Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пищеварительная система



2020-03-17 360 Обсуждений (0)
Пищеварительная система 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Пищеварительная система осуществляет механическую и химическую обработку пищи, расщепление пищевых веществ до мономеров, всасывание переработанных и выделение непереработанных ингредиентов. Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки, длина которой у взрослого человека достигает 8–10 м, и ряда расположенных вне ее стенки крупных желез (рис. 34 ). Расстояние от рта до заднепроходного отверстия (по прямой) всего лишь около 70–90 см. Трубка образует множество изгибов, петель.

 


Рис. 34. Строение пищеварительной системы. 1 – околоушная (слюнная) железа; 2 – мягкое небо; 3 – глотка; 4 – язык; 5 – пищевод; 6 – желудок; 7 – поджелудочная железа; 8 – проток поджелудочной железы; 9 – тощая кишка; 10 – нисходящая ободочная кишка; 11 – поперечная ободочная кишка; 12 – сигмовидная ободочная кишка; 13 – наружный сфинктер заднего прохода; 14 – прямая кишка; 15 – подвздошная кишка; 16 – червеобразный отросток (аппендикс); 17 – слепая кишка; 18 – подвздошно-слепокишечный клапан; 19 – восходящая ободочная кишка; 20 – правый (печеночный) изгиб ободочной кишки; 21 – двенадцатиперстная кишка; 22 – желчный пузырь; 23 – печень; 24 – общий желчный проток; 25 – сфинктер привратника желудка; 26 – поднижнечелюстная (слюнная) железа; 27 – подъязычная (слюнная) железа; 28 – нижняя губа; 29 – полость рта; 30 – верхняя губа; 31 – зубы верхней челюсти; 32 – твердое небо

 

Ротовая полость, глотка, пищевод, расположенные в области головы, шеи и груди, имеют относительно прямое направление. В глотке происходит перекрест пищеварительных и дыхательных путей. В брюшной полости пищеварительная трубка резко расширяется, образуя желудок. Функции переднего отдела – введение, пережевывание, частичная обработка и передвижение пищи. В среднем отделе тонкая кишка пища подвергается химической обработке (в результате чего образуются простые соединения) и всасыванию в кровь и лимфу. Задний отдел – это толстая кишка, в которой формируются каловые массы, непереваренные и непригодные к всасыванию вещества удаляются наружу, интенсивно всасывается вода, происходит частичное переваривание клетчатки (с участием бактерий). Толстая кишка обладает и выделительной функцией.

В эпителии желудочно-кишечного тракта на всем его протяжении разбросаны желудочно-кишечные эндокриноциты, объединяющиеся в гастро-энтеро-панкреатическую эндокринную систему, которая вырабатывает гормоны и другие биологически активные вещества.

 

Полость рта

 

Полость рта подразделяется на два отдела: преддверие рта и собственно полость рта. Преддверие рта ограничено губами и щеками снаружи, зубами и деснами изнутри. Посредством ротового отверстия преддверие рта открывается наружу. У человека движения рта связаны с членораздельной речью. Ротовая щель человека узкая, ограничена губами, представляющими собой волокна круговой мышцы рта, покрытые снаружи кожей, выстланные изнутри слизистой оболочкой. Одним из отличительных признаков верхней губы человека является желобок, расположенный посередине, фильтр .

Щеки человека хорошо развиты, в их стенках находится щечная мышца (мышца трубачей). Слизистая оболочка сращена с альвеолярными дугами челюстей, образуя десны , покрывающие шейки зубов и тем самым охраняющие их. В преддверии рта открываются множество мелких желез, а также протоки околоушных желез. Верхнюю стенку, или крышу собственно полости рта , образует небо , которое разделяется на твердое и мягкое . Первое описано в разделе «Череп» (см. с. 30). Задний отдел – небная занавеска – заканчивается удлиненным язычком . Небная занавеска переходит по бокам в две пары дужек (задняя небно-глоточная дужка , передняя небно-язычная дужка ), между которыми располагается небная миндалина. Дном полости рта является диафрагма рта , образованная парной челюстно-подъязычной мышцей. Полость рта сообщается с полостью глотки через зев , ограниченный мягким небом, небными складками и корнем языка.

Переходя на нижнюю поверхность языка, слизистая оболочка образует уздечку языка, по обе стороны от которой на вершине подъязычных сосочков открываются протоки подъязычных слюнных желез . На уздечке против нижнего второго резца с обеих сторон находятся отверстия протоков поднижнечелюстных желез .

У новорожденных и детей первых трех месяцев жизни полость рта чрезвычайно мала, а костное небо широкое и уплощенное. У детей щеки выпуклые за счет жирового тела, которое с возрастом сплющивается и отодвигается назад.

 

Язык

 

Язык образован поперечнополосатыми мышцами, покрытыми слизистой оболочкой. Он выполняет множество разнообразных функций: это участие в процессе жевания, артикуляции; язык является органом вкуса.

Чрезвычайно важна роль языка при сосании молока матери новорожденными и грудными детьми. Губы ребенка захватывают сосок, фиксируя его, мягкое небо закрывает зев, язык действует как поршень, отодвигаясь назад, он создает отрицательное давление вместе с опускающейся нижней челюстью, затем челюсть поднимается, а альвеолярные дуги сдавливают сосок. Молоко заглатывается. В связи с описанной функцией – язык новорожденного и грудного ребенка относительно большой, толстый, широкий и занимает всю полость рта, в то же время он малоподвижен.

Язык имеет удлиненную овальную форму, справа и слева он ограничен краями , которые впереди переходят в верхушку , а кзади – в корень . Между верхушкой и корнем расположено тело языка . Верхняя поверхность спинка языка выпуклая, значительно длиннее, чем нижняя (рис. 35 А, Б ). Слизистая оболочка языка покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием. Слизистая оболочка спинки и краев языка лишена подслизистой основы и непосредственно сращена с мышцами. Передний отдел спинки языка усеян множеством сосочков, являющихся выростами собственной пластинки слизистой оболочки, покрытых эпителием.

У человека четыре вида сосочков : нитевидные, грибовидные, желобоватые (окруженные валом) и листовидные. Больше всего на языке нитевидных сосочков , которые расположены параллельными рядами в поперечном направлении, они-то и придают языку бархатистый вид. Это высокие, узкие выросты слизистой оболочки длиной 0,3 мм. Нитевидные сосочки имеют специализированные нервные окончания, которые воспринимают ощущения прикосновения. Количество грибовидных сосочков меньше, они расположены на верхней поверхности, их несколько больше на кончике и по краям языка, эти закругленные сосочки выступают над поверхностью языка, длина их 0,7–0,8 мм, диаметр 0,4–1,0 мм, основание сужено, по форме своей сосочки напоминают гриб. Желобовидные сосочки (их 7–12), диаметром 2–3 мм образуют фигуру в виду римской цифры V, на границе между спинкой и корнем языка, обращенной назад острием по форме они напоминают грибовидные, однако верхняя поверхность их уплощена, а вокруг сосочка идет узкий глубокий желобок, заполненный жидкостью, в него открываются протоки желез. Желобок снаружи обнесен валиком слизистой оболочки. На поверхности грибовидных и боковых поверхностях желобовидных сосочков в толще эпителия располагаются вкусовые почки комплекс специализированных рецепторных вкусовых клеток (они будут описаны в разделе «Орган вкуса», см. с. 314). Листовидные сосочки расположены по краям языка в виде поперечно-вертикальных складок или листиков, по 4–5 с каждой стороны, длиной 2–5 мм; они хорошо развиты у новорожденных и грудных детей. На листовидных сосочках огромное количество вкусовых почек; у взрослых листовидные сосочки редуцируются. На слизистой оболочке корня языка сосочков нет.

Мышцы языка подразделяются на две группы: наружные , начинающиеся на костях и заканчивающиеся в толще языка, которые осуществляют движения языка и сохраняют его тонус; собственные мышцы языка , не связанные с костями. Собственные мышцы языка состоят из пучков продольных, поперечных и вертикальных волокон, переплетающихся между собой и с наружными мышцами. Изменения формы языка происходят благодаря сокращениям этих мышц.

 


Рис. 35. Схема строения языка. А: 1 – срединная бороздка языка; 2 – грибовидные сосочки; 3 – листовидные сосочки; 4 – желобововые сосочки; 5 – пограничная борозда; 5 – язычная миндалина; 7 – надгортанник; Б: 1 – грибовидные сосочки; 2 – нитевидные сосочки; 3 – желобовые сосочки; 4 – лимфоидные узелки; 5 – конические сосочки

 

 

Зубы

 

У большинства млекопитающих, в том числе и человека, последовательно сменяются два типа зубов: молочные и постоянные. Будучи весьма прочными, зубы сохраняются в течение сотен тысяч лет, что играет важную роль для палеонтологии и антропологии. Форма зубов и их функция тесно связаны между собой. У человека различают три формы зубов: резцы (служат для захватывания и откусывания пищи и развиты, главным образом, у грызунов), клыки (дробят, разрывают пищу, у человека они развиты относительно слабо, хорошо у хищных животных и обезьян), коренные (растирают, перемалывают пищу, особенно развиты у травоядных) животных. Кроме указанных функций, у человека зубы участвуют в членораздельной речи, придавая своеобразную «окраску» отдельным звукам.

Зубы укреплены в зубных альвеолах челюстей. У взрослого человека 32 постоянных , у ребенка 20 молочных зубов (рис. 36 ). Каждый зуб состоит из трех частей. Коронка – это более массивный отдел зуба, выступающий над уровнем входа в альвеолу, несколько суженная шейка находится на границе между корнем и коронкой, в этом месте с зубом соприкасается слизистая оболочка десен. Каждый зуб имеет один, два или три корня. Корень расположен в зубной альвеоле, он заканчивается верхушкой , на которой расположено маленькое отверстие . Через него в зуб входят сосуды и нервы. Внутри зуба имеется полость, выполненная пульпой зуба, богатой сосудами и нервами. Корни зубов плотно срастаются с поверхностью зубных ячеек посредством периодонта пучков соединительнотканных волокон, которые проникают с одной стороны в кость альвеолы, с другой – в цемент корня зуба.

 


Рис. 36. Зубы верхней челюсти. А, постоянные зубы: 1 – медиальный резец; 2 – латеральный резец; 3 – клык; 4 – первый малый коренной зуб; 5 – второй малый коренной зуб; 6 – первый большой коренной зуб; 7 – второй большой коренной зуб; 8 – третий большой коренной зуб. Б, молочные (сменные) зубы ребенка 4 лет: а – резцы; б – клык; в – коренные зубы; г – альвеола III постоянного зуба

 


Рис. 37. Строение зуба. 1 – эмаль; 2 – дентин; 3 – пульпа зуба; 4 – десна; 5 – цемент; 6 – периодонт; 7 – кость; I – коронка зуба; II – шейка зуба; III – корень зуба; IV – канал корня зуба

 

Зуб построен главным образом из дентина, который в области корня покрыт цементом, а в области коронки – эмалью (рис. 37 ). Эмаль состоит в основном из неорганических солей (96–97 %), преобладают фосфорнокислый и углекислый кальций, около 4 % фтористого кальция. В дентине около 28 % органических веществ (преимущественно коллаген) и 72 % неорганических (фосфорнокислый кальций, магний, примесь фтористого кальция). В составе цемента около 30 % органических и 70 % неорганических веществ (преимущественно фосфорнокислый и углекислый кальций).

Число зубов принято обозначать зубной формулой, которая представляет собой дробь, в числителе которой, количество зубов на верхней челюсти, а в знаменателе, соответственно – на нижней. Группы цифр обозначают количество зубов на каждой половине верхней и нижней челюстей. У взрослого человека 2 резца, 1 клык, 2 премоляра (малых коренных) и 3 моляра (больших коренных); счет идет по вертикальной линии направо и налево. Групповая зубная формула взрослого человека имеет следующий вид:

 

 


Прорезывание молочных зубов начинается на 6–7-м месяце жизни ребенка и заканчивается к 3 годам. Групповая зубная формула их такова:

 

 


С 6–7 лет начинается смена молочных зубов постоянными. Раньше всего прорезываются нижние первый большой коренной зуб и внутренний резец. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов представлены в табл. 7.

 

Таблица 7



2020-03-17 360 Обсуждений (0)
Пищеварительная система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пищеварительная система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)