Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русское изобразительное искусство второй половины ХIX в, архитектурные стили



2020-03-17 212 Обсуждений (0)
Русское изобразительное искусство второй половины ХIX в, архитектурные стили 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Поворот русского изобразительного искусства к крити ческому реализму обозначился в конце 50-х гг. XIX в. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.И. Крамского (1837-1887), Н.Н. Ге (1831-1894), В.Г. Перова (1833-1882) и Товарищества передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.

Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды живописи русских художников. Для этого "во всех городах империи" должны были устраиваться "передвижные художественные выставки в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами".

Уже первая выставка картин передвижников в 1871 г. показала, что сложилось новое направление в живописи, для которого характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму, гражданственность, изображение русской действительности. Стремясь служить своим творчеством народу, передвижники обращались к его истории, природе, прославляли величие, силу, красоту и мудрость русского человека, решительно осуждали самодержавие и угнетение.

Реализм в русском изобразительном искусстве проявился в творчестве художников И.И. Левитана, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова, скульпторов СТ. Коненкова, А.С. Голубкиной.

И.Е. Репин (1844-1930) работал в жанре и портрета, и бытовом, и пейзажа, и историческом. Глубоко народное, связанное с демократическими идеями, творчество И.Е. Репина - одна из вершин русского классического искусства.

Конец XIX - начало XX вв. - это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений и методов, оно вошло в историю как серебряный век русской культуры. Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры. Произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. Идеологической базой культуры явился "критический идеализм" - разновидность религиозно-философского учения, в частности, философия Вл. Соловьева.

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же - предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в Идеалом символизма был Д.С. Мережковский (1866 - 1941), он провозгласил "чистое" искусство, его содержанием - мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб,

. Гиппиус, А. Белый, К. Бальмонт (1867-1942) был одним из лидеров литературы символизма. В среде символистов начался также творческий путь А.А. Блока (1880-1921). Лирики Блока - великое достояние русской национальной культуры.

На смену символизму в русской литературе пришел акмеизм (от греч. Акме - высшая степень чего-либо, цветущая сила), представителями которого были поэты Н. Гумилев (1886-1921), А. Ахматова (1889-1966), О. Мандельштам (1891-1938), М. Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).

Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканиях, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эклектизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов.

Сложные общественные процессы конца XIX - начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке.

В этот период новое слово в живописи сказали В.А. Серов и М.А. Врубель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями.

В конце 19 века в архитектуре господствовал стиль маньеризма и модерна.

Маньеризм в новом понимании - псевдорусский стиль. Его влияние испытали архитекторы А.А. Парланд (церковь Спаса на Крови в Петербурге, построенная на месте убийства Александра II); А.Н. Померанцев Верхние торговые ряды в Москве, ныне ГУМ; Казанский вокзал в Москве. В этом стиле построена и Третьяковская галерея в Москве по эскизам Васнецова. В стиле модерн работал Ф.О. Шехтель (здание МХАТ и Ярославского вокзала, особняк и банка промышленника Рябушинского в Москве).

В России стиль модерн испытал влияние классицизма. Это сочетание нашло свое отражение в неоклассицизма, яркими представителями которого были архитекторы И.В. Жолтовский и И.А. Фомин.

Значение культуры второй половины 19 века трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне революции догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые Россия стала определять мировую моду во всемирной культуре.


Заключение

 

Итак, XIX век - "золотой век русской культуры" - уникален и многоаспектен. Русская цивилизация XIX в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом.

Это было время нравственно-философских поисков свободы и справедливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой - интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа - вплоть до принятия за него мученической смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и XIX век оставил ее в наследство веку XX.

Характерные особенности культуры пореформенной России.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. повлекли значительные сдвиги в системе образования и просвещения. Ведущую роль в различных сферах культуры играла интеллигенция. Земская интеллигенция являлась питательной средой для разных направлений общественной мысли - либерализма, анархизма, русского марксизма и пр.

Учительный характер русской литературы связан с тем, что в ней заключены сокровища мысли и духа (Достоевский, Толстой и др.), что лучшие русские писатели не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения. Пореформенная эпоха - плодотворнейшее время в истории русской музыки (балакиревская "Могучая кучка", П.И. Чайковский и др.) и театра. С драматургией Александра Николаевича Островского (1823-1886 гг.) связано утверждение реализма на сцене русского театра.

С осознанием социального неблагополучия изобразительное искусство было вовлечено в решение общественных задач. Передвижники, следовавшие новой эстетике, разработанной Н.Г. Чернышевским, воспитанные на идеях передовой русской литературы, стремились отражать жизнь со всеми ее социальными проблемами и приобщать к искусству все более широкие круги общества. Диапазон творчества художников был очень широк (батальная, жанровая и историческая живопись, пейзаж, портрет и др.).

Совершенствование строительной техники обеспечило новые возможности в градостроительстве, в частности, появление нового типа архитектурных сооружений (вокзалы, фабрично-заводские и торговые постройки). Вместе с тем, в это время архитектура переживала кризис. Псевдорусский стиль (разновидность эклектики) являл несоответствие внешней отделки здания под старину и современных интерьеров. Черты эклектики проступали и в монументальной скульптуре. Все это привело к утере чувства ансамбля в градостроительстве.

Таким образом, развивающаяся культура XIX в. усиливалась демократическими тенденциями, которые способствовали росту культурных потребностей различных слоев общества тогдашней России. Особенно интересен феномен "культуры серебряного века", который сказал новое слово в мировой культуре и философии.

Деятельность лучших представителей просвещения, науки, литературы, живописи, театра и музыки обогатила мировую культуру и выдвинула отечественную культуру на одно из ведущих мест в мире.


Перечень ссылок

 

1. Балакина Т.И. История русской культуры. - М., 2006. - 343 с

. Белинский В.Г. - Шульгин В.С. Культура России IX-XX вв. - М, 2006. - 290 с

. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - Москва.: УИЦ "Гардарики", 2002. - 445 с.

. Игнатов В.С. Художественная культура России ХIX - ХХ в. в. (курс лекций) уч. пос.М. РГОТУПС 2003 с

. История СССР 1861-1917. Под ред.В.Г. Тюкавкина. М.: Просвещение, 1989. - 463с.

. История Украинской ССР. Под ред.Ю. Ю. Кондуфор в 10т, т 4. К.: 1983

. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры М: 2000

. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 687 с

. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический Проект, 2002. - 496с

10. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Проф.А.Н. Марковой. М.:. ЮНИТИ, 1998. - 600с.,

. Культурология. История мировой культуры. Под ред. И.О. Воскресенской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 759 с,

. Культурология: теория и история культуры. Под общ. ред. И.Е. Ширшова М.: БГЭУ, 2004. - 543с.,

13. Рапацкая ЛА Русская художественная культура. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с

. Русская художественная культура второй половины XIX в. /В.Г. Кисунько, М.Н. Бойко и до. М.: Наука, 1988. - 388с

. Шульгин В.С., Кошмам Л.В., Зезина М.З. Культура России IX-XX вв. уч. пособие. - М.: Простор, 1996



2020-03-17 212 Обсуждений (0)
Русское изобразительное искусство второй половины ХIX в, архитектурные стили 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русское изобразительное искусство второй половины ХIX в, архитектурные стили

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)