Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы ликвидации банков.



2020-03-17 153 Обсуждений (0)
Перспективы ликвидации банков. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дальнейшая реструктуризация банковской системы по концепции реформирования российской банковской системы Банка России (БР) должна пойти по пути сокращения численности российских кредитных организаций.

Прежде всего это касается изменений в налоговое законодательство, повышения прозрачности банковской системы, совершенствования банковского надзора, определения роли и перспектив деятельности банков с государственным участием.

В целом, по высказыванию А. В. Турбанова генерального директора АРКО Агенство согласно с выводом, сделанным Банком России, что острая фаза кризиса преодолена, но видимое тактическое улучшение общей ситуации в банковском секторе нельзя переоценивать.

Банковский сектор сегодня крайне неоднороден. После кризиса 1998 года в нем сложилось несколько групп банков, отличающиеся разной динамикой развития. Их появление в значительной степени связано с неравномерным распределением тех денежных потоков, которые появились в экономике благодаря высоким мировым ценам на нефть.

Наибольшее влияние на состояние банковской системы оказывают две группы, находящиеся на противоположных полюсах. Условно их можно обозначить как “лидеры” и “аутсайдеры”.

В первую группу входит порядка 45 – 50 банков, по существу представляющих локомотив банковской системы. Именно благодаря этим кредитным организациям всем банковским сектором достигнута положительная динамика основных показателей.

Вторая группа представляет собой совокупность банков, которые не имеют реальных перспектив для продолжения нормальной банковской деятельности. К ней, по нашим оценкам, относится около 400 кредитных организаций. Это банки, имеющие незначительный капитал, который постоянно сокращается. Также постоянно сужается и их клиентская база.

Предстоящее сокращение числа кредитных организаций - естественный процесс. В его основе лежат результаты макроэкономической стабилизации. Происходящее снижение банковской маржи неизбежно приведет к закрытию неэффективно организованных банков. Вероятно, этот процесс активизируется в конце 2003 года и будет продолжаться в течение еще двух лет. За этот период банковская система может потерять до 30 процентов банков, преимущественно мелких. Сегодня в них сосредоточено чуть более 10 процентов активов банковской системы.

Нежизнеспособные банки должны уйти с рынка как можно скорее. Задача государства, выступающего в роли санатора банковской системы, - сделать этот процесс быстрым и менее болезненным, максимально защитив при этом интересы кредиторов. В противном случае многие из загнивающих банков станут рассадниками противоправной деятельности, посредниками при вывозе капитала и уходе от налогов.

О возможных вариантах развития банковской системы России БР видит три направления развития ситуации. Первое – произойдет объединение крупных банков. При этом речь идет не о поглощении одного банка другим, а о партнерстве. Примера такого сотрудничества в России еще не было.

Второй путь касается небольших региональных банков, которые будут вынуждены для нормального существования специализироваться на работе с узкой и постоянной группой клиентов.

Через 1-2 года БР может запустить механизм ликвидации мелких банков, "не вписавшихся" в обозначенные два пути развития. Подобная чистка банковской системы будет третьим вариантом развития событий, правда уже проводилась. Наиболее "урожайным" оказался 1999 год, когда БР отзывал в среднем по одной лицензии в день. Сегодня отзывается по 1 лицензии в месяц. Для банковской системы это неприятный, но оздоровительный процесс, а позиция Банка России заключается в том, что БР будет подталкивать развитие всех трех направлений.

Дни мелких банков, похоже, сочтены. Атака на них будет вестись почти по всем направлениям. На днях первый заместитель председателя БР Андрей Козлов и директор Всемирного банка (ВБ) по России Джулиан Швайцер презентовали совместный доклад МВФ и ВБ "Оценка финансового сектора РФ". Андрей Козлов отметил, что при подготовке новой стратегии развития банковского сектора России БР будет учитывать рекомендации, содержащиеся в этом докладе. "Мы с выводами доклада согласны: и там, где указывается на ошибки, и там, где указывается на успехи", - заявил Андрей Козлов. При этом он отметил, что согласен и с тем пунктом, в котором говорится о ликвидации ряда банков. "В контексте переходного периода (при вхождении в систему страхования вкладов. - "НГ") ряд банков потеряет свои лицензии на принятие вкладов у населения, и, возможно, многие банки придется ликвидировать", - полагают эксперты МВФ и ВБ. "Я с этим пунктом согласен. Но сколько банков будет ликвидировано, не скажу. Жизнь покажет", - прокомментировал Андрей Козлов эту рекомендацию.

Стоит напомнить, что ранее представители БР называли конкретные цифры. По словам Андрея Козлова, в России должно остаться 5-6 крупных банков, способных обслуживать внешнеэкономическую деятельность крупного отечественного бизнеса, 20-30 менее крупных банков, чья деятельность будет ограничиваться постсоветским пространством, и еще примерно столько же многофилиальных учреждений, которые будут работать исключительно на внутреннем рынке.

К сокращению численности банков БР подталкивают не только МВФ и Всемирный банк, но и представители российского бизнес-сообщества. На своем последнем заседании бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей одобрило деятельность Центрального банка и работу Александра Мамута на посту главы комитета РСПП по проблемам финансового и фондового рынка. "У нас остаются проблемы в банковском секторе, но то, что БР после смены руководства действовал в правильном направлении, сомнений нет", - сказал после окончания заседания бюро вице-президент РСПП Игорь Юргенс. По его словам, к числу проблем относятся прежде всего "Сбербанк и его монополизм", а также "большое количество мелких банков и недостаточные темпы консолидации". "Мелкие банки среду не украшают", - подчеркнул Игорь Юргенс. "Если вы помните, Виктор Геращенко называл Мамута баламутом, когда он от нашего имени говорил о повышении нормы банковского капитала, а сегодня у нас уже больше 40 банков с капиталом свыше 100 миллионов долларов. Поэтому мы считаем, что в части требований к капиталу банков БР еще не очень продвинулся", - заявил вице-президент РСПП.

Банк России пока отказался от идеи увеличить минимальный размер банковского капитала до 5 млн. евро, но, судя по настроению его руководителей и представителей крупного бизнеса, он к этому вернется, и уже очень скоро. Первый шаг по расчистке "поляны" БР уже сделал, утвердив несколько месяцев назад упрощенную схему реорганизации, слияний и поглощений банков. Следующий шаг - повышение требований к капиталу. Кроме того, БР, видимо, согласится с рекомендацией МВФ и ВБ об упрощении процедуры банкротства и ликвидации банков, и ее изменении в сторону административного, а не судебного порядка (т.е. вопрос банкротства будет решать не суд, а тот же БР).

Если эти предложения будут реализованы, то мелких банков в стране не останется. Плохо это или хорошо, вопрос весьма спорный. Но очевидно, что таким административным путем вопросы рынка решаться не должны. "Мы против насильственного сокращения численности банков, - говорит президент ассоциации региональных банков "Россия" Александр Мурычев. - Количество банков должен определять рынок, банки нужно не выдавливать, а создавать условия для их работы". Тем не менее БР, получив поддержку со стороны международных организаций и бизнеса, вряд ли теперь остановится и доведет идею Александра Мамута и Андрея Козлова до конца.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование показало, что эффективное управление в проблемных кредитных учреждениях на сегодняшний день особенно актуально.

Острая фаза кризиса российской банковской системы преодолена, но видимое тактическое улучшение общей ситуации в банковском секторе нельзя переоценивать. Все новые и новые кредитные институты, нуждающиеся в антикризисном менеджменте. Финансовые потери не являются неизбежными. При правильной макроэкономической политике с созданием эффективной системы оценки деятельности кредитных институтов, совершенствовании деятельности служб банковского надзора как при лицензировании банков, так и при ежемесячном отслеживании результатов их деятельности, а также при профессиональном проведении инспекционных проверок вероятность появления финансовых проблем можно существенно снизить.

Профилактические меры диагностики состояния коммерческих банков являются необходимыми, так как для поддержания устойчивости функционирования банковской системы нужны не столько кардинальные методы оздоровления, сколько исключение серьезных проблем в массовых масштабах у многих кредитных институтов. Однако на запущенных стадиях проблемности нужны экстренные комплексные методы воздействия. Вместе с тем, решительное хирургическое вмешательство путем вырезания у банков просроченных ссуд с их последующей реабилитацией не может превратиться в постоянную практику, пока не удалены причины бедственного положения банков.

Отправным моментом антикризисного управления в кредитной организации является получение неудовлетворительных данных анализа деятельности. Чем раньше выявлены недостатки в деятельности и определены основные направления работы, тем больше шансов восстановить утраченные возможности кредитной организации.

Раннее выявление и фиксация проблем в большинстве случаев возможны только посредством анализа финансового состояния. К сожалению, современные методики не лишены недоработок, и либо углубленный анализ деятельности кредитной организации позволяет сделать вывод о наступившем кризисе, либо непосредственное проявление все нарастающих кризисных тенденций фиксирует факт проблемности кредитной организации. В настоящей работе предложена методика, представляющая собой переработанную и дополненную базовыми экономическим показателями методику анализа деятельности кредитной организации на основе методических рекомендаций НБРА. По мнению автора, предлагаемая методика позволяет сделать наиболее полный анализ, необходимый для получения данных о деятельности кредитной организации, и выявить признаки проблемности уже на ранних стадиях.

Серьезное влияние на деятельность кредитных организаций оказывает внешняя среда, вызванная проведением макроэкономической политики.    Несмотря на то, что высокие темпы инфляции могут принести относительную временную выгоду коммерческим банкам, в экономике в целом они порождают неопределенность и значительные потери национального богатства, которые со временем обязательно отразятся на состоянии коммерческих банков. Ни одна финансовая система не может оставаться прибыльной в долгосрочной перспективе при наличии значительных проблем у производственного сектора. Убыточный производственный сектор неизбежно со временем потянет за собой и банковский сектор, состояние коммерческих банков напрямую зависит от состояния их клиентов. Даже при том, что некоторые коммерческие банки могут быть и не связаны непосредственно с кредитованием реального сектора экономики, наличие значительных финансовых проблем у большинства клиентов связанная с этим нестабильность обслуживающих их банков со временем неизбежно найдут отражение на межбанковском, валютном и фондовом рынках и распространяется на остальные устойчивые кредитные учреждения.

При выработке мер антикризисного управления проблемными отечественными банками следует учитывать зарубежный опыт развитых стран.

Для преодоления негативных ситуаций в банковской системе необходим комплексный подход, который включает устранение как внешних, так и внутренних причин проблемности банков. Несовершенные внутренние учетные нормы и стандарты могут стать серьезной причиной появления затруднений у кредитных институтов. Совершенствование отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в целях обеспечения максимальной прозрачности и платежеспособности кредитных институтов желательно проводить в соответствии с международными стандартами, но с учетом отечественных условий.

Помимо совершенствования банковского законодательства, необходимо снять юридические вопросы к взысканию долгов, устранить препятствия при рассмотрении дел в суде и недостатки законодательства, которые мешают банкам применять решительные меры к неплатежеспособным заемщикам как при реализации залоговых отношений, так и при реализации имущества заемщика при его банкротстве через суд.

Состояние отечественных банков с отозванной лицензией позволяет сделать вывод о том, что в целом их балансы отражают те же негативные моменты, которые имеются и у проблемных банков других государств (резкий рост вложений в более прибыльные операции, значительная доля просроченной задолженности, очевидный недостаток собственного капитала и значительные объемы полученных убытков по результатам работы). Поэтому для преодоления основных перечисленных недостатков необходимо ужесточение мер надзорного характера, направленных на увеличение собственного капитала банков, соблюдение банками нормативов ликвидности, предотвращение концентрации значительных вложений банков в одной сфере. Кроме того, необходимо пересмотреть порядок начисления резервов по ссудам, возможно процентное установление отчислений от фактических объемов всех выданных кредитов с тем, чтобы устранить предвзятое мнение банка по качеству его активов.

Однако помимо мер, направленных на повышение эффективности работы самого банка, необходимо решить вопрос списания с балансов проблемных банков просроченной задолженности по централизованным кредитам. Предусмотренные на 1998г. объемы списания и отнесение их на внутренний государственный долг способны лишь частично облегчить положение проблемных банков. Необходима комплексная работа по реструктуризации активов проблемных банков, кроме того, БР должен выработать более четкие критерии предоставления стабилизационных кредитов. Решение вопроса переучета БР векселей кредитных организаций могло бы снизить остроту расчетных платежных отношений.

Для отечественной банковской системы в большей степени, чем для иностранных, необходимо повышать уровень профессионализма работников и усиливать требования к соблюдению этических норм. Необходимо также расширение мер материальной ответственности руководства для исключения мошенничества и преднамеренного банкротства.

Разрешение перечисленных проблем способно улучшить состояние платежеспособности проблемных банков, однако для предотвращения дальнейшей роста их числа необходима разработка и принятие комплекса мер по диагностике состояния кредитных учреждений, бухгалтерской отчетности и оздоровлению банков на ранних стадиях проблемности.

Реструктуризация банковской системы РФ по концепции Банка России должна осуществляться путём поглощения неустойчивых мелких банков более крупными. В большинстве случаев местные региональные банки превращаются в филиалы столичных. С другой стороны, иногда происходит объединение небольших местных банков и создание одного крупного с сетью локальных филиалов. Из действующих в настоящее время коммерческих банков около 1/3 отнесено Центральным банком России к категории проблемных. Для многих банков сейчас остро стоит вопрос: банкротство или слияние, и слияние рассматривается как более приемлемая мера.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (Новая редакция инструкции Банка России от 30.01.96 № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций").

2. Указание Банка России от 31.12.97 № 123-У “О внесении изменений и дополнений к Инструкции Банка России от 01.10.97 № 1 “О порядке регулирования деятельности банков”.

3. Указание от 29.01.98 № 153-У "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков".

4. Указание Банка России от 27.03.98 № 192-У "О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков".

5. Положение Банка России от 01.06.98 № 31-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций".

6. Инструкция Банка России от 01.10.97 № 17 "О составлении финансовой отчетности" (новая редакция Временной инструкции Банка России от 24.08.93 № 17 "По составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками").

7. Указание Банка России от 12.05.98 № 225-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 01.10.97 № 17".

8. Письмо Банка России от 28.02.97 № 419 "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций".

9. Приказ Банка России от 25.09.97 № 02-414 "О внесении изменений в письмо Банка России от 28.02.97 № 419 в связи с переходом на новый План счетов бухгалтерского учета".

10.  Инструкция Банка России от 31.03.97 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности".

11.  Письмо Банка России от 28.07.97 № 492 "О применении отдельных положений инструкции Банка России от 31.03.97 № 59".

12.  Указание Банка России от 14.11.97 № 20-У " О внесении изменений в инструкцию Банка России от 31.03.97 № 59".

13.  Письмо Банка России от 02.04.98 № 85-Т "О порядке применения мер воздействия к реорганизующимся кредитным организациям".

14.  Письмо Банка России от 18.11.97 № 05-15-3-1/1193 "О порядке обращений в Банк России по вопросам соблюдения кредитными организациями пруденциальных норм деятельности".

15.  Положение Банка России от 28.08.97 № 509 "Об организации внутреннего контроля в банках".

16.  Положение Банка России от 08.09.97 № 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации".

17.  Письмо Банка России от 22.12.94 № 132 "О публикуемой отчетности коммерческих банков".

18.  Письмо Банка России от 28.05.97 № 457 "О критериях определения финансового состояния банков".

19.  Письмо Банка России от 23.12.96 № 383 "О порядке осуществления пруденциального банковского надзора за Сберегательным банком Российской Федерации".

20.  Письмо Банка России от 18.09.97 № 01-15-973 "О совершенствовании взаимодействия подразделений территориальных учреждений Банка России по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций".

21.  Письмо Банка России от 20.06.97 № 473 "О мерах по усилению контроля за достоверностью отчетности кредитных организаций".

22.  Письмо ЦБР от 28 мая 1997 года №457 “О критериях определения финансового состояния банков”.

23.  Письмо ЦБР от 22 ноября 1996 №363 “О планах санации кредитных организаций” (С изменениями от 30 апреля 1997) (с Приложением № 1).

24.  Письмо ЦБР от 30 апреля 1997 года № 443 “О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями” (с Приложением к письму).

25.  Указание ЦБР от 13 ноября 197 года № 18-У “О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных письмом Банка России от 08.09.97 №513».

26.  Указание “О годовом бухгалтерском отчете и отчетности кредитных организаций, предоставляемой в рамках надзора” от 25 декабря 1998 года № 452-У.

27.  Указание № 429-У от 30 ноября 1998 года “О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 31.03.97 года № 59 “О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности”.

28.  Бюллетень банковской статистики // -1999. -№4.

29.  Текущее состояние банковской системы // Банковская Газета. – 1999. - №3 (141) Февраль.

30.  Востриков П., Логинов Л. Особенности реорганизации банков в форме слияния и присоединения // Банковское дело в Москве. –1998. - №2. – с.14-15.

31.  Геращенко В.В. О ситуации в банковской системе и проблемах ее реструктуризации // Доклад Председателя Банка России на IX съезде Ассоциации российских банков. – 1999.

32.  Ивин Н.И. Санация проблемных банков. Некоторые итоги года // Банковское дело в Москве. –1998. - №2. –с.12-13.

33.  Лунтовский Г.И. Проблема оздоровления коммерческих банков: российская практика и зарубежный опыт // Деньги и Кредит. –1998. - №6. – с.44-46.

34. Турбанов А.В. Банковская система Российской Федерации: проблемы реструктуризации // Деньги и Кредит. –1998. - №2. – с.3-7.

35.  Л.П. Белых. Устойчивость коммерческих банков. М., 1996.

36.  А.П. Ковалев. Диагностика банкротства. М., 1995.

37.  Г.С. Панова. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М., 1996.

38.  Http://www.arko.ru

39.  Http://www.aton.ru.

40.  Http://www.rbc.ru.

41.  РТР-Вести.RU. 11.07.2003. http://www.rtr-vesti.ru.

42. Тюменский областной экономический ежегодник №28 (534) от 22 по 29 июля 2003 г. “Сибирский посад”. Статья. “Возможна очередная "чистка" банковской системы».

43. Александр Владимирович Турбанов. Генеральный директор АРКО. «Предстоящее сокращение числа кредитных организаций – естественный процесс». 27.03.2001. «БАНКРОТСТВО В РОССИИ». http://www.bank.ru.

44.  А.М. Тавасиев «Банковское дело» Управление и технологии. М., 2001г.

45.  В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая, издание 4, «Банковское дело» учебник, М. «финансы и статистика» 2002г.

46.  Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. М., ЮНИТИ, 1996г.

47. Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. М., Финансы и статистика, 2000г.



2020-03-17 153 Обсуждений (0)
Перспективы ликвидации банков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы ликвидации банков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)