Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мероприятия, направленные на оздоровление банка.



2020-03-17 155 Обсуждений (0)
Мероприятия, направленные на оздоровление банка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основной и по сути единственной целью таких мероприятий является восстановление собственного капитала банка до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и тем самым возврат банка к нормальной и устойчивой работе.

Здесь необходимо конкретно отразить такие вопросы, как:

- способы, мера и условия участия акционеров (пайщиков) и третьих лиц в финансовом оздоровлении банка;

- сокращение расходов, в том числе за счет: сокращения численности персонала; уменьшения хозяйственных расходов; отказа от нерентабельных направлений бизнеса; закрытия, продажи убыточных филиалов и представительств; уменьшения процентных расходов. Необходимо проанализировать общее сокращение расходов (в среднемесячном исчислении за последние 12 месяцев);

- источники получения дополнительных доходов (пути развития бизнеса);

- возможности и способы реализации имущества и других активов;

прочие мероприятия, среди которых могут быть, например:

- изменение внутренней структуры банка, в том числе структур управления;

- повышение надежности внутреннего контроля;

- использование специальных механизмов обеспечения возврата средств (проведение взаимозачетов, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и т.д.);

- привлечение к управлению активами и пассивами банка сторонних организаций, имеющих соответствующие разрешения (лицензии).

Должны быть назначены ответственные исполнители, календарные сроки, этапы выполнения всех намеченных мероприятий, а также доходность, которую они должны обеспечить.

 

     Результаты санирования.

Под результатами финансового оздоровления банка понимаются ориентировочные показатели, планируемые:

- на конец каждого квартала в период санации;

- на момент завершения санации.

Имеются в виду показатели, отражающие:

- динамику выполнения банком обязательных экономических нормативов;

- изменение объема собственного капитала банка;

- изменение величины сумм, не оплаченных банком в срок из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах.

Разработать качественный план санации непросто; существенную помощь в этой работе специалистам банка может оказать хорошее знание тех документов, которыми будут руководствоваться сотрудники территориального учреждения Банка России, в полномочия которых входит оценка качества такого плана и его утверждение.

Рассмотрение плана санации в территориальном учреж­дении Банка России. Процедура рассмотрения в территориальном учреждении БР представляемых банками планов санации изложена в разделе 5 Инструкции № 84 и в | Указании № 18-У от 13.11.1997 г., содержащем новую редакцию «Методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации» (прежняя редакция была утверждена письмом Банка России № 513 от 8.09.1997 г.). Эта сложная процедура состоит из следующих моментов.

Процедурный аспект рассмотрения плана санации:

1. План должен содержать полный пакет документов в соответствии с Письмом Банка России № 443 от 30.04.1997 г. Если представленный пакет документов не соответствует установленным требованиям, то территориальное учреждение Бани России вправе потребовать от банка привести его в соответствие с такими требованиями. Датой представления плана в территориальное учреждение Банка России считается дата его получения данным учреждением.

2. Территориальное учреждение вправе потребовать от банка представить аудиторское заключение о реальности плана. Если в самом требовании Банка России о финансовом оздоровлении банка уже было предписано представить аудиторское заключение, то план не будет принят без такого заключения.

В срок не более 10 дней с момента представления плана территориальное учреждение должно его рассмотреть и подготовить свое мотивированное заключение по нему. Заключение готовится в соответствии с Указанием № 18-У. В нем обязательно должен содержаться вывод либо о признании плана реальным, либо требующим дора­ботки, либо нереальным. Заключение территориального учреждения вместе с планом направляется в центральный аппарат Банка России (департамент санирования).

3. В срок не более 5 рабочих дней с момента подготовки положительного в целом заключения по плану территориальное учреждение должно направить банку требование о начале осуществления плана с учетом необходимой его доработки. Указанное требование (примерное) составляется по следующей форме (приложение 4 к Инструкции № 84).

 

 

ТРЕБОВАНИЕ БАНКА РОССИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЛАНА МЕР ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ БАНКА

Руководителю банка

                                                                 Копия: органам управления банка

Территориальное учреждение Банка России рассмотрело представленный _______________________ (полное наименование банка) план финансового оздоровления в связи с принятием органам управления банка решения от _ _______ __ г. /по требованию Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка от _ ______ __ г.

По итогам рассмотрения территориальное учреждение Банка России признало план финансового оздоровления реальным/требующим доработки*. Вам надлежит в сроки, установленные планом, обеспечить выполнение мероприятий по финансовому оздоровлению банка.

Реализация мер по финансовому оздоровлению банка должна обеспечить устранение оснований для предъявления настоящего требования не позднее _ _____ __ г.

С момента предъявления настоящего требования Вам надлежит дополнительно к отчетности, установленной нормативными актами Банка России, представлять в территориальное учреждение Банка России еженедельно не позднее 3 рабочих дней, следующих за отчетной неделей, отчетность по следующим формам:

- оборотную ведомость по форме № 101;

- отчет по картотекам к внебалансовым счетам 90903 и 90904 по форме №311;

- а также ежемесячно — отчет о выполнении плана финансового оздоровления банка.

В случае невыполнения или несвоевременного выполнения плана финансового оздоровления либо неисполнения настоящего требования к _______________ (полное наименование банка) будут применены меры воздействия в соответствии с Инструкцией Банка России «О порядке осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций».

Руководитель территориального учреждения

Банка России

Печать

*В случае направления плана на доработку в требовании должно быть указано, что дорабо­танный план надлежит представить в территориальное учреждение Банка России в срок не по­зднее 15 дней с момента получения настоящего требования. В этом случае к требованию прилага­ется лист согласования (2-й экземпляр).

4. Направление плана на доработку допускается только при условии, если по предварительным оценкам территориального учреждения банк имеет реальные возможности восстановить ликвидность и платежеспособность либо устранить иные причины, вызвавшие необходимость санирования.

При направлении плана на доработку территориальное учреждение вправе направить в Банк России ходатайство о назначении временной администрации и об ограничении или приостановлении полномочий исполнительных органов управления банка. Одновременно с указанным ходатайством представляются план санирования и заключение территориального учреждения о необходимости его доработки.

Срок рассмотрения территориальным учреждением доработанного плана не может превышать 10 дней с момента его представления. Повторное направление плана на доработку не допускается.

5. По итогам рассмотрения плана (в том числе доработанного) территориальное учреждение вправе подготовить отрицательное заключение, признав его нереальным. В таком случае готовится либо требование о реорганизации банка, либо, если для этого имеются достаточные основания, ходатайство об отзыве у банка лицензии.

Если нереальным признан план санации, разработанный временной администрацией по управлению банком или с ее участием, то независимо от позиции руководителя временной администрации территориальное учреждение при наличии оснований, предусмотренных ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности», направляет в Банк России ходатайство об отзыве .у банка лицензии.

6. Если в период рассмотрения плана санации банка в Банк России поступили запрос арбитражного суда или заявления лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 п. 1 ст. 35 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» об отзыве у банка лицензии, то:

- территориальное учреждение вправе представить в Банк России заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, если оно признало его план оздоровления реальным (к такому заключению прилагаются сам план и заключение о его реальности);

- в случае признания плана нереальным территориальное учреждение должно подготовить ходатайство об отзыве у банка лицензии.

Направление плана на доработку не допускается.

Содержательный аспект рассмотрения плана санации.

Планы санации банков должны рассматриваться в соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации» (УказаниеБР № 18-У). Специалисты территориального учреждения Банка России прежде всего должны установить реальное финансовое положение банка, затем оценить реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определить возможности восстановления банком платежеспособности и ликвидности.

Установлениереального финансового положения банка начинается с выяснения того, имеется ли у него недостаток собственного капитала и ликвидных активов и в каких размерах. Для этого показатели деятельности банка группируются определенным образом, образуя так называемый расчетный баланс (см. приложение 1 к Указанию № 18), который, как считается, позволяет адекватно отразить результаты оценки его активов и пассивов.

Для определения недостатка собственного капитала прежде всего рассчитывается сумма, необходимая для покрытия потерь (обесценения) активов, устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (к примеру, не начисленная задолженность перед бюджетами, кредиторами и вкладчиками), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка. Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь активов, определится путем оценки стоимости всех активов банка в особом порядке (см. приложение 2 к Указанию № 18). Если будет установлено, что расчетная стоимость актива меньше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли банка уменьшаются на сумму разницы, и наоборот. Аналогичным образом поступают с выявленными, но не учтенными в балансе обязательствами, а также с невыполненными внебалансовыми обязательствами банка.

В итоге недостаток капитала определяется как разница между величиной соб­ственного капитала, минимально необходимой для выполнения экономических нормативов, и величиной собственного капитала, фактически имеющейся у банка (обе величины — из расчетного баланса).

Для определения недостатка у банка ликвидных средств на основе данных рас четного баланса находят разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами. К найденному значению прибавляют суммы недовзноса обязательных резервов, обязательств, не учтенных в балансе, и не выполненных внебалансовых обязательств.

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности банка в результате выполнения запланированных санационных мер сначала прове­ряют соответствие этих мер требованиям законодательства и нормативных актов Банка России, а затем они оцениваются с точки зрения времени, необходимого для их выполнения, и с точки зрения того, в какой мере их реализация сможет помочь восстановлению платежеспособности и ликвидности банка.

Последний момент — самый сложный. Так, при оценке учредителями (участниками) мер, в которых собираются принимать участие кредиторы и третьи лица, будет дотошно выясняться, имеются ли у банка надлежащим образом оформленные дого­воры и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц. Если план санации предусматривает внесение этими лицами денег в уставный капитал или оказание финансовой помощи банку, то непременно будет анализироваться финансовое положение таких потенциальных инвесторов (санаторов) за период не, менее 2 лет, в частности достаточно ли у них чистых активов, какими остатками на банковских счетах они располагают, достаточно ли ликвидны их балансы и т.д.

В результате такого анализа определяется, сможет ли инвестор на самом деле вывести обещанные им средства из своего оборота на необходимый для санации срок.

При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций банка, будет внимательно изучено, какие он имеет технические и финансовые возможности развивать доходные операции и позволяет ли сделать это ситуация на рынках и т.п.

Все санационные мероприятия, включенные в план, оцениваются сначала по отдельности, а затем в комплексе. На этой основе рассчитываются ориентировочные показатели деятельности банка на период проведения санации, которые сравниваются с показателями, предусмотренными утвержденным планом санации.

В зависимости от результатов оценки плана санации учреждение Банка России должно сделать соответствующий вывод и принять решение либо о продолжении санации банка, либо о применении к нему мер надзорного реагирования вплоть до направления в Банк России ходатайства об отзыве у него лицензии.

 

ПРИМЕР ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПЛАНОМ САНАЦИИ БАНКА «ПРИМЕР»

(приложение 3 к Указанию БР № 18)

1. Оценка реального финансового положения. По данным финансовой отчетности на последнюю отчетную дату капитал банка составляет 3,5 млн руб., норматив достаточности капитала Н1 = 6,4%. Не выполнены экономические нормативы Н2, НЗ, Н6, Н7, Н8, НЮ. Недостаток ликвидных средств составляет 23,12 млн руб. Финансовый результат деятельности банка за отчетный период положительный (прилагаются бухгалтерский и расчетный балансы).

В ходе экспертной оценки активов и пассивов выявлено следующее:

(1) у двух банков-корреспондентов отозваны лицензии. Остатки на счетах в этих банках составляют 460 тыс. руб. Корректировка (-460);

(2) государственные ценные бумаги N-го выпуска, отраженные по балансовой сто­имости 500 тыс. руб., не переоценивались. На дату проверки их курс упал на 6%. Кор­ректировка (-30);

(3) облигации Внешэкономбанка N-го транша учитываются по номинальной стоимости (150 тыс. руб.). На момент проверки рыночная котировка этих облигаций составляет 33% от номинальной стоимости. Корректировка (-100);

(4) банк имеет акции своего акционера (на сумму 50 тыс. руб.), который в свою очередь владеет акциями самого банка на сумму 100 тыс. руб. Корректировка (-50);

(5) банк имеет акции своей дочерней компании (100-процентное участие) на сумму 100 тыс. руб. При анализе ее баланса выяснилось, что чистые активы имеют отрицательное значение. Корректировка (-100);

(6) при анализе ссудного портфеля (по кредитам , выданным предприятиям) утановлено, что большинство наиболее крупных кредитов, выданных банком, при их классификации неправомерно были отнесены ко 2-й группе. Резерв на потери по кредитам недосоздан в размере 6 млн руб. (при фактически созданном резерве в 2,58 млн руб.). При проведении оценки кредитная задолженность уменьшена на величину расчетного резерва в 8,58 млн руб. (6 млн + 2,58 млн). Оставшаяся кредитная задолженность в размере 17 млн руб. признана реальной ко взысканию, в том числе 9 млн - сроком погашения до 1 месяца и 8 млн — до 6 месяцев. Корректировка (-2580), (-UW). Кроме того, по кредитной задолженности сроком погашения до 6 месяцев планиру­ется получить процентный доход из расчета около 20% годовых;

(7) при анализе документов, предъявленных к корреспондентскому счету банка и находящихся в картотеке к внебалансовому счету 90904, установлено, что сумма штрафов, пеней, неустоек составляет 650 тыс. руб. Корректировка (-650);

(8) по оценке независимых экспертов балансовая стоимость основных средств и хозяйственных затрат — 2,925 млн руб. — является завышенной примерно на 1,425 млн, т.е. фактически составляет 1,5 млн. При оценке в расчетном балансе стоимость этого имущества с учетом исключения переоценки и износа (остат­ки на лицевых счетах балансовых счетов 10601, 60601, 60602 - 2,01 млн) составила 915 тыс. руб. Соответственно сумма корректировки по этому показателю со­ставит: 1500 - 915 = = (+585) тыс. руб.;

(9) при анализе вексельного портфеля банка установлено, что на балансовом сче­те 51405 «Учтенные банком векселя» числятся безнадежные к погашению кредиты в сумме 1,5 млн руб., которые были переоформлены в векселя. Корректировка (-1500);

(10) установлено, что не оплаченные банком из-за отсутствия средств на корреспондентском счете платежные документы клиентов в сумме 5 млн руб. отражались не на счете 47418, а на счете 60323. Кроме того, филиалы банка направляли платежные поручения на перевод денег клиентов через головной офис банка. Однако из-за отсутствия средств на корреспондентском счете указанные операции не проводились. Списанные со счетов средства клиентов филиалов банка отражались на счете 30301, в результате чего образовалось кредитовое сальдо в сумме 1,3 млн руб. В связи с вышеуказанными нарушениями недосозданы обязательные резервы, депо­нируемые в БР, на 880 тыс. руб. ((5 + 1,3) х 14%). Таким образом, недостаток ликвид­ности у банка составляет 24 млн руб. Корректировка (+(-) 5000), (+(-) 1300);

(11) являются фактически безнадежными ко взысканию межбанковские кредиты по двум банкам-дебиторам на сумму 2,7 млн руб. в связи с отзывом у них лицензий. Корректировка (-2700);

(12) при анализе состава прочей дебиторской задолженности установлено, что нереальной ко взысканию является задолженность в размере 2,1 млн руб. Корректировка (-2100).

С учетом вышеизложенных корректировок значение капитала банка следует уменьшить на 13,1 млн руб. (см. пример составления расчетного баланса). Таким образом, реальное значение капитала банка Кс = 3,5 - 13,1 = (-) 9,6 млн руб.

При условии одновременного выполнения всех нормативов на минимальном уровне требуемое значение капитала составляет 4,8 млн руб. (Кн). При этом недостаток собственных средств составит: Кн - Кс = 4,8 - (-)9,6 = 14,4 млн руб.

