Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование деепричастий



2020-03-17 287 Обсуждений (0)
Образование деепричастий 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИЧАСТИЕ

                                           

§ 1.Причастие как особая форма глагола

       Причастие – это особая неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, которое он производит или испытывает:

написавший лекцию студент, написанная лекция.

   Причастие, обозначающее признак предмета по действию (или действие как признак), имеет признаки глагола и прилагательного.

       К глагольным признакам относятся:

1) общее лексическое значение с производящим глаголом;

2) видовое значение;

3) переходность / непереходность;

4) залоговое значение;

5) возвратность / невозвратность;

6) значение времени;

7) глагольное управление и способность определяться наречием.

       Например: студент, (как?) хорошо изучивший (что?) предмет (В.п.) – причастие совершенного вида, переходное, действительного залога, невозвратное, прошедшего времени.

   Являясь неспрягаемой формой, причастие лишено категории наклонения и лица.

    К признакам прилагательного относятся:

1) причастия обозначают признаки, но по действию;

2) изменяются по числам, родам (в ед.ч.), падежам;

3) отдельные причастия имеют соотносительные полную и краткую форму;

4) при склонении обладают одинаковой с прилагательными системой падежных окончаний;

5) согласуются с существительными. В предложении выполняют функцию определения или именной части составного именного сказуемого.

       Например: А в подсвечнике пылает догоревшая свеча (А. К. Толстой); Марья Гавриловна была воспитана  на французских романах (А. С. Пушкин).

                         

§ 2.Состав причастных форм

1. По значению причастия делятся на 2 группы: действительные и страдательные.

Действительные причастия называют признак предмета по действию, которое производит лицо или предмет: бегущий человек, спящий ребенок.

Страдательные причастия называют признак предмета по действию, которое одно лицо или предмет испытывает со стороны другого лица или предмета: лекция, прослушанная студентом; дисциплина, изучаемая мною.

2. Причастие сохраняет видовое значение глагола, от которого оно образовано.

Пример: решать (несов.в.) – решающий (действительное причастие настоящего времени) – решавший (действительное причастие прошедшего времени) – решаемый (страдательное причастие настоящего времени);

решить (сов.в.) – решивший (действительное причастие прошедшего времени) - решенный (страдательное причастие прошедшего времени).

3. В отличие от спрягаемых форм, причастия имеют только две формы времени – настоящее и прошедшее.

От глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, от глаголов совершенного вида – причастия прошедшего времени (примеры в пункте 3).

4. Действительные причастия употребляются только в полной форме.

Страдательные причастия употребляются и в полной, и в краткой форме. Они изменяются по числам, в единственном числе -  по родам: взволнованный – взволнован, взволнована, взволновано, взволнованы.

В предложении выполняют функцию именной части составного именного сказуемого:

Например: Нами ты была любима и для милого хранима (А. С. Пушкин); Луга луной озарены (К. Ваншенкин).

 

§ 3.Образование причастий

Образование причастных форм связано с видовым значением и переходностью / непереходностью производящих глаголов.

От глаголов совершенного вида не образуются причастия настоящего времени.

От непереходных глаголов не образуются страдательные причастия.

Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:

-ущ-/-ющ- (от глаголов 1 спряжения):  пишущий, знающий;

-ащ-/- ящ- (от глаголов 2 спряжения): строящий, любящий.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов:

-вш-: знавший, белевший;

-ш-несший, тёкший.

От глагола «идти» образуется супплетивная форма (т.е. изменяется основа) «шедший».

Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов:

-ем- (от глаголов 1 спряжения): решаемый, делаемый;

-им- (от глаголов 2 спряжения): гонимый,  любимый;

-ом- (редко): влекомый, ведомый.

   В русском языке страдательные причастия настоящего времени малопродуктивны и образуются не от всех глаголов (рвать, класть, держать, печь, слать, лгать и т.д.).

Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов:

-нн- (если основа инфинитива заканчивается на –а, -я, -е):  смешать --- смешанный, обстрелять --- обстрелянный, просмотреть ---  просмотренный;

- енн- (если основа инфинитива заканчивается на согласный звук или [и]): принести ---принесённый; загородить --- загороженный;

-т- (если основа заканчивается на суффикс –ну- или гласный): покинуть --- покинутый, начать --- начатый.

Страдательные причастия прошедшего времени в основном образуются от глаголов совершенного вида. Образования несовершенного вида малопродуктивны.

 

§ 4. Переход причастий в прилагательные и существительные

Причастия имеют признаки глагола и прилагательного. Они могут утрачивать глагольные признаки вида, времени, залога, глагольное управление и переходить в прилагательные, приобретая чисто качественное значение.

Сравните: блестящий (причастие) на солнце предмет - блестящий (прилагательное) ответ.

 В первом случае слово «блестящий» является причастием, т.к. обозначает признак предмета по действию и имеет значение несовершенного вида, настоящего времени. Во втором случае это прилагательное, т.к. имеет значение «отличный ответ», обозначает признак предмета и выражает его в зависимых от существительного категориях числа, рода, падежа.

Примеры перехода причастий в имена прилагательные: чарующий голос, выдающийся ученый, лучащиеся глаза; кованый сундук, взволнованный голос, озабоченное лицо; жареная рыба (зажаренная - причастие), печёный картофель (испечённый - причастие).

Причастными по происхождению, полностью утратившими глагольные признаки, являются прилагательные типа: лежачий, висячий, колючий, горючий, горелый, спелый, зрелый, постылый, пришлый  и др.

Гораздо реже причастия переходят в существительные: богатое приданое, учащиеся школы.

 

 

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

                                            

§ 1.Деепричастие как особая форма глагола

Деепричастие – это неизменяемая, неспрягаемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие по отношению к главному действию, выраженному глаголом-сказуемым (или главным членом).

Деепричастие как особая форма глагола имеет признаки глагола и наречия.

К глагольным признакам относятся:

1) общее лексическое значение с производящим глаголом;

2) категория вида;

3) значение переходности – непереходности;

4) деепричастие сохраняет глагольное управление и может определяться наречием.

К признакам наречия относятся:

1) деепричастие не изменяется;

2) примыкает к глаголу и в предложении является обстоятельством.

Например:

/ Дробясь о мрачные скалы /,

Шумят и пенятся валы (А. С. Пушкин).

Дробясь – деепричастие,  образовано от глагола «дробиться», несовершенного вида, непереходное, управляет существительным «скалы», относится к глаголам «шумят» и «пенятся», входит в состав обособленного обстоятельства.

 

Образование деепричастий

   Деепричастия делятся на формы несовершенного и совершенного вида.

   Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов –а, : учась, зная.

   Деепричастия несовершенного вида обычно не образуются от непродуктивных глаголов, например: вянуть, вязнуть, сохнуть, рвать, бить, жечь, писать, вязать, печь и других.

   В народно-поэтической речи, а под ее влиянием и в литературном языке употребляются деепричастия с суффиксами –учи/-ючи:

       В очи тебе глядючи, молча слёзы лью (А.К. Толстой); Громыхаючи сталью, шли на запад войска (А. Твардовский).

  В современном языке с суффиксом –учи образованы деепричастия будучи, крадучись, а также перешедшие в наречия формы умеючи, играючи, припеваючи.

   Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов:

1) –в-, -вши-:  узнав, узнавши, умывшись;

2) –ши:занемогши.

   В современном языке возможны двоякие образования деепричастий совершенного вида от некоторых глаголов: возвратясь – возвратившись, увидя – увидев, приобретя – приобретши.           

От двувидовых глаголов образуются по 2 деепричастия: атаковать --- атакуя, атаковав; исследовать ---  исследуя, исследовав.

 



2020-03-17 287 Обсуждений (0)
Образование деепричастий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование деепричастий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)