Анализ товарооборота предприятия
Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота. В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота. Значение показателя «объем товарооборота» на уровне определенного предприятия зависит от типа экономической системы. Анализ динамики и характеристика показателя розничного товарооборота ООО «Колосок» представлена в таблице 2.
Таблица 2. Анализ динамики розничного товарооборота ООО «Колосок» за 2006–2008 гг., (тыс. руб.)
Как показывает таблица 2, в условиях рыночной экономики объем товарооборота остается одним из главных показателей деятельности торгового предприятия. В результате проведённого анализа видно, что розничный товарооборот предприятия в 2007-м году по сравнению с 2006-ым годом в сопоставимых ценах уменьшился на 2067,7 тыс. руб., что составляет 5,5%. В 2008-ом году по сравнению с 2007-м годом товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 5050,9 тыс. руб., что составляет 16,2% (прирост товарооборота по сравнению с базисным годом). Товарооборот предприятия в 2007-м году по сравнению с 2006-ым годом в сопоставимых ценах уменьшился на 2067,6 тыс. руб., что составляет 5,5%. В 2008-м году по сравнению со 2007-м годом товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 7118,6 тыс. руб., что составляет 13,3% (прирост товарооборота по сравнению с предшествующим годом). Для продолжения анализа посчитаем абсолютный прирост (снижение) товарооборота предприятия за год за счет изменения: 1) физического объема: товарооборот в сопоставимых ценах отчетного года – товарооборот в сопоставимых ценах прошлого года=43636,9–43822= -185,1 тыс. руб. Абсолютный прирост товарооборота предприятия снизился за счет изменения физического объема товарооборота на 185,1 тыс. руб. 2) роста цен: товарооборот в действующих ценах отчетного года – товарооборот в сопоставимых ценах прошлого года = 56728–43636,9=13091,1 тыс. руб. За счет роста цен абсолютный прирост товарооборота составил 13091,1 тыс. руб. Оформим данные расчеты в таблицу 3.
Таблица 3. Анализ влияния цен на изменение розничного товарооборота в 2008 году
В результате проведённого анализа влияния цен на объём розничного товарооборота за анализируемый период можно сделать следующий вывод. В отчётном году по сравнению с прошлым годом произошло увеличение товарооборота в действующих ценах на 12906,0 тыс. руб., что оценивается положительно. На данное увеличение однонаправленное влияние оказал фактор роста цен, за счёт него в отчётном году товарооборот вырос на 13091,1 тыс. руб., а за счёт физического объёма товарооборота розничный товарооборот снизился на 185,1 тыс. руб., что оценивается положительно. Поскольку динамика товарооборота положительно направленная за счёт влияния интенсивного фактора, то деятельность предприятия следует признать экономически эффективной. Анализ влияния трудовых ресурсов на динамику объема розничного товарооборота ООО «Колосок» представлен в таблице 4.
Таблица 4. Анализ влияния трудовых ресурсов на динамику объема розничного товарооборота ООО «Колосок»
Расчет показателей: 1. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах за отчетный год – розничный товарооборот в действующих ценах отчетного года = размер влияния: 43636,9–56728=-13091,1 тыс. руб. 2. (Товарооборот в сопоставимых ценах за отчетный год – товарооборот в действующих ценах за отчетный год)*численность работников отчетного года = (43636,9–56728)*21= 274,9 тыс. руб. 3. (Товарооборот в сопоставимых ценах за отчетный год – товарооборот в действующих ценах за отчетный год)*численность торгово-оперативных работников отчетного года = (43636,9–56728)*11= 144,0 тыс. руб. 4. (Товарооборот в сопоставимых ценах за отчетный год – товарооборот в действующих ценах за отчетный год)* производительность труда фактическую за прошлый год = (43636,9–56728)*2191,1=28618,7 тыс. руб. 5. (Товарооборот в сопоставимых ценах за отчетный год – товарооборот в действующих ценах за отчетный год)* производительность труда торгово-оперативного персонала за прошлый год = (43636,9–56728)*4382,2=57367,8 тыс. руб. Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия. Проведение экономического анализа разрешает: 1. Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде. 2. Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре. 3. Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров. 4. Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота. Анализ розничного товарооборота ООО «Колосок»» в разрезе кварталов и расчет коэффициентов ритмичности и равномерности выполнения розничного товарооборота по кварталам анализируемых периодов представлены в таблице 5.
Таблица 5. Анализ товарооборота торгового предприятия ООО «Колосок» по кварталам анализируемых периодов
Таблица 6. Расчет равномерности развития товарооборота в 2007 – 2008 гг.
Главный фактор успешного развития розничного товарооборота торгового предприятия – это обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |