Влияние социально-экономических предпосылок на развитие культуры России конца 19 века
Содержание Введение 1. Влияние социально-экономических предпосылок на развитие культуры России конца 19 века 2. Состояние просвещения и науки 2.1 Развитие просвещения 2.2 Развитие науки 3. Развитие русской художественной культуры 3.1 Развитие литературы, театра и музыки 3.2 Русское изобразительное искусство второй половины ХIX в, архитектурные стили Заключение Перечень ссылок Введение
Культура - одна из важнейших областей общественной жизни. Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя. XIX век - время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно-политической мысли. Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитические события несомненно влияли на этот процесс. Без прошлого не может быть будущего. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают изменения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д. В этот период перестройки общественных отношений актуальным является осознание особенности культуры нашей страны в самый плодотворный ее период - во второй половине 19 века. Целью моей работы является изучение исторического периода развития культуры России во второй половине XIX века, которое раскрывается через решение следующих задач: проследить социально-экономические предпосылки и условия формирования культуры второй половины 19 века рассмотреть состояние просвещения и образования во второй половине 19 века увидеть развитие художественной культуры России в конце 19 в. (изобразительного искусства, литературы, театра, музыки, архитектуры). Настоящая работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении рассматривается актуальность освещаемой темы, определен предмет и задачи исследования. Основная часть состоит из трех разделов. В первом разделе рассматривается социально-экономическая ситуация в России во второй половине 19 века, а также преобразования в общественной жизни и их влияние на формирование культуры. В разделе использовались материалы источника [6]. Во втором разделе дается анализ состояния просвещения и науки, в нем использованы данные источников [3-5,8,10,12]. Третий раздел посвящен развитию художественной культуры России второй половины 19 века. Рассматривается развитие литературы, театра, музыки, а также русского изобразительного искусства, феномен "серебряного века" на базе источников [1, 7, 9, 11, 13-15] В заключении даются выводы по изученной теме. культура россия серебряный век Влияние социально-экономических предпосылок на развитие культуры России конца 19 века
Конец XIX - начало XX в. - время ощутимых количественных и качественных перемен в российской экономике. Высокими темпами росла отечественная промышленность. Ускоренному экономическому росту в большой мере способствовала политика форсированной индустриализации страны. Между социально-экономическим базисом и политико-культурной надстройкой связи в любом обществе не являются прямыми и простыми. Часто предкризисное состояние общества способствует расцвету культуры, а экономическое процветание может привести к ее увяданию. Изменения в социально-экономическом строе страны, происшедшие во второй половине 19 века оказали заметное влияние на развитие культуры народа. Эпоха промышленного капитализма вызвала потребность в образованных технических кадрах, в специалистах самых различных профилей, которую уже не могли удовлетворить выходцы из дворянской интеллигенции. Если последняя раньше играла ведущую роль во всех областях культурной жизни страны, то уже с конца 50 - начала 60-х годов в нее все больше включается разночинная интеллигенция. Получив образование, разночинцы пополняли ряды интеллигенции в области науки и техники, литературы и искусства. Лучшие представители интеллигенции, отражая в своем творчестве освободительные идеи, способствовали развитию демократического направления в культуре. В пореформенный период произошли заметные изменения в культуре и быте городского и сельского населения. Особенно ощутимы они были в городах. Представляя собой центры развития промышленности и торговли, революционного движения, большие города одновременно являлись очагами культурной жизни. В них сосредотачивались высшие учебные заведения, научные учреждения, редакции журналов и газет, театры, музеи, библиотеки, созывались съезды ученых, действовали научные общества. После реформы 1861г. выросла сеть городских начальных школ, усилилось стремление городского пролетариата к образованию и культуре. Большое влияние оказывала на культурное развитие усиливавшаяся революционная борьба. Уже в 70-е годы наряду с революционной пропагандой народники проводили с рабочими общеобразовательные занятия. Значительные изменения происходят в деревне. Капитализм ликвидировал неподвижность сельского населения, вызвал прилив его в города. Крестьяне, прибывшие на заработки в город, под влиянием общения с рабочими приобретали новые знания, культурные навыки. Среди крестьян росло понимание необходимости грамотности, росло число желающих учиться, интерес к книге. Но тяжелое экономическое положение народных масс зачастую становилось преградой на пути к просвещению. Постепенно меняется быт крестьянства, его семейный уклад. Благодаря привлечению к наемному труду женщин рушились патриархальные отношения в семье, возрастала роль женщины. Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной - капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа. Прогрессирующий капитализм создал необходимость в высоком уровне образования людей, необходимости тотальной грамотности населения, политика самодержавия вызвала к жизни многочисленное движение разночинцев, которые вместе с просвещением приносили революционные идеи в народные массы.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |