Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статьи, материалы конференций



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
Статьи, материалы конференций 0.00 из 5.00 0 оценок




Теоретические основы формирования экологической Компетентности будущего инженера

 

 

13.00.08 ─ теория и методика профессионального образования

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

 

Елец – 2007


Работа выполнена в ГОУ ВПО «Курский государственный технический университет»

 

Научный консультант: доктор технических наук, профессор

Паринова Лариса Владимировна

 

Официальные оппоненты:   

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Вербицкий Андрей Александрович;

 

доктор педагогических наук, профессор

Щевелёва Галина Михайловна;

 

доктор педагогических наук, профессор

Шилова Вера Сергеевна

Ведущая организация:    Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, г.Москва

 

Защита состоится 12 октября 2007 г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.02 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Елецком государственном универси­тете им. И.А. Бунина по адресу: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Ком­мунаров, д. 28, ауд. № 301.

С диссертацией можно ознакомиться в научном отделе библиотеки Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина по адресу: 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28, ауд. № 300.

Автореферат разослан «____» сентября 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Герасимова Е.Н.


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. В России уровень смертности населения трудоспособных возрастов от несчастных случаев, отравлений и травм, в том числе производственных, в настоящее время соответствует аналогичным показателям столетней давности, почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, и в 1,5 раза ─ в развивающихся. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. Уровень производственного травматизма с летальным исходом в России значительно (до 12 раз) превышает уровень аналогичного травматизма в экономически развитых странах. Каждый год в нашей стране погибает столько же работников, сколько во всех странах Евросоюза. За прошедшие пятнадцать лет на производстве погибли более 125 тыс. и были тяжело травмированы более 5 млн. работников.

Значительная часть выпускников инженерных вузов встречается с трудностями в работе по обеспечению безопасности труда и экологической безопасности. Связано это прежде всего с несформированностью у выпускников достаточных навыков адаптации к профессиональной среде, умений планировать и создавать эффективную систему своей работы в реальных условиях, решать многочисленные классы производственных задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека в производственной среде.

Положения концепции образования в области безопасности жизнедеятельности, разработанные ведущими российскими учеными (С.В. Белов, Б.Е. Прусенко, А.К. Прыгаев, Е.В. Глебова, О.Н. Русак, П.П. Кукин, Л.А. Михайлов и др.), решаются в основном эмпирически, усилиями отдельных вузов или кафедр. Это происходит по той причине, что улучшение подготовки будущего инженера, умеющего решать задачи безопасности жизнедеятельности в среде обитания, достигается в основном как совершенствование традиционной практики обучения. Следствием является тот факт, что студент, подготовленный по инженерной специальности (машиностроение, строительство, транспорт и т.д.), оказывается профессионально подготовленным к производственной деятельности по приобретенной специальности, но не всегда готов к анализу и разрешению реальных ситуаций в сфере производственной и экологической безопасности, которые ему необходимо решать в проектной, технологической, организационной и иной профессиональной деятельности. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, выступает недостаточное научное обеспечение системы обучения безопасности жизнедеятельности.

Актуальность данного исследования подкрепляется также тем, что проблема нравственного и духовного воспитания требует внимания со стороны вузов. Социологические исследования жизненных стратегий и моделей поведения современного студенчества, мотивов получения профессионального образования свидетельствуют о том, что в области базовых ценностей появляется девиантное поведение и ориентация личности на профессиональную деятельность, для которой характерны нарушения норм права, отсутствие уважения к персоналу на свободном рынке труда. Опасные смещения психологических качеств личности в сторону ее дегуманизации уже проявляются в практической деятельности в виде институционализации неправовых практик, вызывая социальные напряжения и конфликты в малых группах, что не способствует качеству труда и не обеспечивает его безопасность. Таким образом, активно развивается «платформа» дегуманизированного, небезопасного труда, так как гуманитарная компонента трудового процесса оказывается необеспеченной. Проблема становления высоконравственной личности весьма актуальна, поскольку Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12. 2002 г. №184-ФЗ выделяет регламенты, главным образом связанные со сферой обеспечения безопасности жизнедеятельности, и стандарты, которые работодатели и производители добровольно устанавливают для себя и гарантируют их соблюдение с учетом минимальной степени риска причинения вреда человеку.

Согласно документам Европейской федерации национальных инженерных организаций (Federation Europeenne d'Associations Nationales d'Ingenieurs, FEANI), представляющей интересы инженерной профессии в Европе более 80 национальных инженерных ассоциаций из 27 европейских стран, Комиссии европейских сообществ (Commission of the European Communities, 2005), итоговая (оцениваемая) компетенция включает когнитивный, функциональный, личностный и этический аспекты. Таким образом, компетентностный подход формулирует результаты образования не только в тер­минах знаний-умений-навыков, но также как готовность выпускника (и уровень этой готовности) осуществлять профессиональную деятельность, взятую в своей синтетической сложности. От инженера, в частности, требуется проектирование и решение сложных инженерных задач, разработка систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют заданным требованиям и учитывают вопросы охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, культурные, социальные и экологические аспекты в среде обитания.

В этой связи необходимо обеспечить соответствие национальной системы образования международным стандартам, требования которых предполагают готовность выпускников к безопасной профессиональной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностный подход провозглашается в качестве одного из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Такая целевая ориентация профессионального образования на конечный результат требует определить структуру и состав той или иной профессиональной компетентности, а также разработать эффективные образовательные технологии её формирования у будущих инженеров.

В конце ХХ века возникло новое научное и образовательное направление – безопасность жизнедеятельности (С.В. Белов, О.Н. Русак, В.Л. Лапин и др.). Целью безопасности жизнедеятельности является сохранение здоровья и жизни человека, создание комфортных условий его жизни и деятельности в производственной среде и окружающей природной среде. Поэтому создатели этого направления рассматривают безопасность жизнедеятельности в качестве составной части экологии – области научного знания о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей их средой. Цель образования в области безопасности жизнедеятельности – формирование у человека мировоззрения и культуры безопасной жизни, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения комфортной и безопасной жизни.

Решение государственной проблемы сохранения здоровья и жизни российских граждан возможно, на наш взгляд, частично решить за счет формирования экологической компетентности будущего инженера, которая выступает как характеристика личности инженера, выраженная в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности и готовности осуществлять все виды своей профессиональной деятельности, которые удовлетворяют заданным требованиям производства и охраны труда, обеспечивают необходимый уровень здоровья, безопасность жизнедеятельности человека и экологическую безопасность среды обитания.

Такое понимание экологической компетентности включает в себя не только владение системой знаний, умений и навыков по приобретенной специальности, но и навыки, способность и готовность решать профессиональные задачи безопасности жизнедеятельности, мотивацию к деятельности, а также усвоение культурных и этических норм поведения. Экологическая компетентность в силу гуманной её сути и направленности обладает широкими возможностями формирования и развития экологического сознания человека.

Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы Концепции модернизации российского образования до 2010 года утверждают, что понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, так как обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющую образования. При этом авторы стратегии модернизации подчеркивают, что в понятии компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»).

Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации высшего профессионального образования показывает, что в качестве основных единиц обновления содержания рассматриваются компетентности и компетенции. В отечественной педагогике и психологии определение и состав этих единиц обновления профессионального образования содержатся в работах А.Л. Андреева, В.И. Байденко, А.А. Вербицкого, И.Г. Галяминой, Б.С. Гершунского, А.А. Деркача, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.А. Кальней, Н.В. Кузьминой, А.Н. Марковой, С.Н. Митина, A.M. Новикова, Л.А. Петровской, М.В. Пожарской, Ю.Г. Татура, В.Д. Шадрикова, С.Е. Шишова, Г.М. Щевелёвой и др.

Изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме компетентностного подхода показывает, что компетентность рассматривается как совокупность взаимосвязанных качеств личности и способность (умения) осуществлять сложные действия. Структура компетентности представляется в виде ключевых и специальных компетенций (И.А. Зимняя).

Важное значение для диссертационного исследования имеют положения и выводы, раскрывающие различные аспекты компетентности. В частности, авторами выделяются надпредметные компетентности: ценностно-смысловая, учебно-познавательная, личностного самосовершенствования и др. (Е.В. Селезнева, А.С. Мельничук, А.В. Хуторской и др.); рефлексивная (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.); самостоятельной познавательной деятельности и социальная (В.М.Басова, Н.Н. Беденко, А.Ф. Корнилов и др.); трудовая, личностная (А.К.Маркова, В.А. Толочек и др.); общения, коммуникативная, социально-перцептивная (А.А. Бодалев, И.Н. Дроздова, Н.Н. Ершова, Ю.М. Жуков, В.Г.Зазыкина, Б.Ф. Ломов, Л.А. Петровская, Г.С. Трофимова, А.Л. Фатыхова, Е.А. Яблокова и др.); психологическая (Ю.Н. Емельянов, М.С. Игельник, Н.В.Кузьмина, Т.Н. Щербакова, Н.В. Яковлева и др.); акмеологическая (А.А.Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Е.В. Селезнева, Л.А.Степнова и др.); управленческая (Г.С. Михайлов); интеллектуальная (Н.Н.Суртаева); аутопсихологическая (А.А. Базикова, А.А. Деркач, Т.Е. Егорова, Н.В.Кузьмина, А.П.Ситников, А.С. Гусева, Л.А. Степнова и др.); межкультурная и этнокультурная (Н.И. Алмазова, Е.Б. Быстрай, И.Л. Плужник, С.Н. Федорова, Н.В. Янкина и др.), научно-культурная (Щевелёва Г.М.), этическая (С.Е. Шульпин), конфликтологическая (Н.В.Куклева), моральная (С.В.Зильберман), андрагогическая (Л.Н. Вавилова), правовая (В.Ф. Варуков, С.В.Гурин и др.), экономическая (Н.Н. Костина), человековедческая (И.И. Фадеева); власти (В.Ю. Фивейский), математическая (С.А. Севостьянова) и др.

Необходимость внедрения в образовательную практику компетентностного подхода заметно активизировала научные исследования в области профессиональных (предметных) компетентностей. Немаловажное значение в теоретико-методологическом плане для постановки настоящего диссертационного исследования имеют положения и выводы ранее выполненных исследований в области формирования и развития профессиональных компетентностей: в сфере гражданско-общественной деятельности (В.Н. Маркин, А.М. Князев и др.); информационной (П.В. Беспалов, Н.Г. Витковская, Н.В. Кисель, В.В. Фадеева и др.); информационно-коммуникативной (М.А. Бовтенко, О.Г. Смолянинова и др.); в области компьютерных приложений (В.В. Плющев); спортивной (Д.А. Завьялов, Е.В. Ногина и др.); психолого-педагогической (О.А. Анисимова, С.Б. Серякова и др.); иноязычной (З.И. Коннова, Н.В. Копылова, Т.Б. Макарова, Н.С. Сахарова и др.); иноязычно-коммуникативной (Г.К. Борозенец, О.Ю. Искандарова и др.); лингвокультурологической (И.А. Орехова, М.А. Пахноцкая и др.); психотерапевтической (С.Н. Митин); профессиональной учителя школы (Г.С. Вяликова, Ордон Уршуля, Т.М. Сорокина и др.); коммуникативной при подготовке менеджеров (Л.С. Зникина); коммуникативной врачей-педиаторов (Л.А. Цветкова); эколого-химической (Л.В. Панфилова); лингвистической (Н.Л. Московская, К.В. Шапошников и др.); корпоративной и предпринимательской деятельности (А.А. Аринушкина, Д.А.Мещеряков и др.); управленческой директора школы (И.В. Гришина, В.П.Топоровский и др.); научно-исследовательской учителя (Е.В. Набиева); руководителя персонала (И.Г. Бавшин, Л.И. Берестова, О.И. Миронова и др.); профессиональной госслужащего (И.Е. Елина); педагогической (А.И. Ахулкова, П.П. Терехов и др.); методической педагога (Е.Н. Солова), специалиста органов внутренних дел (М.В. Боева, В.М. Бочаров и др.), проектировочной (О.К.Битюцких, Г.А. Демакова и др.), политической в системе управления (В.В. Путилин) и др.

Анализ выявил, что в настоящее время активное внимание к компетентности проявляется со стороны философов, управленцев, юристов, представителей экономических и психолого-педагогических наук. Среди научных квалификационных работ, посвященных компетентностям как объекту исследования, в инженерном образовании комтентностная тема находит свое место. В сфере обучения безопасности жизнедеятельности компетентностный подход рассмотрен Т.А. Николаевой, Немковой И.Н. и др. В области экологии компетентность исследовали В.А. Козачек, Н.И. Кужанова, И.М. Наумова, К.А. Романова и др.

Полученные исследования позволили сделать вывод о том, что проблема формирования компетентности рассматривается в исследованиях различных областей научного знания − в философии, экономике, психологии, акмеологии и др. Содержание ряда докторских диссертаций позволяет говорить о том, что вопросы формирования компетентностей находятся на стадии феноменологического накопления знаний, описания конкретных ситуаций, их типологизации, выделения взаимосвязей и закономерностей, а теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера требуют своей разработки.

Выделение проблемы разработки теоретических основ формирования экологической компетентности из общего тематического поля исследований, посвященных формированию профессиональных компетентностей, позволит повысить уровень профессиональной подготовки будущего инженера, что обеспечит в производственных условиях необходимый уровень здоровья, безопасность жизнедеятельности человека и экологическую безопасность среды обитания.

Проведенный поисковый эксперимент по изучению состояния проблемы формирования экологической компетентности будущего инженера в теории и практике обнаружил ряд противоречий:

− противоречие между социальной потребностью общества в специалистах, эффективно использующих методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности в своей профессиональной работе, и недостаточной разработанностью теоретических основ подготовки будущих инженеров, способных удовлетворить эту потребность;

− противоречие между потребностью общества в инженере нового типа, который обладает устойчивой экологической компетентностью, общечеловеческими качествами, отвечающими гуманистическим идеалам развития общества, и доминированием в инженерном образовании методологических подходов к обучению, не обеспечивающих у будущих инженеров необходимую мотивацию получения систематических знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности и готовность их применять в профессиональной практике;

− противоречие между традиционным подходом к профессиональному обучению будущего инженера вопросам безопасности жизнедеятельности, построенному на усвоении фиксированной суммы знаний, умений и навыков, и высокой динамикой в развитии прогрессивных тенденций в высшей школе;

− противоречие между имеющимся значительным научно-методическим потенциалом преподавателей высшей технической школы, значительными возможностями личности обучающегося в освоении экологической компетентности и отсутствием теоретических основ формирования экологической компетентности.

Таким образом, противоречия выдвигают проблему исследования: обобщить, систематизировать и теоретически осмыслить комплекс подходов, представлений, сущностно связанных с изучением, формированием и развитием компетентности специалистов, и на этой основе разработать теоретические основы формирования экологической компетентности будущих инженеров.

− обогатить теоретические и практические основы формирования профессиональной компетентности при подготовке инженеров;

− определить структуру экологической компетентности и выявить возможности и особенности ёе формирования в техническом вузе;

− разработать обосновать теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера.

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы формирования экологической компетентности инженера обусловили выбор темы настоящего исследования «Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера».

Определение проблемы и темы диссертации позволило сформулировать научный аппарат исследования.

Объект исследования ─ профессиональная подготовка будущего инженера в техническом вузе.

Предмет исследования ─ теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера-строителя.

Цель исследования ─ разработка теоретико-методологического и методического обоснования концепции формирования экологической компетентности будущего инженера.

Гипотеза исследования определилась в виде предположений о том, что качество профессиональной подготовки будущего инженера повысится, если:

─ выявлены особенности и проблемы обучения безопасности жизнедеятельности будущих инженеров, тенденции и перспективы развития компетентностного подхода в инженерном образовании и определено понятие «экологическая компетентность»;

─ разработана модель экологической компетентности будущего инженера, раскрывающая основные характеристики её формирования, как совокупность структурных компонентов (профессиональные знания и умения, профессионально-личностные качества, нравственные качества личности);

─ концепция формирования экологической компетентности построена на идеях целостного развития личности и гуманизма;

─ формирование экологической компетентности будущего инженера имеет системное построение и реализуется в технологии обучения и воспитания личности, в которой выделены и обоснованы содержание, методы, средства и формы, погружающие студентов в активную учебно-профессиональную деятельность с опорой на реальные условия будущей профессиональной деятельности.

Исходя из проблемы, выдвинутой гипотезы поставлены задачи:

1. Исследовать и систематизировать проблемы обучения безопасности жизнедеятельности в вузах при подготовке специалистов инженерных специальностей.

2. Разработать и обосновать теоретическое содержание вопроса формирования экологической компетентности будущего инженера.

3. Определить сущность понятия «экологическая компетентность» будущего инженера как цели и компонента формирования профессиональной компетентности в условиях технического вуза и разработать её модель.

4. Разработать концепцию, модели и педагогическую технологию формирования экологической компетентности будущего инженера, которые свяжут воедино все компоненты учебного процесса в целостную интегрированную систему, обеспечат требуемый уровень сформированности экологической компетентности, достаточный для начальной стадии самостоятельной профессиональной деятельности и решения задач безопасности жизнедеятельности в условиях производства.

5. Провести педагогический эксперимент, направленный на проверку гипотезы исследования, апробацию разработанной концепции, моделей и технологии.

Методологическая и научно-педагогическая основа исследования выстраивалась в русле ряда исходных положений и ведущих идей философских учений, современных концепций развития личности:

− положения гуманистической философии, педагогики и психологии (Н. Бердяев, Д. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, К. Юнг и др.);

− идеи целостности человеческого бытия в экологической парадигме развития общества (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, М.В. Соколовский, Г. Полде, Г. Шеффер и др.);

− идеи духовной вертикали развития (В.С. Соловьев, И.А. Ильин).

Основой исследования явились: философия образования, основанная на принципах гуманизма и взаимосвязи образования, культуры, социума (К.А. Абульханова-Славская, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, К.А. Шварцман, Г.П. Щедровицкий и др.); философия и методология системного подхода в образовании и научном познании (Н.Т. Абрамова, В.Г.Афанасьев, И.В. Блауберг, Брушлинский А.В., В.И. Гинецинский, В.П. Зинченко, Л.Я. Зорина, В.П. Кузьмин, О.Е. Лебедев, М.М. Левина, Е.Б. Моргунов, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); теория развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин. В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теоретические основы профессионального образования (Л.И. Анцыферова, С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, А.В. Беляев, Н.В. Васина, В.И. Горовая, А.А. Деркач, Л.М. Митина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур, А.Н. Ходусов, Т.И. Шамова и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, А.П. Валицкая, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); концепция целостного педагогического процесса, (В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Л. Лернер, Н.К. Сергеев и др.); концептуальные педагогические положения, посвященные профессионально и личностно-ориентированным принципам обучения, представленные в работах А.С. Беляевой, Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкого, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, Л.А. Зориной, Э.П. Комаровой, М.М. Лебедева, Л.В. Париновой, П.И. Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской и др.; основные принципы, пути и способы реализации непрерывного образовательного процесса, объединяющего различные этапы развития, обучения и воспитания личности студента как субъекта педагогического процесса, разработанные в трудах Б.Г.Ананьева, С.Я. Батышева, Г.А. Бордовского, А.А. Вербицкого, С.М. Годника, М.В. Кларина, В.В. Лаптева, A.M. Новикова, В.А. Сластёнина, А.И. Субетто и др.; идеи развития потенциала личности (М.С. Каган, В.Н. Марков, В.Г. Рындак, Ю.В. Синягин, Е.Л. Яковлева и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использован комплекс методов исследования. На теоретическом уровне применялись: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный); изучение и обобщение опыта; концептуальное и ситуационное моделирование. На эмпирическом уровне применялись опросно-диагностические (анкетирование, тестирование, беседа, опрос), обсервационные (педагогическое наблюдение), праксиметрические (анализ продуктов деятельности) и экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и итоговый эксперименты). Математические методы использовались при статистической обработке результатов педагогических экспериментов.

Этапы исследования. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования экспериментальная работа проводилась в четыре основных этапа в период с 1995 по 2006 гг.

На первом (1995-1996 гг.) ─ поисково-теоретическом этапе ─ осуществлялось изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, выявлялся уровень её разработанности, определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология, методы, понятийный аппарат.

Второй этап (1997-1998 гг.) ─ теоретическое осмысление проблемы, построение гипотез, проектирование образовательного процесса в техническом вузе в контексте проблем безопасности жизнедеятельности в среде обитания, определение организационных путей и средств подготовки будущих инженеров.

Третий этап (1998-2003 гг.) ─ опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась разработка и проверка концепции исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня сформированности экологической компетентности; устанавливались внешние и внутренние факторы, определяющие процесс формирования экологической компетентности; была осуществлена разработка моделей специалиста и обучения; осуществлено проектирование организационных моделей процесса обучения, технологии обучения. Затем был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого велась экспериментальная проверка эффективности разработанной теории и методики формирования и развития экологической компетентности будущего инженера.

Четвертый этап (2003-2006 гг.) ─ обобщающий. На этом этапе осуществлен анализ и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования, были сформулированы основные выводы и рекомендации к внедрению результатов исследования в практику обучения безопасности жизнедеятельности в инженерном образовании, издание монографий и публикация результатов исследования в печати.

Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась с 1995 по 2006 гг. на базе Курского государственного технического университета и гуманитарно-технического института (г. Курск) в группах студентов, обучающихся по специальности 290300 Промышленное и гражданское строительство (ПГС).

Научная новизна исследования: получено новое научное знание об экологической компетентности будущего инженера, её структуре, содержании, специфике, возможностях и педагогических условиях формирования.

Разработана и теоретически обоснована модель экологической компетентности, её сущность, специфика и впервые дано определение, которое позволяет расширить понятийный тезаурус исследуемой проблемы.

Разработана организационная модель формирования экологической компетентности будущего инженера, которая рассматривается как целенаправленная и динамически изменяющаяся, социально ориентированная система. Такой подход позволяет представить формирование экологической компетентности как взаимодействие множества подсистем, регулировать его на основе принципов целостности, реальности, природосообразности, вариативности, комплементарности, культуросообразности.

Доказано, что теоретическими основами формирования экологической компетентности являются: ведущие идеи гуманистического подхода в рамках экологической парадигмы развития общества; идеи профессионально и личностно-ориентированного об­разования; технологичность формирования экологической компетентности. Теоретическое описание формирования экологической компетентности будущего инженера представлено в виде совокупности взаимосвязанных концептуальных положений, охватывающих когнитивную, ценностно-мотивационную, операционально-деятельностную и социально-психологическую стороны этого процесса.

Разработана и апробирована модель подготовки будущего инженера, которая выстраивает процесс обучения под профиль деятельности будущего инженера с соблюдением интересов участников всего образовательного процесса. В модели реализуются требования ГОС ВПО к подготовке специалиста определенного профиля и потребности общества в безопасности жизнедеятельности. Суть модели состоит в представлении формирования экологической компетентности в техническом вузе как целостного процесса.

Обоснован, разработан и реализован системный подход формирования экологической компетентности, включающий в себя комплекс моделей, в которых системообразующим фактором выступает экологическая компетентность. Обосно­ваны взаимосвязь и содержание структурных компонентов моделей, раскрыты особенности их реализации на основе уточнения роли, места, степени выраженности компетентностного компонента в профессиональной деятельности инженера.

Создана профессионально-личностная технология формирования экологической компетентности будущего инженера.

Реализованы психолого-дидактические условия формирования экологической компетентности будущих инженеров.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие теоретических основ профессиональной подготовки инженера в рамках современных требований международных инженерных организаций к компетенциям выпускников образовательных программ в области техники и технологий и заключается в том, что:

− определены целевой, содержательный, технологический, результатив­ный компоненты процесса формирования экологической компетентности будущего инженера, которые могут служить теоретическим основанием для обогащения теории профессионального образования;

− разработана концепция, модели и педагогическая технология формирования экологической компетентности будущего инженера, которые связывают воедино все компоненты учебного процесса в целостную интегрированную систему, обеспечивают требуемый уровень сформированности экологической компетентности;

− результаты исследования обогащают теорию профессионального образования новым научным знанием о структуре экологической компетентности будущего инженера, методах её формирования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

− разработаны и внедрены в практику подготовки инженеров строительных специальностей в КурскГТУ и ГТИ (г.Курск): рабочие учебные планы специальностей; авторские учебные программы по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Экология», «Экологические проблемы в строительстве», «Безопасность строительных процессов», «Надежность технических систем и техногенный риск» и соответствующие учебно-методические комплексы; методика проведения производственной практики и методика выполнения раздела «Безопасность и экологичность производственных процессов» в дипломных проектах;

− разработан и внедрен в учебный процесс комплекс технических (лабораторные стенды и установки) и информационных средств (учебные пособия, методические указания, макеты, плакаты, слайды и др.);

− разработаны научно-практические рекомендации по проектированию, организации и реализации методики формирования экологической компетентности будущего инженера;

− прогностический потенциал исследования обусловлен принципиальной возможностью организации на его основе последующих научно-исследовательских работ по изучению перспектив формирования профессиональной компетентности выпускников в вузовском, и её развития в послевузовском высшем профессиональном образовании, совершенствованию форм, методов и систем организации учебного процесса в вузах, адаптации разработанных рекомендаций к условиям подготовки специалистов других сфер профессиональной деятельности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования, содер­жащихся в диссертации, обеспечиваются его методологической основой, по­зволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением разнообразных и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также проверкой эффективности разработанных теоретических положений и их внедрением в образовательную практику.

Положения, выносимые на защиту.

1. Экологическая компетентность ─ характеристика личности инженера, выраженная в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности и готовности осуще­ствлять все виды своей профессиональной де­ятельности, которые удовлетворяют заданным требо­ваниям производства и охраны труда, обеспечивают необходимый уровень здоровья, безопасность жизнедеятельности человека и экологическую безопасность среды обитания.

2. Концепция, модель экологической компетентности будущего инженера, организационная модель и технология формирования экологической компетентности, обеспечивающие целостность учебных, учебно-профессиональных и профессиональных форм деятельности в проблемно-поисковом порядке.

3. Формирование экологической компетентности будущего инженера представляет собой систему организационных моделей сопровождения процесса формирования экологической компетентности, специализированные процедуры и правила отбора информации, средства мотивации действий, содержание дисциплин, описание процесса обучения и средств мониторинга учебной деятельности, детерминированных профессиональными требованиями ГОС ВПО и требованиями общества в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

4. Оптимальным вариантом формирования экологической компетентности является системное осуществление обучающего процесса, что позволяет выделить отдельные сущностные ориентиры процесса обучения, компоненты обучения, содержание обучения, подвергнуть их более скрупулезному логическому анализу, выявить необходимые и устойчивые межпредметные связи, выстроить профессионально-личностную технологию формирования экологической компетентности.

5. Профессионально-личностная технология формирования экологической компетентности, представляющая систему, состоящую из аналитического, содержательного и процессуально-управленческого компонентов, каждый из которых имеет соб­ственное содержательное наполнение и функциональное назначение.

6. Условия формирования экологической компетентности будущих инженеров, позволяющие развивать творческое и мотивированное отношение к учению, представляющие направленность преподавательской деятельности на проблемы безопасности, выделение индивидуальных способностей и возможностей, эмоциональное стимулирование познавательной активности учащихся. путем организации творческой деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялись в процессе методических семинаров и консультаций для преподавателей дисциплин цикла «Безопасность жизнедеятельности» вузов Курской области; на 28-и научных, научно-практических и научно-методических конференциях и семинарах международного и всероссийского статуса в гг. Белгороде, Владимире, Курске, Красноярске, Липецке, Новосибирске, Омске, Орле, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Тамбове, Туле, Челябинске (1995-2007 гг.).

Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедр: охраны труда и окружающей среды КурскГТУ, педагогики и психологии КурскГТУ, «Связи с общественност



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
Статьи, материалы конференций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статьи, материалы конференций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)