Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бюджетная политика в области формирования доходов и направлении расходования денежных средств федерального бюджета



2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Бюджетная политика в области формирования доходов и направлении расходования денежных средств федерального бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Расходы бюджета можно условно разделить на "обязательную" и "произвольную" части. Объем и сама возможность появления "произвольной" части должны определяться только при условии обеспечения "обязательной" в полном объеме. Очередность выделения бюджетных средств на те или иные мероприятия должна определяться принципом "прежде всего - необходимое (вопросы жизнеобеспечения), и лишь затем - желаемое (вопросы повышения комфортности среды проживания и ведения бизнеса)".

Расходы бюджета можно представить следующим образом. "Обязательная" часть бюджета должна формироваться на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг (ст.177 БК РФ), которых, по решению региональных властей, могут превышать установленные на федеральном уровне минимальные значения (ст.65 БК РФ). При этом объем упомянутых услуг должен быть не менее величины, установленной в минимальных государственных социальных стандартах, трактуемых в статье 6 БК РФ как "государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации".

Таким образом, на стадии принятия бюджета, предметом обсуждения в законодательном органе власти может быть вопрос об увеличении этих нормативов на предстоящий год по сравнению с утвержденными на федеральном уровне. При условии, что методики, на основании которых исполнительная власть рассчитывает нормативы финансовых затрат, корректны, законодательной власти остается лишь оценить, насколько обоснован прогноз стоимостных показателей на закупаемые по госзаказу товары и услуги, а также уровень оплаты труда госслужащих. Одновременно законодатели решают вопрос о возможном увеличении объемов государственных услуг, предоставляемых за счет бюджета, в физическом (не финансовом) выражении. Например, об увеличение "корзины" лекарственных препаратов, выделяемой на одного человека за счет бюджетных средств, или об увеличение продолжительности отопительного сезона в муниципальном жилом фонде. Тогда потребность финансирования "обязательного" бюджета будет определяться простой подстановкой в расчет (по заранее известным методикам) выбранных законодателями параметров. Это позволит не только значительно повысить достоверность прогнозирования потребностей бюджетного финансирования, но и оперативно вносить изменения в бюджет в случае несовпадения планировавшегося роста цен с фактическим на стадии исполнения бюджета. Однако, для реализации предложенной схемы, необходимо создать достаточно полный банк методик расчета бюджетных показателей, а также базу данных, содержащую показатели, используемые при расчете потребностей финансирования (количество учащихся в школах, количество нетрудоспособного населения, характеристики помещений, занимаемых государственными организациями, потребность в тепло - и электроснабжении на одну расчетную единицу и т.п.)

Если "обязательная" часть бюджета достаточно жестко регламентирована, то его "произвольная" часть практически полностью представляет собой поле для реализации органами власти своей бюджетной политики. В предельных случаях весь объем "произвольной" части может быть направлен на финансирование мероприятий, повышающих комфортность условий жизни налогоплательщиков или на улучшение условий ведения бизнеса в регионе. Законодатели также могут вообще отказаться от этих расходов, если сочтут, что интересам населения в большей степени будет соответствовать не финансирование из бюджета каких либо мероприятий, сверх установленных законодательством, а сокращение налоговой нагрузки. В пределах "произвольной" части бюджета, органы власти могут финансировать мероприятия, актуальность которых определяется складывающейся в текущий момент социально-экономической ситуацией.

Расходы этой части бюджета могут носить как инвестиционный характер, так и характер текущих расходов. Первые направлены, как правило, на осуществление структурных преобразований в экономике или на совершенствование социальной инфраструктуры и инфраструктуры бизнеса. Вторые - на финансирование мероприятий, не являющихся обязательными для финансирования из соответствующего бюджета в соответствии с действующим законодательством, и положительный эффект от которых проявляется в процессе осуществления таких мероприятий. Таким образом, "произвольная" часть бюджета состоит из текущих расходов и "бюджета развития" (инвестиционная составляющая).

После определения потребностей бюджета в финансовых ресурсах корректируются основные показатели структуры доходной части бюджета, с сохранением требуемого объема, и определяются:

пропорции в доходах бюджета платежей, не зависящих от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков ("фиксированных" платежей в бюджет), и зависящих от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков ("переменных" платежей в бюджет);

дифференциация ставок по секторам экономической деятельности, исходя из необходимости формирования структуры региональной экономики, наилучшим образом отвечающей задачам бюджетной политики.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые, неналоговые и безвозмездные. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

·   федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

·   таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

·   государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

·   доходов от использования имущества;

·   доходов от продажи имущества;

·   части прибыли унитарных предприятий.

Таким образом, БК РФ оставляет открытым перечень неналоговых доходов, предполагая тем самым новые виды неналоговых доходов.

В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных, также учитываются:

) прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по нормативам, установленным федеральными законами;

) доходы от внешнеэкономической деятельности.

К безвозмездным поступлениям относятся:

·   дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·   субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

·   субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

·   иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·   безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер. Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.

Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.

По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются "конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы". Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным целевым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.

Особое место в доходах бюджета занимают средства бюджетных учреждений, получаемые от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые отражаются в бюджете и используются на финансирование этих учреждений по утвержденной смете. Такие доходы учреждение получает, используя государственное имущество, переданное ему не на правах хозяйственного ведения, а в оперативное управление. Имущественный комплекс учреждения используется при этом как для выполнения работ в соответствии с государственным заданием, так и для предпринимательской деятельности. Поэтому, представляется логичным финансировать капитальные и эксплуатационные расходы по имущественному комплексу учреждения совместно из бюджета и предпринимательских доходов учреждения, при сохранении разделения расходов на оплату труда и иные цели из бюджета и предпринимательских доходов. Финансирование кредиторской задолженности по упомянутым расходам, образовавшейся в период осуществления учреждением предпринимательской деятельности, также следует осуществлять солидарно из предпринимательских и бюджетных источников.




2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Бюджетная политика в области формирования доходов и направлении расходования денежных средств федерального бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бюджетная политика в области формирования доходов и направлении расходования денежных средств федерального бюджета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)