2. Определение реальности мероприятий по финансовому оздоровлению и оценка их влияния на восстановление платежеспособности и ликвидности банка

Банк представил на рассмотрение план санации, основными мероприятиями которого являются:

(1) увеличение уставного капитала за счет взносов новых участников на сумму 25 млн руб;

(2) внесение кредиторами денег в сумме 3 млн руб. в уставный капитал со своих счетов, открытых в банке в соответствии с представленными соглашениями;

(3) взыскание безнадежной дебиторской задолженности (возврат выданных кредитов) в сумме 2 млн руб.;

(4) отсрочка погашения обязательств в размере 14 млн руб. на срок 12 месяцев в соответствии с мировыми соглашениями, заключенными с кредиторами банка, с уплатой 5% годовых;

(5) сокращение административно-хозяйственных расходов с доведением их до минимального уровня (80 тыс. руб. ежемесячно).

При этом банк планирует использовать свободные деньги следующим образом:

- 70% средств будут размещены в безрисковые кредитные операции из расчета

35% годовых;

- 30% средств будут размещены в государственные ценные бумаги из расчета

28% годовых.

При оценке мероприятий, предусмотренных планом санации, установлено следующее.

В соответствии с данными балансов, представленных потенциальными участниками банка, только 2 предприятия обладают чистыми активами, достаточными для выполнения своих обязательств по увеличению уставного капитала банка на сумму 2 млн руб. (единовременные поступления).

Предусмотренный планом санации возврат безнадежной кредитной задолженности в полной сумме и в установленные сроки представляется проблематичным, так как ряд дебиторов находятся в тяжелом финансовом положении (в частности, у 2 банков, получивших межбанковский кредит, отозвана лицензия). На основании под­тверждающих документов (решения арбитражных органов) относительно реаль­ным можно считать взыскание дебиторской задолженности в сумме 1 млн руб. (не ранее чем через 6 месяцев).

Таким образом, с учетом внесения средств в уставный капитал новыми участниками, капитализации части кредиторской задолженности и взыскания части безнадежной кредитной задолженности реальный недостаток собственного капитала уменьшится и составит 14,4 - 2 - 3 - 1 = 8,4млн руб.

Недостаток ликвидных средств (24) с учетом отсрочки платежей (14) и капита­лизации части кредиторской задолженности (3) составляет 24-14-3=7 млн руб. Реальные поступления денег (единовременные взносы участников в уставный капитал (2) и ожидаемый в течение месяца плановый возврат кредитов высоконадежных ссудозаемщиков (9) составляют 2+9=11 млн руб.

Таким образом, сумма свободных средств, которую банк может разместить в активные операции, составит 11 -7 =4 млн руб.

С учетом планируемых банком поступлений денег от размещения в доходные операции, платы за отсрочку платежей и административно-хозяйственных расхо­дов прибыль (без учета налогов) составит:

в течение первых 6 месяцев:

((8 х 20%) + (4 х 70% х 35%) + (4 х 30% X 28%) - (14 х 5%) — (0,08 х 12))/2 =

= (0,8 + 0,98 + 0,34 - 0,7 - 0,96)/2 = 0,64 млн руб.;

в течение 2-го полугодия:

((4 + 8) х 70% х 35%) + ((4 + 8) х 30% х 28%) - (14 х 5%) - (0,08 х 12))/2 =

= (2,94 + 1,02 - 0,7 - 0,96)/2 = 2,3 млн руб.

Итого за год прибыль составит 2,94 млн руб.

При расчете были сделаны допущения на отсутствие у банка иных активов, приносящих доход, отсутствие в будущем расходов, учитываемых на счетах 70201...70205 и частично на счете 70209, неизменность уровня административно-хозяйственных расходов и процентных ставок, а также ненаправление полученной в течение года прибыли в активные операции.

Таким образом, даже при условии выполнения в полном объеме и в запланированные сроки мероприятий по размещению свободных денег для полного восстановления платежеспособности при имеющемся недостатке собственного капитала в размере 8,4 млн руб. банку потребуется около 2,5 лет.

Учитывая, что мировые соглашения об отсрочке платежей заключены на 12 месяцев, указанный план санации не может быть признан реальным, и учреждению Банка России следует либо возвратить план санации на доработку, либо применить к банку санкции, предусмотренные ст. 75 Закона «О Центральном банке РФ», вплоть до подготовки ходатайства об отзыве у него лицензии.

 



2020-03-17 155 Обсуждений (0)
Мероприятия, направленные на оздоровление банка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мероприятия, направленные на оздоровление банка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)