Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Хозяйственно-финансовая характеристика предприятия



2020-03-17 138 Обсуждений (0)
Хозяйственно-финансовая характеристика предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экономический потенциал предприятия характеризуется такими показателями как основные, оборотные фонды предприятия и численность его персонала.

Рассмотрим показатели эффективности использования основных средств. ОАО "Белмагистральавтотранс".

Показатели эффективности использования основных средств приведены в таблице 8.1.

 

Таблица 8.1 - Показатели эффективности использования основных средств

№ п. п. Показатели 2009 г. 2010 г. Отклонение, +/-
1 Выручка от реализации продукции, млн. руб. 15330 17935 2605
2 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. 19508 21335 1827
3 Прибыль отчетного периода, млн. руб. 2177 2187 10
4 Среднесписочная численность персонала, чел. 193 197 4
5 Фондоотдача, р. стр.1/стр.2 0,786 0,841 0,055
6 Фондоемкость, р. стр.2/стр.1 1,273 1, 190 -0,083
7 Фондовооруженность, р. стр.2/стр.4 101,08 108,3 7,22
8 Рентабельность основных средств, % стр.3/стр.2 * 100 11,16 10,251 -0,91

 

Анализ таблицы позволяет сделать следующие выводы. В 2010 году фондоотдача увеличилась на 0,055 руб. по сравнению с 2009 г., т.е. на каждый рубль основных фондов в 2010 г. приходилось 0,841 руб. выручки от реализации. Фондоемкость в 2010 году снизилась по сравнению с 2009 г. на 0,083 руб., т.е. на каждый рубль выручки от реализации продукции приходилось 1, 190 руб. основных фондов. Фондовооруженность увеличилась на 7,22 руб. и в 2010 г. на одного работника приходилось 108,3 руб. основных фондов. Рентабельность основных фондов предприятия в 2010 г. составила 10,25%.

Далее рассмотрим эффективность использования оборотного капитала ОАО "Белмагистральавтотранс".

 

Таблица 8.2 - Показатели эффективности использования оборотных средств

№ п. п. Показатели 2009 г. 2010 г. Отклонение, +/- Темп роста, %
1 Выручка от реализации продукции, млн. руб. 15330 17935 2605 117,0
2 Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн. руб. 5022 5789 767 115,3
3 Прибыль отчетного периода, млн. руб. 193 197 4 102,1
4 Дебиторская задолженность, млн. руб. 3196 3037 -159 95,0
5 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, р., стр.1/стр.2 3,05 3,10 0,05 101,5
6 Длительность оборота оборотных средств, дней 360/стр.5 118 116 -2 98,5
7 Коэффициент загрузки средств в обороте стр.2/стр.1 0,33 0,32 -0,01 98,5
8 Коэффициент эффективности использования оборотных средств, стр.3/стр.2 0,038 0,034 -0,004 88,5
9 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, стр.1/стр.4 4,80 5,91 1,11 123,1
10 Срок погашения дебиторской задолженности, дней 360/стр.9 75 61 -14 81,2

 

Таким образом, в 2010 году на 1 рубль оборотных средств приходилось 3,10 рубля реализованной продукции, что больше на 0,05 руб. по сравнению с 2009 г. следовательно, эффективность использования оборотных средств повысилась по сравнению с 2009 гг.

Длительность оборота оборотных средств в 2010 году ускорилась на 2 дня по сравнению с 2009 годом и составила 116 дней.

В 2010 году коэффициент загрузки средств в обороте снизился по отношению к 2009 г. на 0,01, что свидетельствует о снижении эффективности использования оборотных средств.

Коэффициент эффективности использования оборотных средств в 2010 году уменьшился на 0,04 по сравнению с 2009 г.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,11 руб. и составил 5,91 руб. Это является положительным.

Срок погашения дебиторской задолженности в 2010 году сократился на 14 дня по сравнению с 2009 годом, то есть дебиторская задолженность погашалась быстрее.

Таким образом, обобщая проведенный анализ можно сделать вывод, что в целом эффективность использования оборотных средств в 2010 году увеличилась, о чем свидетельствует повышение коэффициента оборачиваемости, сокращение длительности оборота.

Основным показателем, характеризующим производительность труда, является выручка от реализации услуг, приходящаяся на 1 работающего.

Данные для расчёта влияния трудовых факторов на товарооборот предприятия представлены в таблице 8.3.

 

Таблица 8.3 - Трудовые факторы, влияющие на выручку организации

Показатели 2009 г. 2010 г. Отклонение, +/- Темп роста, %
Выручка от реализации, млн. руб. (N) 15330 17935 2605 117,0
Среднесписочная численность, чел. (R) 193 197 4 102,1
 Средняя за период выработка одного работника, млн. руб. (D) 79,4 91,0 11,6 114,6

 

Чтобы выразить зависимость выручки от реализации от названных факторов, используем и преобразуем формулу производительности труда:

 = R*D

 

Влияние изменения численности на изменение выручки от реализации находим с помощью произведения:

 

ΔNR = ΔR*D0

 

где ΔNR - изменение выручки от реализации под влиянием изменения численности работников;

ΔR - абсолютное изменение численности работников в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

D0 - производительность труда за базисный период.

г. по сравнению с 2009 г.:

 

ΔNR = 4 * 79,4 = 317,6 млн. руб.

 

Влияние изменения производительности труда на изменение выручки от реализации находим с помощью выражения:

 

ΔND = R1*ΔD

 

Где ΔND - изменение выручки от реализации под влиянием изменения производительности труда, R1 - среднесписочная численность работников за отчетный период; ΔD - абсолютное изменение производительности труда 2010 г. по сравнению с 2009 г.:

 

ΔND = 197 * 11,6 = 2285,2 млн. руб.

 

Расчет показывает, что благодаря увеличению численности работников на 4 чел. выручка увеличилась на 317,6 млн. руб.

Положительным фактором также оказалась выработка, её рост на 11,6 млн. руб. /чел. привел к увеличению выручки на 2285,2 млн. руб.

Рассмотрим показатели заработной платы ОАО "Белмагистральавтотранс" в таблице 8.4.


Таблица 8.4 - Динамика фонда оплаты труда и заработной платы

Показатели 2009 г. 2010 г. Отклонение, +/- Темп роста, %
Среднесписочная численность, чел. 193 197 4 102,1
Фонд заработной платы, млн. руб. 3548,1 4335,6 787,5 122,2
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 1532 1834 302 119,7

 

Из таблицы видно, что фонд заработной платы в 2010 году составил 4335,6 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2009 годом на 787,5 млн. руб. Среднемесячная заработная плата в 2010 году составила 1834 тыс. руб., увеличившись относительно 2009 г. - на 302 тыс. руб.

Проведем далее анализ количественных и структурных показателей в составе активов баланса ОАО "Белмагистральавтотранс" в таблице 8.5.

 

Таблица 8.5 - Количественные и структурные показатели в составе актива баланса ОАО "Белмагистральавтотранс" за 2009-2010 гг.

Наименование показателя

Количественные сдвиги, млн. руб.

Структурные сдвиги, %

  2009 г. 2010 г. Изменение, (+,-) 2009 г. 2010 г. Изменение, (+,-)
Внеоборотные активы (стр. 190) 13201 12911 -290 72,44 69,04 -3,40
В том числе:            
основные средства (стр.110) 13177 12819 -358 72,31 68,55 -3,76
нематериальные активы (стр.120) 4 4 - 0,02 0,02 -
вложения во внеоборотные активы (стр.140) 20 88 68 0,11 0,47 0,36
Оборотные активы (стр.290) 5022 5789 767 27,56 30,96 3,40
В том числе:            
Запасы и затраты (стр.210) 644 1236 592 3,53 6,61 3,08
Налоги по приобретенным ценностям (стр.220) 7 6 -1 0,04 0,03 -0,01
Дебиторская задолженность (стр.230+стр.240) 3196 3037 -159 17,54 16,24 -1,30
Денежные средства (стр.260) 920 1255 335 5,05 6,71 1,66
Финансовые вложения (стр.270) 255 255 - 1,40 1,36 -0,04
Итого активы 18223 18700 477 100,0 100,0 х

 

Внеоборотные активы ОАО "Белмагистральавтотранс" в 2010 году уменьшились на 290 млн. руб., а их доля в структуре актива баланса снизилась на 3,40 п. п. и составила 69,04%. Сумма основных средств снизилась на 358 млн. руб., а размер нематериальных активов на конец года составил 4 млн. руб., сумма вложений во внеоборотные активы увеличилась на 68 млн. руб.

Оборотные активы увеличились в 2010 году на 767 млн. руб., а их доля в структуре актива баланса увеличилась на 3,40 п. п. и составила 30,96%. Увеличение оборотных активов произошло главным образом за счет роста денежных средств на 335 млн. руб. и запасов и затрат на 592 млн. руб. В 2010 году дебиторская задолженность снизилась на 159 млн. руб. и составила 3037 млн. руб., а ее доля в структуре активов составила 16,24%. Таким образом, в активе баланса в целом наблюдается положительная динамика.

Количественные и структурные показатели в составе пассива баланса отражены в таблице 8.6.

 

Таблица 8.6 - Количественные и структурные показатели в составе пассива баланса ОАО "Белмагистральавтотранс" в 2009-2010 гг.

Наименование показателя

Количественные сдвиги, млн. руб.

Структурные сдвиги, %

  2009 г. 2010 г. Изменение, (+,-) 2009 г. 2010 г. Изменение, (+,-)
Капитал и резервы (стр.490) 12289 14061 1772 67,44 75, 19 7,76
В том числе:            
уставный фонд (стр.410) 64 64 - 0,35 0,34 -0,01
резервный фонд (стр.420) 102 167 65 0,56 0,89 0,33
добавочный фонд (стр.430) 10416 11035 619 57,16 59,01 1,85
нераспределенная прибыль, непокрытый (убыток) (стр.450) 1707 2795 1088 9,37 14,95 5,58
Долгосрочные обязательства (стр.590) 2862 2002 -860 15,71 10,71 -5,00
В том числе:            
долгосрочные кредиты и займы (стр.510) 841 474 -367 4,62 2,53 -2,08
прочие долгосрочные обязательства (стр.520) 2021 1528 -493 11,09 8,17 -2,92
Краткосрочные обязательства (стр.690) 3072 2637 -435 16,86 14,10 -2,76
В том числе:            
краткосрочные кредиты и займы (стр.610) 88   -88 0,48 0,00 -0,48
Кредиторская задолженность (стр.620) 2976 2625 -351 16,33 14,04 -2,29
Задолженность перед участниками (учредителями) (стр.630) 8 12 4 0,04 0,06 0,02
Итого пассивы: 18223 18700 477 100,0 100,0 х

 

Как видно из таблицы 8.6, наибольший удельный вес в пассиве баланса занимает капитал и резервы - 75, 19% в 2010 году, что выше на 7,76 п. п., чем в 2009 году. Капитал и резервы увеличился в 2010 году на 1772 млн. руб. При этом уставный фонд не изменился. Нераспределенная прибыль увеличилась в 2010 г. на 1088 млн. руб. и составила 2795 млн. руб.

Долгосрочные обязательства предприятия снизились в 2010 году на 860 млн. руб. То есть предприятие стало менее зависимо от внешних источников финансирования в долгосрочном периоде.

Сумма краткосрочных обязательств снизилась в 2010 г. на 435 млн. руб. и составила 2637 млн. руб.

Кредиторская задолженность уменьшилась на 351 млн. руб., а ее доля в пассиве баланса уменьшилась с 16,33% до 14,04%, т.е. на 2,29 п. п., что является положительным.

Рассчитаем показатели структуры капитала (таблица 8.7).


Таблица 8.7 - Показатели структуры капитала ОАО "Белмагистральавтотранс"

Наименовани показателя Расчетная формула (код строк) Оптимальное значение 2009 г. 2010 г. Изменение, +/-
           
Коэффициент собственности  (стр.490+стр.640) / стр.700 >0,6 0,67 0,75 0,08
Коэффициент обеспечения финансовых обязательств активами  (стр.590+стр.690-стр.640) /стр.700 <0,85 0,33 0,25 -0,08
Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами  (стр.490+стр.640-стр. 190) /стр.290 >0,3 -0,2 0,2 0,38

 

Коэффициент собственности на протяжении двух лет соответствовал оптимальному значению, то есть был выше 0,6, что свидетельствует о том, что все обязательства ОАО "Белмагистральавтотранс" могут быть покрыты собственными оборотными средствами. В 2010 году данный коэффициент повысился на 0,08.

Коэффициент обеспечения финансовых обязательств активами также соответствует оптимальному значению, следовательно, предприятие имеет финансовую независимость от внешних источников финансирования. Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами в динамике увеличился, что говорит о достаточности собственных оборотных средств. Предприятие имеет достаточно собственных оборотных средств, чтобы покрыть свои обязательства.

Рассчитаем показатели ликвидности в таблице 8.8.

 

Таблица 8.8 - Показатели ликвидности ОАО "Белмагистральавтотранс"

Наименование показателя Расчетная формула (код строк) Оптимальное значение 2009 г. 2010 г. Изменение, +/-
           
Коэффициент текущей ликвидности стр.290/ (стр.690-стр.640) >1,7 1,63 2, 20 0,56
Коэффициент абсолютной ликвидности  (стр.260+стр.270) / (стр.690-стр.640) >0,2 0,38 0,57 0, 19
Коэффициент критической (быстрой) ликвидности  (стр.290-стр.210) / стр.690-стр.640 >1 1,43 1,73 0,30

 

Как видно из таблицы, коэффициент текущей ликвидности ежегодно растет. Следовательно, предприятие имеет достаточно оборотных средств для погашения краткосрочной задолженности. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что в 2009 предприятие могло погасить немедленно 38% всех краткосрочных обязательств, а в 2010 г. - 57% всех краткосрочных обязательств. Коэффициент критической ликвидности показывает, что при наступлении критической ситуации предприятие может полностью погасить свои обязательства. Таким образом, предприятие является ликвидным, прибыльным, финансово устойчивым и финансово независимым.

Анализ динамики прибыли предприятия представлен в таблице 8.9.

 

Таблица 8.9 - Анализ динамики прибыли ОАО "Белмагистральавтотранс"

Наименование показателя 2009 г. 2010 г. Отклонение Темп роста, %
         
1. Выручка от реализации 15330 17935 2605 117,0
 2. Налоги, включаемые в выручку от реализации 1742 2016 274 115,7
3. Выручка от реализации за вычетом налогов 13588 15919 2331 117,2
4. Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг 11893 14252 2359 119,8
5. Прибыль от реализации 1695 1667 -28 98,3
6. Прибыль от операционной деятельности 426 70 -356 16,4
7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций -73 293 366 -401,4
6. Прибыль за отчетный период 2048 2030 -18 99,1
Расходы, не учитываемые при налогообложении 129 157 28 121,7
7. Налоги и сборы, производимые из прибыли 338 453 115 134,0
8. Расходы и платежи из прибыли 153 156 3 102,0
9. Прибыль к распределению 1557 1421 -136 91,3

 

Выручка от реализации в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом - на 2605 млн. руб. Прибыль от реализации в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2009 годом - на 28 млн. руб. Это произошло, потому что темпы роста себестоимости превышают темпы роста выручки от реализации. Прибыль от операционной деятельности в 2010 г. снизилась на 356 млн. руб. А прибыль от внереализационных операций в 2010 г. составила 293 млн. руб. Налоги и сборы производимые из прибыли возросли в 2010 году на 115 млн. руб. по сравнению с 2009 г. Прибыль к распределению уменьшилась по сравнению с 2009 годом - на 136 млн. руб. или на 8,7%.

Проведем анализ рентабельности продукции (таблица 8.10).

 

Таблица 8.10 - Показатели рентабельности продукции в 2009-2010 гг., млн. руб.

Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение, +/-
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) 15330 17935 2605
2. Себестоимость продукции (работ, услуг) 11893 14252 2359
3. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) 1695 1667 -28
4. Чистая прибыль 1557 1421 -136
5. Рентабельность продукции (работ, услуг) (стр.4: стр.2*100) 13,09 9,97 -3,12
6. Рентабельность продаж (стр.3: стр.1*100) 11,06 9,29 -1,76

 

Как видно из таблицы 8.10, в связи с тем, что темп роста себестоимости продукции был выше темпа роста чистой прибыли произошло снижение рентабельности продукции (работ, услуг) на 3,12% по сравнению с 2009 г. Снижение прибыли от реализации в 2010 году оказало влияние на снижение рентабельности продаж на 1,76%.


Заключение

 

Сегодня группа компаний "Белмагистральавтотранс" - многопрофильный транспортный оператор с многолетним опытом работы в сфере грузоперевозок.

К услугам клиентов - современный автомобильный парк, таможенный транспортно-логистический центр в Минске, транспортно-экспедиторские филиалы в Германии и Польше. Большой и разнообразный опыт нашего персонала и ставка на самые передовые транспортные, логистические и информационные технологии позволяют нам эффективно обеспечивать транспортное обслуживание внешнеэкономических отношений.

Второй вектор работы предприятия - это комплекс технического и организационного сервиса для автоперевозчиков.

Организационная структура управления ОАО "Белмагистральавтотранс" является линейно-функциональной.

Выручка от реализации в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом - на 2605 млн. руб. Прибыль от реализации в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2009 годом - на 28 млн. руб. Это произошло, потому что темпы роста себестоимости превышают темпы роста выручки от реализации. Прибыль от операционной деятельности в 2010 г. снизилась на 356 млн. руб. А прибыль от внереализационных операций в 2010 г. составила 293 млн. руб. Налоги и сборы производимые из прибыли возросли в 2010 году на 115 млн. руб. по сравнению с 2009 г. Прибыль к распределению уменьшилась по сравнению с 2009 годом - на 136 млн. руб. или на 8,7%.

Благодаря увеличению численности работников на 4 чел. выручка увеличилась на 317,6 млн. руб. Положительным фактором также оказалась выработка, её рост на 11,6 млн. руб. /чел. привел к увеличению выручки на 2285,2 млн. руб.

В связи с тем, что темп роста себестоимости продукции был выше темпа роста чистой прибыли произошло снижение рентабельности продукции (работ, услуг) на 3,12% по сравнению с 2009 г. Снижение прибыли от реализации в 2010 году оказало влияние на снижение рентабельности продаж на 1,76%.




2020-03-17 138 Обсуждений (0)
Хозяйственно-финансовая характеристика предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Хозяйственно-финансовая характеристика предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)