Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Игры «Земля – Наш дом»



2020-03-17 153 Обсуждений (0)
Игры «Земля – Наш дом» 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения.

     

«Помоги шмелю»

Жил-был маленький шмель, радовался солнышку, теплу, но больше всего любил цветы. У шмеля был свой любимый цветок, где он любил отдыхать. Уж очень хорошо пахло от этого желтого цветка!

Но однажды, когда шмель, как всегда, отдыхал на своем цветке, на полянку прибежали ребятишки, стали кричать, бегать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был сорван. Ребята охапками рвали цветы, потом половину из них просто бросили и ушли. Полетел шмель искать свой цветочек и нашел его среди букетов в одном из дворов. Грустно стало шмелю: его цветок был не похож на себя. Он склонил свою желтую голову и не было у него уже прежнего запаха, не было на нем капель свежей росы для шмеля. Цветок просто умирал. Маленький шмель очень рассердился и решил отомстить людям, ужалить кого-нибудь. Но его друзья, другие шмели, посоветовали ему обратиться к людям, предупредить их, что все цветы могут когда-то исчезнуть, если люди не будут беречь природу. Вот этот шмель и прилетел к нам, ребята! Мы должны помочь ему. Если вы выполните все задания, появится целая поляна цветов. (за каждое задание на доске прикрепляется цветок)

 

«Наряжайся, елка!»

В лесу родилась елочка,

В лесу должна расти,

Не нужно рубить елочку

И в дом ее нести.

 

В лесу так елке весело,

Метель поет ей песенки.

Укрыты веточки снежком,

Стоят все елочки рядком.

 

Не мерзнет елочка зимой,

Не просит брать ее домой.

Идите в лес вы к елке сами,

И праздник встретьте там с друзьями.

 

Не стоит елочку губить,

А лучше жизнь ей сохранить.

Искусственную елочку купи,

И в своем доме наряди!

 

- Лесовичок принес нам в подарок искусственную елочку, мы ее нарядим. (За правильный ответ на елку вешают игрушку)

 

«Белкины запасы»

Летом злой охотник прострелил белочке лапку. Все лето проболела белка, лечила свою ранку соком трав и цветов. И вот уже осень, впереди зима, скоро завоют метели, ударят морозы. Как быть белке без запасов? (за правильный ответ на ветку вешаю гриб, орех, ягоду)

 

«Грибники»

Встану вместе с солнышком,

К лесу час ходьбы.

Там в траве под листьями

Ждут меня грибы.

                            (Р. Кучеренко)

- Мы пойдем в лес за грибами, но надо вспомнить правила сбора грибов: грибы срезать ножом (вырывать нельзя); старые грибы не брать; если не знаком гриб, пройти мимо, не сбивай его. Он может понадобиться другим людям или животным. (На доске задания и корзинка. За правильный ответ кладу гриб в корзинку. Дети узнают названия съедобных грибов.)

 

«Покормите птиц зимой»

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

(На доске кормушка, за правильный ответ сажаю птицу на кормушку. Дети знакомятся с зимующими птицами и их кормом.)

 

«Сажаем лесок»

(Дети знакомятся с названиями деревьев) Несколько слов о пользе леса (чистый воздух, хорошее настроение, грибы, ягоды, орехи, дрова, бумага).

- сегодня к нам пришел Лесовичок, хозяин леса. Плачет он, говорит, что совсем люди перестали беречь природу: деревья рубят, гнезда разоряют, грибницы разрушают. Хуже того: приходят в лес мальчишки, гнут тонкие молоденькие березки и катаются на них, пока беззащитное деревце не переломится. А мальчишки смеются. Росло деревце, тянулось к солнцу, к небу, к жизни. И вот тебе! Обидеть может всякий, защитить не каждый! Просил Лесовичок пощадить природу, беречь лес, птиц и все остальное. И чтобы каждый из нас посадил свое дерево. Мы посадим с вами лес пока игрушечный, но обязательно посадим и настоящий. (За каждое задание на доске прикрепляю сосну, дуб, ель и т.д.)

 

 

Приложение №8

 

«На лесной поляне»

 

(Заочное путешествие. Игра на весь урок)

- Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком) В пути мы сделаем много остановок и познакомимся с жителями лесной поляны. (На доске – картинка)

- Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится наша поляна. Пестрят лиловые корзинки, голубые колокольчики, белоснежные ромашки, шалфей. Душистые и яркие цветы зовут и манят пчел, шмелей, бабочек, жуков. Здесь мы и сделаем остановку.

(1. Минутка чистописания.)

(2. Словарная работа.)

