Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму



2020-03-17 199 Обсуждений (0)
Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных факторов.

Рассмотрим данные факторы.

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

На своих уроках использую следующие приемы:

письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты ( зеленый), чтобы выделить трудную буквы;

можно построить опорные схемы.

Например: Весной лес оживает.- е оие

Из берлоги вылезает сонный медведь. – с и ее нн ед

Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.

Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце-концов наша цель не карать, а научить, и тут все средства хороши.

Можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;

хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода « наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов . Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Упражнения отбираю в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использования сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляю в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само - и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма.

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Например: «Подлетает». В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю : перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на –ить - это глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет.

Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами –комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил и формулировку правила. Кроме того комментированное письмо выступает одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность мне выявить знание учеников и проверять их орфографические навыки.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, использую условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается одной чертой, а предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами. При подчеркивании орфограммы (съел, в море) ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы ( съел, в море, 2 скл.) определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

И так, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:

Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.

Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.

Используемая литература.

Т.Г.Рамзаева « Методические основы языкового образования и литературного развития младшего школьника». С.Петербург 1997 г.

М.М.Разумовская « Методика обучения орфографии в школе». Москва 1992г.

А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов» Н Челны 1997г

М.Я.Морозова, Е.Н.Петрова «Грамматические игры для начальных классов» Москва 1963 г.


Вывод по 2 главе

Итак, мы выяснили, что работу по орфографии следует начинать с букварного периода. Период обучения грамоте - очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо со­здать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неод­нозначное соответствие между звуча­щим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько наоборот- от звука к букве. В это же время дети получают представление о сильной и слабой позициях звуков.  Поскольку большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фо­нематической концепции русского правописания орфографическую зор­кость можно определить как умение фонологически (позиционно) оцени­вать каждый звук слова, т.е. разли­чать, какой звук находится в сильной позиции, а какой - в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разны­ми буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находя­щийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта “Проверяю себя”.

Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

 

 


Глава3. Методическая система формирования орфографической зоркости младших школьников

3.1. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

В связи с тем, что ошибки на безударную гласную связаны не столько с незнанием правила, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, на самых первых ступенях обучения стараюсь развивать у учащихся внимание к слого-звуковой структуре слова, к соответствию (несоответствию) буквы звукам, развиваю языковое чутье и фонематический слух.

Для этого использую звуковой анализ слова, который проводится в следующем порядке.

Например, предлагаю детям построить для слова "лента" звуковой домик, поместив каждый звук в свою комнату.

Учитель. Скажите слово "ЛЕНТА" хором и послушайте его.

Дети. [Л'Энта]

Учитель. Назовите ударный слог.

Дети. [Л'Эн]

Учитель. Произнесите слово по слогам.

дети. [Л'ЭН - ТА]

Учитель. А теперь давайте построим звуковой домик для слова "лента". Выделите первый звук в слове.

Дети. [л'л'л'л'энта]

Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.

Дети. Это звук [Л']; он согласный, мягкий, звонкий.

Учитель. Как обозначим этот звук? Покажите.

(Дети показывают зеленый квадрат, учитель выставляет на наборное полотно такой же).

Учитель. Вот в этой комнате и будет жить [Л'].Протяните второй звук этого слова. Дети. [лэээн - та]

Учитель. Назовите и охарактеризуйте его. Дети. Звук [Э] - гласный, ударный. Учитель. Как мы его обозначим ? (Дети показывают красный квадрат).

Учитель. Прочитайте, что получилось? Какие звуки слились и образовали слияние?

Дети. [Л'1 и [Э]

Учитель. Назовите это слияние.

Дети. [Л'Э]

Учитель. Звукам скучно стало жить каждому в отдельной комнате, и некоторые из них стали объединяться и вить вместе. Покажите, какую картинку из двух комнат мы построим этим звукам.

При введении понятия "слияние" появилась реальная возможность продемонстрировать ученикам, что два звука именно "сливаются", происходит "проникновение" одного в другой. С этой целью при объяснении детям структуры слога /СГ/ к карточке, символизирующей согласный звук (с диагональной прорезью), придвигаем справа другую карточку - красного цвета, символизирующую гласный звук; карточки сближались, и на глазах учеников красный квадрат вдвигался в прорезь левого квадрата.

Модель "слияния" СГ приобретает вид квадрата, образованного из двух треугольников.

В чем преимущество этой модели?

1. На протяжении всего периода обучения детей грамоте сохраняется единообразное обозначение любого звука в виде квадрата.

2. Появилась возможность показать ученикам, а затем предоставить им возможность самим осмысленно конструировать модель "слияния" (в виде двух треугольников, получившихся при частичном совмещении двух квадратов), символизирующую проникновение одного звука в другой, наслоение их артикуляций.

Учитель. Протяните третий звук этого слова.

Дети. [ЛЭН - н - Н - ТА ]

Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.

Дети. Звук [Н] - согласный, твердый, звонкий.

Учитель. Как мы его обозначим ? (Дети показывают синий квадрат).

Учитель. Протяните четвертый звук этого слова. Дети. [Л ' ЭН - Т - Т - ТА] Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.

Дети. Звук [Т] – согласный, твердый, глухой. Учитель. Как обозначим этот звук ? Покажите. (Дети показывают синий квадрат).

Учитель. Протяните пятый звук в полном слове. Дети. [Л ' ЭНТА - А - А] Учитель. Назовите и охарактеризуйте его. Дети. Звук [А] - гласный, безударный.

Учитель. Как мы его обозначим ? (Дети показывают красный квадрат).

Учитель. Прочитайте, что получилось. Какие звуки слились и образовали слияние? Дети. [Т] и [А]

Учитель. Покажите, какую квартиру из двух комнат мы построим этим звукам.

Покажите, какой домик для слова "лента" получился. Покажите границы слогов.

Учитель. А теперь проверим, получилось ли слово. Прочитайте его по схеме.

Дети. [Л / ЭНТА]

Учитель. Молодцы! Хороший домик мы построили.

Постоянно на уроках применяю звуковой анализ как специальный тип упражнений со слого-звуковой структурой слова, используя графические схемы-модели. Вот несколько видов упражнений.

Игра "Кто больше придумает слов?"

Дается схема, например:

Нужно подобрать соответствующие ей слова

Определите, какое из названных слов записано:

 СОК, ЗНАК, ЛОСЬ, СЕЛ

3. Игра "Рассели своих друзей" (на наборном полотне в виде домика выставляются схемы слов). Дети отгадывают, кто в домике живет.

[i ош]

[за i ыц]

 [мґ эдвґ этґ]

4. Какие буквы обозначают два звука? (Ноет, поест, поезд, льют).

5. Выпишите слова, которые начинаются с гласных.

(Аист, белка, иволга, попугай, страус, антилопа, ежи).

6. Проговорите слово с ударением, как слышите; про говорите, как пишете.

При изучении темы: "Гласные звуки и буквы, их обозначения" выполняем с детьми следующие упражнения:

1. Назовите гласные звуки. Сколько гласных букв ? Запишите их.

2. Я называю гласные и согласные звуки, а вы произнесите их. Покажите букву, обозначающую гласный звук, с помощью круга.

3. Запишите буквы, обозначающие два звука.

4. Сколько гласных звуков в слове "КАТЯ"? Назовите их. Какими буквами их надо обозначить на письме ?

5. Произношу слияние (слово), а вы обозначьте на письме только гласные, которые входят в него.

6. Сравните слияние "ТА - ТЯ".

7. Какое слияние получится, если произнести звук [Л] и звук [А].

В каждом случае ученик, прежде чем выполнить упражнение, произносит звук, слияние или слово, заданное учителем.

Во 2-м, 3-м, 4-ом классах проводим фонетико-орфографический разбор. Ученики рассуждают так:

слово "вырубка". В нем есть три слога [вы - руп - кь], [выыы] - первый слог ударный;  

в -[в] - согласный, твердый, звонкий (парный), перед гласным - в сильной позиции, обозначается буквой "вэ";      

ы -[ы] - гласный, под ударением - в сильной позиции, можно писать букву "ы";

р -[р] - согласный, твердый, звонкий, перед гласным - в сильной позиции, обозначается буквой "эр";   

у -[у] - гласный, без ударения - в слабой позиции, но не "опасный" - не О, А, Э, И, пишу "у";      

б -[п]?- согласный, твердый, глухой, перед парным глухим согласным [к] - в слабой позиции, он может быть обозначен буквами П и Б, поэтому ставлю "?" (это орфограмма);    

к -[к] – согласный, твердый, глухой, перед гласным - позиция сильная, пишу букву "ка";

? [а] ? - гласный, безударный - позиция слабая, сразу писать нельзя, ставлю "?" (это орфограмма).      

Ищу буквы - орфограммы.

Первая - в корне. Ищу однокоренное слово, чтобы согласный в этом слове оказался перед гласным (или перед л, м, н, р, в) / рубить, рублю/. Значит, нужно писать букву "бэ".

Вторая орфограмма - в окончании. Слово "вырубка" - существительное 1-го склонения, подставляю слово 1-го склонения с ударным окончанием - "рук а " ("лис а ", "стран а ").

Следовательно, нужно писать букву "а".

 

 

3.2. ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЕМ СТАВИТЬ УДАРЕНИЕ И ОБНАРУЖИВАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Основной прием при проверке написания безударной гласной - постановка ударения в слове, т.к.. не чувствуя ударения, ученики не обнаруживают безударную гласную и не видят опасности, при которой надо сикать проверочное слово, кроме этого, практика показывает, что даже в 5-м классе ученики допускают ошибки при выделении ударного слога, что же касается скорости этой операции, она отсутствует у многих учеников. Работа по формированию умения обнаруживать безударные гласные строится так. Уже на первых уроках обучение грамоте дети встречаются с понятием ударения (стр.16 “Азбука” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшина, А.Ф Шанько).

Фрагмент урока “Понятие об ударении”.

1. Составление рассказа по сюжетной картинке в “Азбуке”.- Кого вы видите на рисунке? (Маму, бабушку, девочку, мальчика). Как их можно назвать вместе? (Семья).Составим по одному предложению о каждом члене семьи, чтобы получился рассказ. Сколько предложений должно быть в рассказе? (Четыре). Итак, расскажите, кто чем занят.

2. Повторение изученного о предложении, слове, слоге.- Запишем схему предложения о мальчике: “Мальчик читает книгу”. На, что делится предложение? (На слова). Посчитайте, сколько слов в предложении. (Три). Какое первое, второе, третье? Как обозначим каждое слово? Что поставим в конце?

- А можем ли мы разделить слово на части? Как называются эти части, из которых как бы сложены слова? (Слоги).

- Произнесите первое слово по слогам, определите, сколько слогов. Как показать это на схеме? (Разделить слово-полоску черточкой на две части). (Далее аналогичная работа с каждым словом, в результате чего схема принимает следующий вид):

3. Упражнение в проговаривании по слогам.

- Хотите узнать, какую книгу читает мальчик? (Учитель показывает книгу А.Толстого “Приключения Буратино”, умеющие читать дети прочитывают ее название). Вам знакома эта книга?- А вы знаете, когда Буратино учился говорить, он не мог проговорить все слово целиком, а говорил по слогам. Посмотрите на картинку: девочка показывает маме, как учился говорить Буратино . Давайте и мы покажем. Я буду папа Карло, а вы - Буратино. Я буду называть слово целиком, а вы - по слогам. (Учитель предлагает слово "папа", "рука", "рубашка", "Буратино" и др.)

4. Введение понятия ударения.

- Так как Буратино умеет говорить слова по слогам, сегодня на уроке он будет нашим помощником. (Учитель показывает детям куклу Буратино или бумажную фигурку). Он хочет проверить, как вы научились делить слова на слоги, и приготовил такое задание:

"Поставьте слова парами".

(На доске картинки - можно взять слова из орфографического словарика, например: "сахар", "автобус", "завод", "карандаш"). Нужно найти слова, в которых равное количество слогов.

- Что нарисовано на этой картинке? (Сахар). Проверьте по слогам: са-хар. Сколько слогов? (Два). (Учитель записывает под картинкой схему). Что на этой картинке? (Автобус). Посчитайте, сколько слогов. (Три). Поставим ли в пару эти слова? (Нет). (Учитель располагает картинку отдельно, записывает схему слова. После анализа остальных слов картинки располагаются попарно, под каждой соответствующая схема:

- Чем похожи слова в первой паре ? (Имеют два слога). А одинаковые ли они по произношению? Вот послушайте: са – аа - хар. (Учитель произносит слово в целом и делает акцент на слоге "са"). Какой из слогов произносится с большей силой голоса - т.е. более протяжно, громко? (Первый - "са").

Этот слог произносится более протяжно, с ударением в голосе. Он является ударным. Произнесите слово в целом, выделив ударный слог: сахар. На схеме ударный слог обозначится так /. (Учитель ставит черточку). Это знак ударения. Какой же слог - первый или второй - является ударным ? (Первый).

- Послушайте слово "завод". Какой слог произносится более громко, протяжно - т.е. с ударением? (Место ударения в первом слове - на первом слоге, во втором - на втором). (Проводится алогичная работа со второй парой слов, обозначается ударение на схемах).

- А можно ли изменить место ударения в слове "карандаш"? Например, перенести его на первый слог? Произнесите слово с ударением на первом слоге: карандаш. (Так тоже мы не говорим) . Значит, в слове может быть только одно ударение, и если поставить его неверно, то слово станет неправильным, непонятным .

5. Закрепление.

- Вернемся на страницу 16 "Азбуки". Посмотрим на схемы слов. Буратино спрашивает: "Чем они похожи и чем отличаются?"- Что изображено на картинках? Подберем к каждой схеме нужную картинку, правильно определив в слове ударный слог. А поможет не ошибиться "невидимка-молоточек". О нем Буратино принес стишок:

Ударный слог, ударный слог - Он назван так не даром. Эй, невидимка-молоток.Отметь-ка слог ударом.

- Когда мы будем произносить ударный слог, мы должны будем как бы ударять по нему невидимым молоточком. Попробуем. Произнесите по слогам слово "машина". (Ма-ши-на). Какой первый слог? Второй? Третий? А теперь взяли в руки невидимый молоточек. Произнесем слово целиком и ударим на нужный слог. (Дети хором произносят слово, изображают взмахом руки "удар молотка") .Какой же слог ударный? (Второй - ЩИ).- А как называется человек, который водит машины ?(Водитель или шофер). Некоторые люди говорят неверно: "шо-фер". Нужно делать ударение на втором слоге: "шофер". Ударим по нему молоточком.

6. Упражнения в определении ударного слога.

- Буратино очень любит игрушки и даже на уроке не может без них обойтись. Посмотрите: он принес кубики и палочку. Кубики будут обозначать слоги, а палочка - наш ударный молоточек. Кто хочет начать игру? (Один ученик подходит к столу учителя и становится лицом к классу). Я называю слово "парта" . Сколько слогов? Сколько кубиков нужно взять? (Ученик вместе с классом проговаривает слово по слогам, выставляет два кубика). Какой слог обозначает первый кубик? Второй? А теперь найдем ударный слог, ударим по нему молоточком. (Класс "ударяет" взмахом руки, ученик - палочкой по первому кубику).Какой же слог ударный ? (Первый).

ТА-ТА-ТА. ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

- Давайте оживим нашу схему. В слове два слога ТА-ТА. Первый слог ударный ТА-ТА. Послушайте, как я пропою схему слова: ТААА-ТА (нараспев)- А теперь попробуем вместе: ТААА-ТА. Молодцы! Вы настоящие волшебники, посмотрите на оставшуюся схему на доске. Какого же знака в ней не хватает? Знака ударения.- Где надо поставить черточку (знак ударения), чтобы показать, что ударный слог в слове второй? (Над вторым слогом)- Давайте оживим схему. В слове два слога: ТА-ТА. Второй слог ударный. Пропойте схему слова: ТА-ТАААА.- Знак ударения - наш волшебный помощник. Сейчас он составит схему слов, потом будет помогать нам правильно читать и даже писать настоящие слова.

2. Измени ударение.

- Можно ли изменить ударение в слове "стакан"? Попробуем перенести на первый слог: стакан. (Так не говорят) .- Попробуем взять другое слово. Для Незнайки и Буратино нужны две кружки (стр. 17 "Азбуки").- Определите, сколько слогов. Какой первый, второй? (На доске записывается схема, как в "Азбуке"). Попробуем перенести ударение на второй слог (Знак ударения переносится - это палочка, выстриженная из картона).- Произносится слово с ударением на втором слоге (КРУЖКИ) Получилось совсем другое слово. (Учитель помещает над схемой рисунки нескольких кружков). ВЫВОД. Когда меняем ударение в слове - слово становится неправильным или совсем другим.

3. Подбираем слова к схеме (стр.17 "Азбуки").

- Можно бы уже звать Незнайку и Буратино за стол, да мама вдруг увидела, что на столе кое-чего из посуды не хватает. А чего - догадайтесь по схеме. Я только немножко подскажу: к чаю будут конфеты. Куда же их можно положить? (В вазу). Проверим, подходит ли это слово под схему (схема выносится на доску).

- Сколько должно быть слогов? (Два). проговорим по слогам: ва - за. Какой слог по схеме под ударением? (Первый). А в слове "ваза"? (Первый). Затем подбираются и другие слова.("Фея" - название конфет, которые лежат в вазе. "Пав-лик"- сын, который помогает маме накрыть стол; "ложка", "ножи" и др.).

На следующих уроках постановка ударения продолжается, предлагаются и игры.

4. Игра "Положи палочку".

(У каждого ученика набор полосок для записи слогов, счетные палочки).

Показываем игрушки, картинки; учащиеся должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, дети должны положить палочку над первой полоской.

5. Игра "Как звучит слово".

(У каждого ученика набор квадратиков: черные и белые). Медленно произносим слова, ученики "записывают" их по слогам. Если слог ударный, кладут черный квадратик, если безударный - белый.

6. Игра "Эхо".

а) Ученики внимательно слушают слово, произнесенное учителем, а в ответ говорят только ударный слог, как эхо. Роль ЭХА могут выполнять отдельные ученики, определенная группа (ряд) ;

б) Учитель переставляет ударения в слове, произнося сначала: "Это тееелефон?", потом: "Это телеефон? Это телефоон?" Ученики отвечают: "Это телефон".

В 1-ом.во 2-ом классах вводятся по теме "Ударение" постоянные задания:

1. Расставить ударения в работе (классной, домашней).

2. Работа с карточками.

Поднять карточку с цифрой 1, если ударение падает на первый слог, и с цифрой 2, если ударение падает на второй слог

3. Игра "Хитрый вопрос".

Записать букву, которая всегда стоит под ударением.

4. Выписать из словаря пять слов с ударением на первом слоге и пять слов с ударением на втором слоге.

5. Записать. Подчеркнуть слова, которые различаются только ударением. Объяснить значение этих слов:

Я варю уху. Маша похвалила Варю.    

Дежурная мыла пол. Потом принесла кусок мыла.

Мы уже выучили урок. Тропинка уже дороги.       

6. Быстрый диктант.

Под диктовку нужно записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слога.(Диктую слово "работа", а ученики записывают только букву "о").Затем диктую слова или показываю картинки со словами: КАРТОН, БУМАГА, КНИГА, КАРАНДАШ, АЛФАВИТ, РУЧКА, ТЕТРАДЬ, АЛЬБОМ, ПАРТА, ПОРТФЕЛЬ, ДОСКА, МЕЛ, ТРЯПКА, ЦВЕТЫ.

7. Назвать в предложении (в тексте) все ударные гласные. Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.

8. Соотнести слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то показать это светофором зеленого цвета.

Машина, автобус, трамвай, метро, троллейбус, грузовик, самосвал.

9. Выписать слова, имеющие три слога. Поставить ударения.

Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.

К концу года постановка ударения в слове не вызывает затруднений ни у кого из первоклассников.

Во втором классе это задание усложняется: ученики уже не ставят ударения, а подчеркивают безударные гласные в словах. После изучения темы "Однокоренные слова" задание видоизменяется: ученики подчеркивают только безударные гласные корня, корень выделяют условным знаком - дугой.

С момента изучения темы "Состав слова" в третьем классе подчеркивают безударные гласные не только корня, но и приставки, суффикса, окончания - с попутным выделением соответствующих частей слова.

 

 

3.3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРФОГРАММЕ

После того, как в 1-ом классе достаточно хорошо отработано умение ставить ударения и выполнять слого-звуковой анализ слов, знакомлю детей с наличием опасности на месте безударного звука.

Для наблюдения берем два слова, в которых был бы один и тот же гласный звук, обозначаемый на письме разными буквами. В "Азбуке" впервые такие слова встречаются на стр.48. это слова: ОН, ОНА. ОНО, ОНИ. Для обозначения звуков слова используем черные и белые квадраты.

Фрагмент урока.

Учитель. Ребята, выловите на парте слово "он". Дети. Выкладывают сначала черный квадрат (для гласного ударного), а затем белый (для согласного звука). Учитель. Почему первый квадрат черный ? Дети. Это гласный ударный звук. Учитель. Под квадратами записываем слово "ОН":

Учитель. А теперь, ребята, с помощью квадратов "запишем" слово "они" (безударный гласный [а] обозначается квадратом серого цвета - в тон черному квадрату):

- Сколько в этом слове звуков? (Три).- Почему последний квадрат черный? (Это гласный ударный звук). А второй? (Согласный, он белого цвета).- Остается обозначить первый звук. Какой он? (Безударный гласный звук).- Кто догадается, почему этот квадрат имеет лишь оттенок черного цвета квадрата, обозначающего ударный гласный звук "И"? Его можно сделать черным, как этот звук (показываю на схему, на черный квадрат).

дети. Его можно сделать черным, если первый звук будет ударным - "ОН".

Учитель. Какую же букву следует писать в этом слове? (Гласную "О").

Дети. Надо, чтобы на гласный падало ударение - ОН.

Учитель. А давайте проверим. Прочитаем слово, написанное на доске. Прочитаем так, как написано (т.е. орфографически).

Дети. Он, она, они, оно.

Учитель. А теперь прочитаем, как говорим (орфоэпически).

Дети. [он], [ана], [ано], [ани]

Учитель. Какой звук мы произносим?

Дети. Звук [а]

Учитель. Ударный он или безударный?

Дети. Безударный.

Учитель. А какую букву мы пишем?

Дети. Букву “О”

Учитель. Звук [0] без ударения не произносится, его заменяет звук [А]. Поэтому говорят и читают [ана]. А чтобы не ошибиться при письме, слово диктовать себе нужно так, как оно пишется - О - НА.

Итак, развивать орфографическую зоркость и обучать двум видам чтения мы начинаем одновременно. Да это и необходимо (особенно в сельской местности, где произношение отстает от правильного - московского).

На следующих страницах "Азбуки" (50, 51, 52-ой) продолжаем знакомить первоклассников с наличием опасности на месте безударного гласного звука.

Первоклассникам предлагается послушать слово и произвести его звуковой анализ.

- Что это? (Учитель показывает картинку с изображением сосны).

Дети. Сосна.

Учитель. Произнесем слово и послушаем его.

Дети. [САСНА]

Учитель. Произнесем слово и послушаем его.

Дети. [САСНА]

Учитель. Найдите ударный слог.

Дети. [СА - СНА]

Учитель. Скажите слово по слогам.

Дети. [СА - СНА]

Учитель. Сколько слогов в слове?

- Назовите первый слог (СА). Произведите звуковой анализ этого слога.

- Выделите первый звук, назовите его. [С]

- Какой он? (Согласный, твердый).

- Карточкой какого цвета обозначим звук [С]?

- Обозначьте. Положите перед собой карточку, а я это сделаю на доске. (Учитель берет карточку синего цвета).

- Выделите второй звук. Назовите его (А)

- Охарактеризуйте его (гласный, безударный...) (Рядом с предыдущей карточкой ставим карточку красного цвета).

- Посмотрите, не слияние ли это? (Слияние).

- Замените эти две карточки одной (слияние) или вставьте в прорезь синей - красную.

- Прочитайте по схеме - получилось ли слово?

Учитель ставит нераскрашенную схему второго слога.(СНА)

(Более детальный анализ второго слога не приводится из экономии времени).

- А теперь обратимся к "Прописи" Часто уроки чтения с уроками по письму интегрируются).

Авторы задумали слово и предложили его схему - Не СОСНА ли это слово? Проверим.

Прочитаем по схеме:

- Нет. Какое же слово задумали авторы?

(Отгадка дается ученикам, сидящим за первой партой. Они передают сидящим за второй и т.д. А вслух произносят сидящие за последней партой).

- Какое же слово задумано? (НАСОС).

- Проверьте, для него ли заготовлена схема. (Да). (Далее анализируется первый слог из слова "НАСОС"). Для разнообразия можно предложить ученикам не обозначать звуки карточками, а раскрашивать в готовой схеме "Прописи".

На доске звуки обозначены карточками. Делают это ученики.

СОСНА

НАСОС

 - А сейчас попробуем сделать открытие. Сравните первые слоги в наших словах. Произнесите их хором:

- САсна - НАсос

- Назовите гласные звуки в этих слогах ([a]) Одинаковые они или разные? (Одинаковые). Можно ли эти два звука (каждый из них) обозначить одной карточкой? Обозначим.

- Какой же звук мы обозначили? (Гласный, безударный). А если бы он был ударным, как бы мы его обозначили?

- Итак, мы услышали в наших словах безударный гласный [а]. А теперь посмотрим на стр.52 "Азбуки", как написаны эти слова. Прочитаем их так, как они напечатаны. (Дети читают орфографически). Какой буквой обозначен звук [а] в слове СОСНА? Какой буквой обозначен звук [а] в слове НАСОС? Я это обозначаю на схеме:

- Как интересно! Звук один, а на письменную работу посылает ... две буквы. Какие? (Букву О или букву А). В разрезной азбуке найдите буквы, которыми может обозначаться звук [А]. Покажите их.

- Какое же открытие мы сделали?

(Один звук может посылать на "письменную работу" две буквы: то А, то О).

- А теперь мне надо написать слово, в котором есть безударный звук [А]. Могу ли я сразу написать букву? (Нет). Почему?

- Какой же можно сделать очень важный вывод? Если мы слышим безударный гласный звук [а], можем ли на его месте смело писать букву "А"? (Нет).

- Значит, безударному гласному звуку [а] при письме нельзя доверять.

Такой звук - всегда "опасное место".

Найдем в схеме звук [а], которому нельзя доверять. Как его найти? (Нужно найти безударный гласный [а]). Отметим его значком, предупреждающим об опасности (В схеме появляется сигнал-кружочек).

Для закрепления детям предлагается проверить себя.

- Проверим себя, умеем ли мы отличить опасное место при письме от безопасного.

- Хлопните, если в слове безударный звук [А], т.е. если в нем есть опасное место:  шары, дома, мал, белка, нам, Нина, небо, столы, трава.

Вывод о том, что безударный гласный звук - это всегда опасное место для письма, целесообразно зафиксировать в таблице.

- Давайте сделаем таблицу, которая напоминала бы об опасности при письме. (Таблица создается при участии первоклассников). Что я обозначила значком? (Это опасное место для гласных).

Можно ли перенести в таблицу схему слова СОСНА и обозначить "опасные места"? (Можно). А схему слова НАСОС? (Да).

Выбирается одно из слов, и таблица приобретает следующий вид:

На следующих уроках в процессе закрепления таблицу можно дополнить еще 1-2-мя схемами двухсложного или трехсложного слова, где орфограмма была бы выделена только в первом слоге.

Кроме того, по мере изучения букв вывод о "недоверии" безударному гласному [а] р



2020-03-17 199 Обсуждений (0)
Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)