и женщинами?
Раздел 2. Возрасты семьи. (20 часов) Глава 3. Добрачные отношения (8 часов) Влюбленность и любовь. Особенности романтической любви. Испытание чувств. Понятие «добрачного периода». Выбор жениха и невесты. Предбрачный период. Понятие предбрачного периода, его задачи. Союз двух родов. Знакомство с новыми родственниками. Знать термины: добрачный период, предбрачный период, сватовство. Знать факторы, благоприятствующие созданию семьи и факторы риска. Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки пробный и гражданский брак, регистрация в загсе и церковный брак. Раскрывать сущность понятий: обручение и венчание, любовь и влюбленность.
Глава 4. Свадьба. (4 часа) Самый важный день. Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды. Первый год совместной жизни. Супружество. Муж и жена. Семейная адаптация. Знать термины: родословная, степень родства. Уметь отвечать на вопросы: Зачем нужно родительское благословение? Каковы правила взаимоотношений молодоженов с новыми родственниками?
Глава 5. Молодые родители. (8 часов) Семья в ожидании ребенка. Готовность стать родителями. Радость ожидания новорожденного. Отцовство и материнство. Ответственное родительство. Чудо жизни. Жизнь – дар Божий. Когда начинается человеческая жизнь. «Не убий».Что такое искусственное прерывание беременности. Молодая семья с новорожденным. Изменения в семье в связи с появлением ребенка. Раскрывать сущность понятий: позитивное и негативное отношение к родительству. Уметь отвечать на вопросы: Какими должны быть правильные отношения к беременной женщине в семье и обществе? В чем проявляются последствия аборта? Как рождение детей влияет на взаимоотношения супругов? Понимать явление формирования базового доверия к миру у младенца.

Тематическое планирование 11 класс

Основное содержание по темам   Характеристика основных видов деятельности ученика
Раздел 1. Возрасты семьи. ( 6 часов) Глава 1. Особенности зрелой семьи ( 6 часов) Тема 1. Уроки семейного взросления. Пути преодоления кризисов зрелой семьи. Семейные конфликты. Природа семейных конфликтов. Родители и дети. Значение детей в жизни семьи. Классификация семей по количеству детей. Супружеское многолетие. Возрастные особенности пожилых людей. Знать термины: семья, брак, кризисы семейной жизни. Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки: традиционная семья и эгалитарный брак, однодетная и многодетная семья. Уметь отвечать на вопросы: На что влияет количество детей в семье? Что лежит в основе супружеских конфликтов и как их разрешать? Каковы основные причины и последствия разводов?
Раздел 2. Я – Семья – Общество(19 часов) Глава 2. Семья – основа всякого общества (6 часов) Типы и функции семьи. Классификация типов семей. Значение семьи для общества. Семья – основа общества и государства. Семья и государство. Вопросы демографии. Характеристика современной демографической ситуации. История семейной политики в России. Исторические причины кризиса семьи. Знать термины:нуклеарная семья, детоцентристская семья. Раскрывать сущность понятий: демографический кризис и демографический рост. Уметь отвечать на вопросы: В чем причины демографического кризиса? Понимать существо проблемы кризиса семьи. Уметь пользоваться данными демографической статистики из интернет – ресурсов.
Глава 3. Устроение жизни семьи. Личность и семья (6 часов) Иерархичность семейных отношений. Послушание членов семьи друг другу. Жена – хранительница домашнего очага. Назначение женщины в семье. Положение детей в семье. Послушание детей взрослым. Старшие члены семьи. Чувство благодарности старшим. Знать термины:гиперопека, гипоопека. Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки власть и подчинение, чин и бесчинство. Уметь отвечать на вопросы: К чему приводит власть женщины в семье? Почему нужно почитать старших?
Глава 4. Семейное воспитание (7 часов) Традиции семьи, рода, народа. Трансляция традиции от поколения к поколению. Воспитание чести и долга в семье. Понятие чести и долга. Патриотическое воспитание в семье. Патриотизм. Идея служения. Трудовое воспитание в семье. Труд семейный и общественный. Половое воспитание в семье. Воспитание будущего семьянина. Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки: традиционная культура и контркультура. Раскрывать сущность понятий: чувство собственного достоинства истинное и ложное, трудолюбие и леность. Уметь отвечать на вопросы:Какие качества нужно воспитывать в мальчике, и какие в девочке?
Раздел 3. Для чего я живу? (8 часов) Глава 5. Религиозные основы семьи (4 часа) Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни. Вера в собственные силы и вера в Бога. Семья в религиозной традиции. Семья как колыбель новой личности. Святые семейства. Святые покровители семьи. Примеры истинного семейного благочестия. Уметь сопоставлять, выделяя их общие и отличительные признаки: служение и потребительство. Раскрывать сущность понятий: вера, доверие, верность, семейное благочестие, семейный совет. Знать святых покровителей семьи. Приводить примеры истинного семейного благочестия.
Глава 6. Семья в моей жизни ( 4 часа) Радость семейной жизни. Источники семейной радости. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения. Семейное счастье – миф или реальность? Счастье земное и небесное. Раскрывать сущность понятий: смысл жизни, семейное счастье. Уметь отвечать на вопросы: От чего зависит счастье в семье? Иметь навык проведения исследовательских работ, уметь составлять свою родословную.


8. Материально-технические условия реализации программы курса «Нравственные основы семейной жизни»

Литература для учителя:



2020-03-17 174 Обсуждений (0)
Глава 6. Семья в моей жизни ( 4 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 6. Семья в моей жизни ( 4 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)