Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников
Для практического использования заданий исследовательского характера на уроках математики, на основе анализа методической литературы, нами были систематизированы задания исследовательского характера для младших школьников и методические рекомендации к ним. Система упражнений и методические рекомендации представляют собой описание методики работы с младшими школьниками по развитию у них исследовательских умений и навыков. ) Представлена классификация исследовательских заданий (эвристические задачи) таких как: задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные» задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений; задачи иных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений; задачи на комбинаторные действия; задачи на установление сходства и соответствия; задачи на активный перебор вариантов отношений. ) Описание по этапам методики работы с младшими школьниками по развитию математического мышления учащихся посредством решения эвристических задач, 3) Представлены варианты исследовательских заданий, используемых на уроках математики и во внеурочное время: задания, способствующие развитию продуктивности, оригинальности и самостоятельности, исследование суммы, разности, сюжетные задачи, зачеркивание, превращение, отгадывание чисел, математические фокусы. Задания исследовательского характера, частично были использованы во время преддипломной практики на уроках математики. Данные задания способствовали активизации мыслительной и поисковой деятельности школьников. Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы дать учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у учащихся. В математике исследование - образ мышления. Исследование должно быть доступно ученику. Задача учителя создать условия, при которых ученик мог бы применять новые знания в незнакомой нестандартной ситуации. Для этого необходимо определенным образом подобрать систему упражнений. Педагогическая ценность исследовательских заданий в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам. Исследовательская деятельность открывает огромные возможности для сотрудничества учеников и ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный подбор и анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.
Заключение
Анализ педагогической и методической литературы, исследование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования. Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах. Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Возможно выделение условий формирования исследовательских умений младших школьников: . Мотивация Необходимо помогать учащимся понимать смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования. . Целенаправленность и систематичность Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. . Творческая среда Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. . Психологический комфорт Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. . Личность педагога Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. . Учет возрастных особенностей Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Развитие исследовательских умений дает: возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности: умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы). умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации). умение работать с информацией: (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение). умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика). Таким образом, исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений: самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности; классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности; проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи и отношения; рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения; находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный способ; рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей (14). Особенность профессиональной подготовки учителя к организации исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования: (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.). Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников. Цель выпускной квалификационной работы достигнута. Мы рассмотрели само понятие исследовательской деятельности младших школьников, а так же её особенности и организацию. Рассмотрели использование задач исследовательского характера на уроках математики. Систематизировали исследовательские задания и методические рекомендации по их использованию.
Список литературы
1. Антоненко, Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики [Текст] / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. 2008. №4 45-47 с. 2. Антонов, Д.А. Развитие творческой активности учащихся при работе над математическим текстом. [Текст] / Д.А. Антонов // Математика в школе. 1980. №3. 7-10 с. . Блонский, П.П. Память и мышление. [Текст] / П.П. Блонский // Санкт-Петербург // 2001. 400 с. . Братанова, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А. Братанова // Начальная Школа. 2008. №5. 2-7 с. . Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся. [Текст] / В.К. Буряк // М., 1984. 360 с. . Горшкова, О.Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания. 1-4 классы. [Текст] / О. Д. Горшкова // 2005.43-54 с. . Дебашина, Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е.В. Дебашина // Начальная школа. 2003. №7. 76 с. . Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. [Текст] /Р. М. Дзанагова // Начальная школа. 2007. №6. 91-100 с. . Ивашова, О.А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой [Текст] // «Культ-Информ-Пресс», 2003. 93-118 с. 10. Комарова, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе (доклад, Региональная конференция пединициатив 2007) [Текст] // Петрозаводск, 2007 11. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. [Текст] М., 1955. 120с. . Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников. / В.А. Крутецкий // [Текст] М.; Воронеж. 1998. 210 с. . Пержинская, Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. [Текст] / Е.В. Пержинская // Начальная школа. 2008. № 5. 55-57с. . Пичугин, С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики [Текст] / С.С. Пичугин //Начальная школа. 2008. №6. 43-47с. . Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст] / Н.А. Семенов // Начальная школа. 2006. №2. 21-26с. . Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] /А.И. Савенков // М.: Изд. дом «Федоров». 2006. 540с. . Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения. [Текст] / А.И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450 с. . Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И. Савенков. - М.: «Сентябрь», 2003. 204 с. . Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] / А.И. Савенков // М., 2006. 512 с. . Смолкина, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текст] / Е.В. Смолкина // Начальная школа. 2007. №2. 28-31 с. . Тимофеева, В.П. Исследовательская работа в начальной школе. [Текст] / В.П. Тимофеева // Начальная школа. 2008. №2. 78-81с. . Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования / Утверждаю Президент Российской Федерации Д. Медведев
Приложение 1
Рис. 1
Рис. 2
Приложение 2
Урок 1 Тема урока: «Длина» Цель урока: повысить мотивацию к теме, показать практическую значимость изучаемой темы. Задачи урока: Обучающая: уточнить представления учащихся о длине и единицах измерения, соотношением между ними, научить измерять длину разными способами. Воспитательная: воспитание культуры исследования, показ практической значимости изучаемого материала. Развивающая: развитие мыслительных операций, внимания, произвольной памяти, культуры математической речи. У учащихся будут сформированы: представления о величине «длина» и различных мерках. У учащихся могут быть сформированы: практические умения по сравнению длин объектов, измерение с помощью различных мерок. Тип урока: комбинированный
III. Формирование новых понятий, способов действий Длина - это величина. Что значит предметы имеют длину? Чему мы будем учиться на уроке? Давайте проведем эксперимент. Какой отрезок длиннее? Один ученик выходит из класса, а остальные сравнивают отрезки на глаз и проверяют с помощью мерки? Проверяем с помощью мерки. Измерим длину класса шагами (или ленту локтями). Почему разные ответы? Какой мультфильм знаете? Физминутка для глаз. Сравнение длин отрезков с закрытыми глазами. Откройте глаза, проверим. Из какой бумаги изготовлены эти полоски? С каким видом бумаги вы не работали на уроках технологии?Имеют протяженность. Сравнивать по длине.
На глаз, наложением, с помощью мерки.
Затем сравнивает вышедший ученик. Вывод: на глаз не всегда точно. Ищем другие способы. Вызываются два ученика. Измеряют шагами длину классной комнаты. Получается разное количество шагов. Нужна одна мерка.
попугаев. Обсуждение. Дети достают из конверта полоски и показывают самую длинную, короткую и среднюю. Дети проверяют разными способами. Гофрированный картон, жатка, бархатная бумага.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |