Показатели и методы измерения состояния безработицы
Проблема точного измерения безработицы требует решения ряда методологических и организационных проблем в статистике и учете. Статистика безработицы в России находится на стадии развития с тем, что сам предмет исследования – безработица – официально получил признание с переходом к рыночным отношениям. Для характеристики этого явления используется система абсолютных и относительных, моментных и интервальных показателей. В 1991 г. в статистику органов трудоустройства введены показатели оценки масштабов и динамики вынужденной незанятости, ожидаемого и реального высвобождения, числа официально зарегистрированных безработных и их доли среди незанятых. Этот учет не охватывает значительную часть незанятых, ищущих работу самостоятельно. Безработица характеризуется показателями ее уровня, частоты и длительности. При характеристике уровня безработицы в международной практике используются категории уровня естественной, или нормальной, безработицы, когда не ощущается недостатка рабочей силы, сопряженного, как правило, с краткосрочной незанятостью граждан при добровольной смене места работы, окончания учебного заведения или сезонных работ и т.п. в определенном смысле объективно необходимой, неизбежной. Однако в специальной литературе под естественным уровнем безработицы понимают уровень, обеспечивающий устойчивость экономического развития в долговременном плане, образующий наилучший для экономики резерв рабочей силы, достаточно быстро реагирующий на изменение спроса на рынке труда, не мешающий достижению равновесия факторов, повышающих или понижающих рыночные цены и заработную плату. Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. Однако в аналитических целях могут быть использованы и другие показатели уровня безработицы. Уровень безработицы характеризует система показателей[16,с.233]. 1. Уровень безработицы ( ) как отношение среднегодовой численности безработных ( ) к среднегодовой численности экономически активного населения ( ):
,(1.1)
Учитывая, что экономически активное население – сумма численности занятых ( ) и безработных ( ), можно записать:
,(1.2)
2. Уровень безработицы ( ) как отношение числа трудовых ресурсов, получивших статус безработных ( ), к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте ( ) в среднегодовом исчислении:
,(1.3)
3. Уровень безработицы ( ) как отношение числа безработных к среднегодовой численности занятых в экономике ( ); этот показатель имеет самостоятельное значение в анализе безработицы, поскольку среди трудоспособного населения в трудоспособном возрасте появляется категория лиц, не претендующих на работу по найму (предприниматели, самозанятые, домохозяйки): ,(1.4)
4. Уровень безработицы ( ) как отношение числа безработных к численности трудовых ресурсов ( ):
,(1.5)
Частота безработицы устанавливается количеством случаев безработицы у одного человека за определенный период; ее рост свидетельствует о низком качестве рабочего места (РМ) и плохих условиях труда или о значительной доле разовой работы, которую только и могут найти безработные в кризисные периоды. Длительность безработицы характеризуется временем нахождения без работы и определяется как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных ее категорий, территорий и т.п. Безработица – важный индикатор с точки зрения подтверждения тенденций в производстве и вообще состояния делового цикла. Можно говорить о том, что уровень безработицы напрямую определяет уровень доходов населения, и следовательно, уровень потребления. Однако при снижении безработицы и росте занятости предприниматели несут дополнительные издержки на заработную плату, поэтому при достижении критических темпов роста зарплат начинается снижение занятости и рост безработицы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |