Методы оценки и самооценки
Методы оценки и самооценки связаны с такими понятиями, как поощрение и наказание. Поощрение - выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника; наказание - выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности. Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С. Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина. Однако оценки имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки и нередко эгоцентрируют. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками. Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога всегда несет в себе положительную оценку, своего рода заряд, а также намечает хорошую перспективу для личности. Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: не следует хвалить: за то, что получено от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же достижение; из-за жалости; из-за желания понравиться. Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым учителям приходится прибегать в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Но каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать. По словам психотерапевта В. Леви, по-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами. Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. В них проявляется забота о гражданском росте личности. Поэтому методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность. Обязательно применение различных видов, форм, приемов поощрения и наказания. Однако следует помнить, что нельзя переоценивать значение методов поощрения и наказания в процессе воспитательной работы. Использовать поощрения и наказания эффективно только в комплексе с убеждением, поручением примером, требованием. Метод поощрения должен быть ведущим, а наказание - вспомогательным. Поощрение и наказание должны быть индивидуальными, учитывать возрастные и психологические особенности личности, педагогическую ситуацию. Наказание применено правильно, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфликт между виновником проступка и коллективом. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. В научной педагогике есть разные классификационные схемы методов воспитания. Помимо диалога можно выделить следующие методы: метод убеждения; метод упражнений; метод оценки и самооценки. Диалог как метод воспитания тесно связан с другими методами. Все приведенные в этой главе методы основываются на диалогическом общении. Учитель строит диалог, воздействует, совершенствует способы действия, поощряет или наказывает при помощи диалога с учащимся. Но все же имеются и различия. Так, методы убеждения служат для формирования взглядов, которых в сознании школьника ранее не было, или для упрочнения имеющихся знаний. Методы упражнений в воспитании реализуются через поручения. Поручения создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. Методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность. Обязательно применение различных видов, форм, приемов поощрения и наказания. Однако следует помнить, что нельзя переоценивать значение всех вышеперечисленных методов в процессе воспитательной работы. Использование данных методов эффективно только в комплексе. Заключение Методы воспитания нельзя рассматривать вне педагогической системы, в которой они применяются, вне особенностей отношений педагога со школьниками, с их группами и коллективами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста и индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровня воспитанности конкретных коллективов. Когда говорится о взаимопонимании и эмоциональном контакте между учителем и учеником, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого. Диалог как метод воспитания. Главное в установлении такого диалога - это совместное достижение общих целей, совместное видение и понимание происходящего. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется взрослый в общении с ним. Учителю необходимо осознавать, что каждая негативная оценка личности ребенка наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность, что его любят. В структуре диалога существенное значение имеет включение диагностических методик, которые, поворачивают ребенка "на себя", создают условия для осмысления своего личностного "Я", также позволяют увидеть себя со стороны и сравнить свое мнение с мнением других. Они стимулируют и активизируют мысль, выводят на анализ, на вывод, на самооценку. Истоки диалога как метода восходят еще к Афинским школам, диалог стал основным литературным жанром в античности. В советское время А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский продолжили традиции диалога. Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса - Мн, 1990. 2. Бахтин М.М. «Жить значит участвовать в диалоге». . Бордовская Н., Реан А. Педагогика. М.: Просвещение, 1997. . Грищенко Л.И. " Теория и методика воспитания", изд-во "Академия", 2005. . Интернет - источники: Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО, Православный образовательный портал «Слово». . Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 1990. . Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004. . Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004. . Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н." Педагогика", 2008. . Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т., К.: Рад. Школа. 1979 - 1980. Т.1. . Якиманская И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. - М., 2000.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |