Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История диалога как метода воспитания



2020-03-17 315 Обсуждений (0)
История диалога как метода воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В педагогическом процессе учителю приходится решать бесчисленное множество самых разных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные, обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одними из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на равных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их совокупностью. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его преподавания.

Нередко приемы и сами методы сравнивают со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, с другой стороны, совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания.

Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания. Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Среди основных направлений в развитии образовательного процесса современной школы ведущее место занимает переход к личностно-ориентированной системе. Такая система признает главной ценностью личность учащегося, его качества как основание организации учебного процесса.

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

Идеи гуманизации;

Осуществление воспитания в контексте культуры;

Создания открытых воспитательных систем;

Возврата воспитания в семью;

Поддержки и развития индивидуальности;

Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

В процессе обучения очень важную роль играет диалогическое общение. Так как он является одной их наиболее часто применяемых в образовательном процессе. Диалог понимается как совокупность психолого-педагогических методов, приёмов и способов побуждения учеников к мысли, действию, решению, поступку, воспитательная канва и целесообразное сочетание которых способствуют становлению личности, её нравственного потенциала. Она направлена на стимулирование этических суждений детей, самостоятельного, обоснованного рассуждения, актуализацию ценностно-значимых устремлений учащихся, эмоциональное наполнение диалога, выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе.

Актуальность исследования определяется недостаточной систематизацией и изученностью проблемы применения диалога в процессе образования.

Объектом исследования выступает личностно-ориентированный воспитательный процесс.

Предмет исследования - диалог как метод воспитания.

Цель исследования: выявление и научное обоснование использование диалога как метода воспитания.

Задачи исследования:

изучить литературные источники по исследуемой теме;

проанализировать диалог как метод воспитания;

рассмотреть методы воспитания и их классификацию.

Гипотеза: научное обоснование использования диалога как метода воспитания.

Методы исследования: эмпирические.


 

Глава 1. Диалог как метод воспитания

История диалога как метода воспитания

 

Начало диалогу как средству воспитания лежит в античности, в Афинских школах. Это были учебные заведения для мальчиков от 7 до 16-ти лет. Они с помощью учителей-философов изучали поэмы Гомера и басни Эзопа, трагедии Эсхила и комедии Аристофана. Мудрые греки всерьез обсуждали с детьми превратности человеческой судьбы, говорили о долге, гражданственности, ответственности перед родным полисом (городом-государством).

Диалог как жанр <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BD%D1%80> на Среднем востоке <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA> и в Азии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B8%D1%8F> восходит к диспутам <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82> шумеров <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B>, копии которых сохранились с начала II-го тысячелетия до н. э., а также в диалогических гимнах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BD> Ригведы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B3%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B0> и в Махабхарате <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%B1%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0>.

Историки литературы обычно полагают, что на Западе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4>, Платон <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD> ввёл в систематическое использование диалог, как независимую литературную форму: они указывают на его ранние эксперименты с жанром в его работе Лахет <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%85%D0%B5%D1%82>. Диалог Платона, однако, имеет свои основания в пантомиме <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BC%D0%B0>, которую сицилийские <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F> поэты <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D1%82> Софрон <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD> и Эпихарм <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC> культивировали на половину столетия ранее.

После Платона, диалог стал основным литературным жанром в античности, в котором были написаны некоторые значимые работы на латинском <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> и греческом языке <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA>. Так, вскоре после Платона Ксенофонт написал свою работу - Пир; а Аристотель написал несколько философских диалогов в стиле Платона, ни один из которых, к сожалению, не сохранился. После этого в большинстве эллинистических <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC> (философских) школ появились свои собственные диалоги. Цицерон написал несколько очень важных диалогов, среди которых - Оратор, Республика, а также работу, которая была утеряна - Гортензия.

Во втором веке нашей эры Лукиан из Самосаты достиг блестящих успехов в своих иронических диалогах «О богах», «О смерти», «О любви» и «О куртизанках». В некоторых их них он нападает на суеверия и философские ошибки со всей резкостью своего остроумия; в других он просто рисует сцены современной ему жизни.

В XVII веке в Чехии педагог Ян Амос Коменский писал: «обучение надо начинать с наиболее общих вопросов». Шестилетние дети «знакомились с началами философии, искусства, религии, истории и права», «не вычитывая мудрость из книг», но черпая ее из бесед, «из созерцания земли и неба».

В следующем XVIII веке в Швейцарии педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци главным направлением развития ребенка младшего возраста считал его нравственное воспитание, а способом достижения этой цели - «беседы о правде, долге, справедливости, чудесном устройстве мира».

Также Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836) выдвигал в центр своих произведений нравственные ситуации, разрешить которые предстоит маленьким читателям. Он считал необходимым «помочь детям глубоко задуматься о смысле жизни». Перовский предостерегает: «Не следует унижать ребенка, навязывая ему готовые мнения». «Читайте мои книги и беседуйте с детьми о мире, в котором живете», - призывает писатель.

В середине XIX века педагог-просветитель Владимир Федорович Одоевский создает замечательные сказки для детей 5-7 лет, призванные «послужить стимулом к глубоким раздумьям и беседам». Воспитательные беседы по мотивам сказок «преследовали добрую цель» - «привести в ясность детские представления», «оказать могучее действие на внутреннее развитие ребенка». Диалоги с детьми, считает Одоевский, «непременно должен вести умный и чуткий воспитатель», функции которого - «обеспечить обмен живыми словами, отражающими детские представления», «встать на ту ступень, на которой стоит ребенок, и повести его вверх, соизмеряя свои силы с силами ребенка».

Лев Николаевич Толстой пишет книги «Беседы с детьми по нравственным вопросам», «Евангелие для детей», религиозно-философские эссе с красноречивыми названиями «Чем люди живы?», «Труд, смерть и болезнь», простые по сюжету, но философские по содержанию сказки.

В советское время выдающиеся педагоги А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский продолжили и расширили традиции воспитательного диалога.

Таким образом, мыслители еще с древних времен задумывались о пользе диалога. Многие обучали детей при помощи этого метода, считали, что именно этот метод поможет вырастить из них людей думающих и образованных.

 



2020-03-17 315 Обсуждений (0)
История диалога как метода воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История диалога как метода воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)