Обработка шаропилотных наблюдений
Обработка шаропилотных наблюдений заключается в определении скорости и направлении ветра на различных высотах по горизонтальным проекциям шара-пилота. Обрабатывать шаропилотные наблюдения можно двумя способами: графическим и аналитическим. Обработка шаропилотных наблюдений графическим способомпроизводится с помощью планшета А-30. 4.7.1. Планшет А-30 предназначен для определения скорости и направления ветра графическим методом при обработке шаропилотных наблюдений. Планшет А-30 состоит из 3-х частей: 1. Металлический круг, у которого справа по окружности нанесены значения вертикальных углов от 0о до 90о в удвоенном масштабе и оцифрованы через 5о. Справа на номограмме Молчанова нанесены кривые – котангенсоиды, построенные по уравнению: L = H × ctg(δ) (16), где L – горизонтальное удаление шара-пилота, Н – высота шара-пилота, δ – вертикальный угол. Кривые оцифрованы высотой (Н). (Цифра 5 соответствует высоте 500метров,10 – 1000м и т.д. До высоты 2000 метров кривые проведены через 100 метров, с 2000м до 6000м – через 200м и с 6000м до 9000м – через 500м). Котангенсоида – это геометрическое место точек горизонтальных удалений, соответствующих определенной высоте, но различным вертикальным углам. Слева и внизу нанесена масштабная сетка, размер клетки 2х2 мм, что на местности соответствует 60х60 метров. 2. Подвижный прозрачный круг, по окружности которого нанесены азимуты от 0о до 360о через 1о и оцифрованы через 10о. 3. Подвижная линейка, рабочий край которой проходит через центр планшета. Все три детали в центре соединены винтом. Центр планшета принимается за место установки теодолита. Шар-пилот №_________ Дата ______________ Время ______час. _____ мин. _____ час. _____ мин. (число, месяц, год) (местное ср. солнечное) (московское декретное) Оболочка №______ Вес оболочки _________гр. Вес фонарика ________ гр. Свободная подъемн. сила___ гр Длина окружн. ___ см Попр. множитель __ Вертикальная скорость ______ м/мин Испр. на плотность ________ м/мин Давление _______ гПа Температура: по сухому _____ по смочен. _______ Влажность относительная _________ %
Причина прекращения наблюдений_________________ ________________________________________________
Шар скрылся в ______________________ направлении Форма и высота облаков, в которые вошел шар (по моменту «туманится») над поверхностью земли __________________________ над уровнем моря__________________________________
Наблюдал и обработал ____________________ (фамилия) Проверил________________________________ (фамилия, дата)
Рис. 15. Книжка для записи шаропилотных наблюдений КАЭ-1
Рис.16. Таблица для записи координат шара-пилота в книжку КАЭ-1 Обработка шаропилотных наблюдений графическим способом производится следующим образом: 1. Определяют высоту шара-пилота над поверхностью земли (Н), умножая вертикальную скорость шара-пилота (W) на время (τ) и записывают в книжку КАЭ-1 в графу "Высота шара-пилота над поверхностью земли". Н=W× τ (17).
До 3-х минут высоту определяют через 0,5 минуты; с 3-х до 10 минут – каждую минуту, а затем через 2-е минуты. 2. На планшет А-30 наносят проекцию шара-пилота по его координатам: вертикальному углу (δ), азимуту (α), высоте (Н) следующим образом: · Рабочий край линейки, проходящий через центр круга, подводят к значению вертикального угла на металлическом круге. · Вращая подвижный прозрачный круг, под рабочий край линейки подводят значение азимута. · В месте пересечения рабочего края линейки с котангенсоидой (L=H*ctgδ), соответствующей данной высоте шара-пилота, ставят точку проекции и оцифровывают ее временем. Таким образом, на планшет А-30 наносят точки 0,5; 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; и т.д. До 3-х минут точки проекции наносят через 0,5 минуты, с3-х до 10 минут – каждую минуту, после 10 минут – через 2 минуты. · Если первые точки проекции невозможно нанести на планшет, то масштаб по высоте увеличивают в 2 или 10 раз. Если точки проекции будут выходить за пределы круга, то масштаб по высоте уменьшают в 2 или 10, или 20 раз. При изменении масштаба последнюю точку, нанесенную в прежнем масштабе, обязательно повторяют в новом масштабе. 3. Определяют скорость ветра (f) в атмосфере по проекции шара-пилота следующим образом: · Вращая подвижный прозрачный круг, располагают две соседние точки проекции на одной линии масштабной сетки и подсчитывают количество клеток (n) в данном отрезке. · Если интервал времени между точками проекции составляет 0,5 минуты (30 секунд), то скорость ветра будет равна удвоенному количеству клеток планшета (2п) (м/с) (19) где, f – скорость ветра, L – горизонтальное удаление шара-пилота, τ – интервал времени, n – количество клеток в проекции, 60 метров – масштаб одной клетки на местности, 30 секунд – интервал времени. · Если интервал времени между точками проекции составляет 1минуту, то скорость ветра будет равна количеству клеток проекции, т.к. (20) · Если интервал времени между точками проекции составляет 2 минуты, то скорость ветра равна количеству клеток проекции деленному на 2, т.к. (21) При определении скорости ветра учитывают масштаб нанесения проекции. Если при нанесении проекции шара-пилота масштаб по высоте был увеличен, то количество клеток проекции (n) надо уменьшить в такое же количество раз. Если при нанесении проекции шара-пилота масштаб по высоте был уменьшен, то количество клеток проекции (n) надо увеличить в такое же количество раз. (Например, в проекции между 10-й и 12-й минутами количество клеток n = 22. Масштаб не изменялся. Тогда скорость ветра м/с). 4. Определить направление ветра в атмосфере по проекции шара-пилота. Две соседние точки проекции расположить на одной линии масштабной сетки. Направление ветра в градусах отсчитать по шкале подвижного круга планшета в том месте, где она пересекает диаметр неподвижного круга со стороны меньшей минуты (откуда дует ветер). Значения скорости и направления ветра записать в книжку КАЭ-1 (рис. 16). 5. Высоту середины слоя над поверхностью земли определить как среднее арифметическое и округлить до 10 метров. Пример приведен в таблице 6 для вертикальной скорости 180 м/мин и высоты теодолита над уровнем моря 200 метров.
Таблица 6
6. Высоту середины слоя над уровнем моря определить прибавлением высоты теодолита над уровнем моря к высоте середины слоя над поверхностью земли (Таблица 6). 7. Определить высоту нижней границы облаков над поверхностью земли. Для этого вертикальную скорость шара-пилота нужно умножить на время, когда шар начинает туманиться при входе в облака. Нн.г.обл=W×tтум (22) (Например, вертикальная скорость шара-пилота W=180м/мин, а шар начинает туманиться в 9минут 42секунды. Необходимо время перевести в минуты, поделив секунды на 60, будет 9,7минуты. Нн.г.обл=W × tтум=180 × 9,7=1746метров). 8. Определить высоту нижней границы облаков над уровнем моря, прибавив высоту теодолита над уровнем моря. (Например, 1746+200=1946м). 9. Определить скорость и направление ветра на стандартных высотах 0,1; 0,2; 0,3; 0,5; 0,6; 0,9км над поверхностью земли и 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 4км и т.д. над уровнем моря путем линейной интерполяции данных между соседними серединами слоев, лежащих выше и ниже определенной стандартной высоты. Например, найти направление и скорость ветра на стандартной высоте 0,2км над поверхностью земли, используя данные в таблице 7. Таблица 7
Если при изменении высоты на 90 метров (230-140=90м) направление ветра изменяется на 120 (248-236=120), а скорость изменяется на 4м/с (12-8=4м/с), то при изменении высоты на 30метров (находим разность между стандартной высотой и ближайшей высотой середины слоя над поверхностью земли 230-200=30м) направление изменится на , а скорость изменится на . Полученные изменения направления и скорости ветра прибавляют к значениям направления и скорости ветра на ближайшей высоте середины слоя или вычитают в зависимости от хода направлении и скорости ветра в слое. Таким образом, направление ветра на высоте 0,2км будет 248-4=2440, а скорость ветра 8+1,3 = 9,3м/с ≈ 9м/с.
10. Определить скорость и направление ветра на изобарических поверхностях путем линейной интерполяции (см. пункт 9 практической работы №4). Примерные высоты изобарических поверхностей над уровнем моря приведены в таблице 8.
Таблица 8
(Обработка данных шаропилотных наблюдений аналитическим способом с помощью персонального компьютера рассмотрена в практической работе №11 по Программному обеспечению профессиональной деятельности).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |