Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Политика и нормативно-правовые акты государства в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций



2020-03-17 171 Обсуждений (0)
Глава 2. Политика и нормативно-правовые акты государства в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопросу привлечения ПИИ сегодня уделяется большое внимание на всех уровнях власти. На федеральном уровне активно обсуждается постановка долгосрочных целей и проведение активной политики в области привлечения ПИИ. Федеральными органами был предпринят ряд шагов по улучшению инвестиционного климата в регионах Российской Федерации.

Так, Агентством Стратегических Инициатив (АСИ) был разработан «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», который определяет основные требования для улучшения инвестиционного климата. «Стандарт» уже был опробован в «пилотных» регионах и с 2013 года должен стать руководством к действию для всех остальных субъектов Российской Федерации.

Также были разработаны 12 «Дорожных карт», нацеленных на улучшение условий предпринимательской деятельности. Четыре из них в сфере упрощения процедур получения разрешений на строительство, повышения доступности энергетической инфраструктуры, таможенного администрирования и поддержки доступа на рынки зарубежных стран уже были утверждены.

Для стимулирования развития инвестиционной деятельности на региональном уровне также были приняты Указы Президента №1276, №596 и №879.

Более того, для улучшения инвестиционного имиджа России к сотрудничеству будет привлечен крупнейший инвестиционный банк Goldman Sachs, основной задачей которого станет повышение инвестиционного рейтинга страны до уровня A по оценке агентств Standard & Poor’s.

Федеральные органы стремятся создавать как законодательные, так и финансовые стимулы для регионов к привлечению инвестиций. На сегодняшний день складывается ситуация, «при которой чем активнее регион в привлечении инвестиций, тем меньше он получает от федерального бюджета. В итоге получается, что от привлечения инвестиций региональный бюджет даже может пострадать». Поэтому на данный момент идет обсуждение вопроса о создании эффективной системы финансовых, а также налоговых стимулов для региональной власти по привлечению инвестиций.

Федеральные органы ставят амбициозные цели в сфере привлечения инвестиций. Так, в Указе Президента РФ №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» была поставлена задача «повышения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году». Идея об улучшении инвестиционного климата на уровне федеральной власти, безусловно, является позитивным шагом. Однако правильно ли выбрана цель проведения инвестиционной политики и соответствуют ли намеченные действия реализации данной цели?

Во-первых, необходимо учитывать, на основании каких компонентов строится рейтинг. В рейтинг Doing Business 2013 вошли следующие компоненты: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности. Однако необходимо отметить, что, как уже было сказано, спектр возможных факторов достаточно широк и не ограничивается перечисленным списком. Не смотря на безусловную важность данных показателей, существуют и другие факторы, на которые государству следовало бы обратить внимание при разработке политики по привлечению ПИИ, такие, например, как уровень образования, уровень доходов населения, прозрачность и объективность судебного разрешения конфликтов и другие.

Во-вторых, в соответствии с методологией Всемирного банка, «в ежегодной публикации «Ведение бизнеса» … Россия представлена Москвой». В результате получаем, что удобство для ведения бизнеса по всей стране оценивается исключительно на основании данных об одном из 83 субъектов, которые, как уже было отмечено выше, в значительной степени различаются по своим характеристикам между собой.

Более того, Москва, в соответствии с исследованием Ведение бизнеса в России 2012, занимает последнее место в рейтинге из всех представленных регионов Российской Федерации. На основании этого можно заключить, что рейтинг всей страны в исследовании Doing Business, рассчитанный на основании показателей по Москве, значительно занижен.

Поэтому можно сделать вывод, что для выполнения поставленной в Указе №596 цели о достижении 20 места в рейтинге Ведение бизнеса к 2018 году необходимо развивать исключительно показатели Москвы по критериям, представленным в этом рейтинге. Однако это вряд ли повлечет за собой увеличение потока ПИИ в страну, так как Москва и так является лидером по объему ПИИ среди регионов. Соответственно, можно заключить, что цель долгосрочной политики государства в области привлечения инвестиций нуждается в пересмотре.

Однако какие бы инициативы не выдвигались на федеральном уровне, значительная доля успеха в привлечении инвестиций зависит от действий непосредственно на региональном уровне. В целом, не существует единственно правильной политики по привлечению инвестиций в регионы. Не только на практике, но и в теоретических подходах встречаются различные меры повышения инвестиционной привлекательности регионов. Более того, как количество, так и содержательные аспекты расходятся у различных авторов. Если одни авторы делают акцент на использование экономических инструментов (налоги, кредиты, квоты и проч.), то в других рекомендациях по улучшению инвестиционного климата отмечаются также нефинансовые методы регулирования, в том числе проведение грамотной антимонопольной политики, использование государственного заказа и обучение работников предприятий.

В целом, повышение инвестиционной привлекательности регионами может осуществляться по нескольким направлениям. Среди таких направлений можно выделить следующие:

. Налоговое стимулирование (налоговые каникулы, льготное налогообложение);

2. Финансовые механизмы (финансовая поддержка проектов, субсидирование, льготное кредитование, предоставление гарантий кредитным организациям, реструктуризация долгов и платежей);

.   Инфраструктура (создание промышленных площадок, управление земельным фондом, регулирование тарифов естественных монополий, создание кластеров, создание в регионах филиалов инвестиционных организаций и банковских структур, создание индустриальных парков или благоприятных условий для их развития);

.   Администрирование (формулирование инвестиционной политики в регионе, взаимодействие руководства региона с инвесторами для получения обратной связи, внедрение принципа «одного окна», лицензирование, создание интернет-сайта для инвесторов, создание агентства по привлечению инвестиций, формирование Совета по непрерывному улучшению инвестиционного климата и поддержке инвестиционных проектов во главе с губернатором, ГЧП);

.   Кадры (обучение и переподготовка сотрудников администрации и работников предприятий, ориентация образовательной системы региона на нужды инвесторов).

Насколько данные меры эффективны и привлекательны для иностранного инвестора? Для ответа на этот вопрос целесообразно рассмотреть опыт регионов, проводящих активную политику в сфере привлечения инвестиций. Выберем несколько регионов, которые, в соответствии со всеми тремя перечисленными инвестиционными рейтингами, обладают достаточно привлекательным инвестиционным климатом. К таким регионам можно отнести Краснодарский край, Республику Татарстан и Ростовскую область. Свердловскую область также можно было бы включить в данный перечень, однако, в рейтинге Ведение бизнеса в России она занимает лишь 24 позицию. Включение Краснодарского края в данный список объясняется достаточно просто: в 2014 году в Сочи пройдет зимняя Олимпиада, что объясняет приток государственных и частных инвестиций в инфраструктуру и строительство. Поэтому данный регион исключим из рассмотрения. Рассмотрим политику привлечения инвестиций Ростовской области и Республики Татарстан, которые, к тому же, привлекают значительные объемы ПИИ - 169 135 и 99 570 тысяч долларов в 2011 году, соответственно.

Инвестиционная политика Республики Татарстан.

Республика Татарстан входит в состав Приволжского федерального округа. Республика богата природными ресурсами, в том числе залежами нефти и угля. Однако, в соответствии со структурой инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, добыча полезных ископаемых занимает лишь четвертую позицию, тогда как значительную долю инвестиций составляют инвестиции в обрабатывающее производство. Второе и третье место занимают, соответственно, транспорт и связь и операции с недвижимым имуществом.

В Республике Татарстан проводится активная политика по привлечению инвестиций, в том числе иностранных. В сфере регулирования инвестиционной деятельности в Республике существует обширная нормативная база. В 2012 году был внедрен «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», в соответствие с которым была приведена нормативно-правовая база по стимулированию притока инвестиций в регион. Непосредственно привлечению иностранных инвестиций посвящены несколько нормативно-правовых актов.

Первым из таких актов является Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан», который обеспечивает государственные гарантии и защиту прав иностранных инвесторов на территории Республики. Законом предусмотрены такие гарантии прав иностранных инвесторов как:

· Гарантия получения компенсации в случае принудительного изъятия, в том числе национализации и реквизиции, имущества иностранного инвестора.

·   Гарантия права использовать и переводить доходы, прибыль и другие правомерно полученные денежные суммы по своему усмотрению.

·   Защита от неблагоприятного изменения законодательства Республики Татарстан, выражающаяся в том, что, если в Республике вступают в силу новые законы, которые ухудшают условия деятельности иностранных инвесторов, то для них на срок окупаемости инвестиционного проекта (не более 7 лет), действуют условия, определенные инвестиционным договором.

·   Гарантия права возврата вложенных инвестиционных средств и полученных с их помощью доходов в случае прекращения инвестиционной деятельности.

·   Гарантия права иностранного инвестора на приобретение прав собственности, долей участия, паев, акций и иных ценных бумаг, а также участия в приватизации.

·   Гарантия предоставления иностранному инвестору права в отношении приобретаемых земельных участков, других природных ресурсов, зданий, сооружений и иного недвижимого имущества.

Более того, Законом предусматриваются меры государственной поддержки иностранных инвесторов, такие как:

· Возможность обращения иностранного инвестора в специально уполномоченный орган исполнительной власти, занимающийся осуществлением информационного обеспечения иностранного инвестора о структуре и емкости рынка, концентрации трудовых, производственных и инфраструктурных ресурсов, а также инициацией подготовки инвестиционных площадок и осуществлением полного сопровождения инвестиционных проектов, которые реализуются в приоритетных отраслях экономики Республики Татарстан.

·   Налоговые меры, включающие льготные налоговые ставки, предоставление возможности изменения срока уплаты налога и сбора в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

·   Финансовые меры, включающие льготные кредиты и предоставление государственной гарантии займа.

·   Конверсия задолженности в акции, выражающаяся в получении выгоды от дисконтирования долга, накапливаемого иностранными инвесторами.

·   Предоставление льготных условий пользования земельными участками, производственными помещениями, которые находятся в собственности Республики Татарстан.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан был создан инвестиционно-венчурный фонд, направленный на поддержание реализации инновационных проектов. Основными задачами Фонда являются поддержка инновационной деятельности, производства принципиально новых видов продукции и технологий, участие в формировании рынка научно-технической продукции, развитие приоритетных отраслей экономики Республики, а также поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан. На сегодняшний день в общем портфеле Фонда находится более 180 проектов, общая сумма которых составляет более 5 млрд. рублей.

Ежегодно в Республике Татарстан утверждается Инвестиционный меморандум, устанавливающий, что одним из направлений инвестиционной политики Республики должно являться привлечение иностранных инвестиций, в том числе прямых инвестиций. Меморандум устанавливает перечень приоритетных инвестиционных проектов на следующий год, которым оказывается государственная поддержка, а также перечень приоритетных программ, по которым обеспечивается финансирование.

Для удобства инвесторов, в соответствии с рекомендациями «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», запущен интернет-портал об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан. На портале размещен Путеводитель инвестора, включающий в себя общую информацию о Республике, данные об инвестиционном климате и инвестиционной инфраструктуре и приоритетные направления развития отраслей экономики региона.

Руководством Республики Татарстан предпринимаются и нетривиальные меры по поддержке инвестиций и инноваций. На территории Республики в 2005 году была создана особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Алабуга», отличающаяся качеством инфраструктуры и льготным налогообложением. В 2012 году ОЭЗ включала 25 компаний-резидентов. Помимо этого на территории Республики планируется создание города Иннополис, призванного объединить молодых высококвалифицированных специалистов со всей территории страны. Части территории Иннополиса будет присвоен статус особой экономической зоны для привлечения потенциальных инвесторов и будущих резидентов. Режим особой экономической зоны подразумевает льготное налогообложение, статус свободной таможенной зоны и снижение административных барьеров благодаря использованию принципа «одного окна».

В целом, в Республике Татарстан предпринимаются активные меры для стимулирования притока инвестиций в регион, в том числе прямых иностранных инвестиций. Данные меры оказывают положительное влияние на инвестиционный климат региона, что отмечается в ряде исследований инвестиционного климата регионов России. Так, в исследовании об измерении условий ведения бизнеса в российских регионах Российской экономической школы при поддержке компании «Ernst&Young Russia» было отмечено, что «в отношении почти всех исследуемых барьеров для ведения деятельности респонденты в Республике Татарстан указали степень важности ниже, чем отмечено в среднем в странах со сходными уровнями подушевого дохода, а также в России в целом» .

Инвестиционная политика Ростовской области.

Ростовская область расположена на юге Европейской части России и входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации. Область богата залежами каменного угля и нерудным сырьем, но главным богатством области являются ее почвенные ресурсы, благодаря которым в регионе развито сельское хозяйство.

Нормативно-правовая база Ростовской области в сфере инвестиционной и инновационной деятельности обширна и приведена в соответствие со «Стандартом деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». Основным законом в сфере регулирования инвестиционной деятельности является Областной закон Ростовской области «Об инвестициях в Ростовской области», действие которого распространяется как на отечественных, так и иностранных инвесторов. Закон предусматривает предоставление следующих гарантий субъектам инвестиционной деятельности:

· равенство прав при осуществлении инвестиционной деятельности, а также получении поддержки со стороны государства;

·   соблюдение принципов гласности и открытости при принятии решения о предоставлении государственной поддержки;

·   гарантия свободы выбора направления использования полученных доходов от инвестиционной деятельности после уплаты налогов и сборов;

·   право обжаловать в судебном порядке решения и действия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления;

·   право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления;

·   защита инвестиций;

·   гарантия стабильности условий и режима инвестиционной деятельности в течение срока окупаемости инвестиционного проекта.

Законом предусмотрен перечень форм поддержки инвестиционной деятельности на территории Ростовской области, в том числе:

· предоставление налоговых льгот, субсидий, возмещающих часть затрат на уплату процентов по кредитам, выплачиваемых за счет средств регионального бюджета, государственных гарантий Ростовской области по инвестиционным проектам на конкурсной основе;

·   проведение экспертизы инвестиционных проектов;

·   установление понижающих коэффициентов, используемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков;

·   выпуск облигационных займов;

·   вовлечение в инвестиционный процесс строек и объектов, находящихся в областной собственности, которые были временно приостановлены и законсервированы, а также передача имущества, являющегося предметом лизинга;

·   финансирование из средств регионального бюджета образовательных программ, нацеленных на подготовку кадров в рамках реализации проектов по созданию новых производств;

·   проведение семинаров, конференций по вопросам осуществления инвестиционной деятельности, а также организация ярмарок инвестиционных проектов;

·   распространение информации, касающейся субъектов и объектов инвестиционной деятельности;

·   содействие включению в федеральные целевые программы и федеральные адресные инвестиционные программы инвестиционных проектов, являющихся социально значимыми и наиболее эффективными;

·   содействие получению со стороны международных организаций технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов.

Вторым документом в сфере регулирования инвестиционной деятельности в Ростовской области является Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области. В ней проведен анализ конкурентных преимуществ Ростовской области в привлечении инвестиций и расставлены приоритеты инвестиционной политики области. Среди конкурентных преимуществ области были выделены такие факторы как высокий транспортно-инфраструктурный потенциал, низкая стоимость и высокая надежность энергообеспечения, а также высокий потребительский потенциал, стабильная социально-политическая ситуация и благоприятные климатические условия. В качестве приоритетных направлений развития в Стратегии были указаны такие отрасли как сельскохозяйственное, энергетическое, железнодорожное машиностроение, развитие сельского хозяйства, транспорта, торговли и легкой промышленности.

Новым шагом в развитии политики по регулированию инвестиционной деятельности в Ростовской области стала Областная долгосрочная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы». В данной программе была поставлена цель повысить инвестиционную активность внешних и внутренних инвесторов, а также обеспечить взаимодействие бизнеса и органов государственной власти посредством развития государственно-частного партнерства. В рамках данной программы предусмотрен перечень мероприятий, сгруппированных по семи основным направлениям деятельности, заключающейся в том, чтобы:

· создать благоприятную административную среду и подготовленную инженерную и транспортную инфраструктуру для инвестиций;

·   сформировать экономические механизмы, направленные на привлечение и поддержку инвестиций;

·   обеспечить кадровое сопровождение инвестиций;

·   сформировать финансовую инвестиционную инфраструктуру;

·   стимулировать инвестиционную деятельность муниципальных образований и обеспечить мероприятия для формирования благоприятного инвестиционного имиджа региона.

В Ростовской области в 2004 году была одной из первых в России создана специализированная компания по привлечению инвестиций - НП «Агентство инвестиционного развития Ростовской области». Основной задачей Агентства является генерирование притока новых инвестиций, новых инвесторов для региона. Основной деятельностью Агентства является сопровождение инвесторов на всех этапах реализации проекта - от подбора наиболее удачного месторасположения до организации переговоров и содействия оформлению документов.

На территории региона создано большое количество инвестиционных площадок, разнообразных по своей концепции и содержанию. Для еще большего повышения привлекательности территорий Ростовской области планируется создание индустриальных парков, включающих в себя конкурентоспособные производства, привлекательные для инвесторов. Мероприятия по созданию индустриальных парков рассчитаны на период с 2013 по 2020 годы.

Интересно, что руководство Ростовской области стремится проводить активную политику по привлечению инвестиций не только на региональном уровне, но и стимулировать к привлечению инвестиций муниципальные образования, входящие в состав региона. Так, в Ростовской области проводится рейтинговая оценка эффективности деятельности глав муниципальных образований Ростовской области по привлечению инвестиций. В результате данной оценки каждому муниципальному образованию присваивается ранг, отражающий итоги деятельности руководителей данного муниципального образования за определенный период.

В целом, в Ростовской области проводится активная политика по повышению инвестиционной привлекательности региона для инвесторов, результатом которой является значительное улучшение инвестиционного климата, а также увеличение потока инвестиций в регион, в том числе иностранных. Помимо перечисленных выше факторов руководство области приводит еще несколько причин, в соответствии с которыми инвесторам стоит вкладывать средства в данный регион.

Среди таких причин можно отметить благоприятные природно-климатические условия, ресурсный потенциал, уникальное геополитическое и геоэкономическое положение, развитую транспортную инфраструктуру, развитую сеть образовательных учреждений, наличие высокотехнологических производств, значительный потенциал регионального потребительского рынка, высокий уровень диверсификации экономики, энергоизбыточность региона, а также стабильный кредитный рейтинг. В отношении кредитного рейтинга необходимо отметить, что недавно Ростовской области был присвоен рейтинг кредитоспособности на уровне «А+» по национальной шкале Национальным Рейтинговым Агентством. Все вышеперечисленные факторы в результате делают Ростовскую область привлекательной для вложения средств как российских, так и иностранных инвесторов.

 



2020-03-17 171 Обсуждений (0)
Глава 2. Политика и нормативно-правовые акты государства в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Политика и нормативно-правовые акты государства в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)