 

- Пойдем дальше. А вот и первый житель полянки. Это муравей, а вот и муравейник, где он живет со своими друзьями. (Несколько слов о пользе муравейника).

(Работа над развитием речи. Составить предложения о муравье. Запись с комментированием. Найти слова на правило.)

- Отправляемся дальше. Посмотрите, какая красивая бабочка. Она называется адмирал. У нее темная, бархатная окраска с ярко-красными полосами, белыми и бирюзовыми пятнами. У бабочки много подруг: махаон, павлиний глаз, крапивницы, капустницы, лимонницы и другие. Мы снова сделаем остановку. (Работа по учебнику).

- И снова в путь. Смотрите, что там в траве? Это гнездышко, а вот и птичка вспорхнула. Нельзя подходить близко к гнезду и трогать яйца в гнезде. Иначе птичка не вернется, и птенцы погибнут. На земле гнездятся жаворонки, соловьи, лесные коньки, зарянки, пеночки. Давайте осторожно отойдем в сторону. (Физминутка.) (Дополни предложения: Я вышел на лесную поляну и … Пошел дождь, и …)

 

 

«Соберем ягоды»

(игра на полянке)

Если ягодку не знаешь,

Лучше ты ее не рви,

Если ягодку не знаешь,

В рот ее ты не клади.

 

Ягоды берите аккуратно,

Не топчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди

После вас смогли прийти.

(На доске слова с пропущенными буквами, за ответ кладу ягодку в корзинку. Запись слов.)

- Идем дальше. А вот посмотрите, кто же это? Это мышка. Где-то здесь ее норка. Это маленькая полевка. Она тоже житель этой полянки. Питается зернами, семенами, ягодами. Видите, сколько тайн на одной полянке, здесь – своя жизнь со своими заботами. Находясь на лесной поляне, постарайтесь быть более осторожными, внимательными.

С другими жителями мы познакомимся позже, пора возвращаться. (Повторение правил. Итог урока).

 

 

Приложение №8

 

«На лесной поляне»

 

(Заочное путешествие. Игра на весь урок)

- Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком) В пути мы сделаем много остановок и познакомимся с жителями лесной поляны. (На доске – картинка)

- Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится наша поляна. Пестрят лиловые корзинки, голубые колокольчики, белоснежные ромашки, шалфей. Душистые и яркие цветы зовут и манят пчел, шмелей, бабочек, жуков. Здесь мы и сделаем остановку.

(3. Минутка чистописания.)

(4. Словарная работа.)

 

- Пойдем дальше. А вот и первый житель полянки. Это муравей, а вот и муравейник, где он живет со своими друзьями. (Несколько слов о пользе муравейника).

(Работа над развитием речи. Составить предложения о муравье. Запись с комментированием. Найти слова на правило.)

- Отправляемся дальше. Посмотрите, какая красивая бабочка. Она называется адмирал. У нее темная, бархатная окраска с ярко-красными полосами, белыми и бирюзовыми пятнами. У бабочки много подруг: махаон, павлиний глаз, крапивницы, капустницы, лимонницы и другие. Мы снова сделаем остановку. (Работа по учебнику).

- И снова в путь. Смотрите, что там в траве? Это гнездышко, а вот и птичка вспорхнула. Нельзя подходить близко к гнезду и трогать яйца в гнезде. Иначе птичка не вернется, и птенцы погибнут. На земле гнездятся жаворонки, соловьи, лесные коньки, зарянки, пеночки. Давайте осторожно отойдем в сторону. (Физминутка.) (Дополни предложения: Я вышел на лесную поляну и … Пошел дождь, и …)

 

 

«Соберем ягоды»

(игра на полянке)

Если ягодку не знаешь,

Лучше ты ее не рви,

Если ягодку не знаешь,

В рот ее ты не клади.

 

Ягоды берите аккуратно,

Не топчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди

После вас смогли прийти.

(На доске слова с пропущенными буквами, за ответ кладу ягодку в корзинку. Запись слов.)

- Идем дальше. А вот посмотрите, кто же это? Это мышка. Где-то здесь ее норка. Это маленькая полевка. Она тоже житель этой полянки. Питается зернами, семенами, ягодами. Видите, сколько тайн на одной полянке, здесь – своя жизнь со своими заботами. Находясь на лесной поляне, постарайтесь быть более осторожными, внимательными.

С другими жителями мы познакомимся позже, пора возвращаться. (Повторение правил. Итог урока).

 

 

Приложение №9

 

I Кроссворд (при изучении темы

«Правописание безударных гласных в корне слова»

(II класс)

 

           

              1

              2

 

       3

               

              4

5

 

 

1. Пока дети – каждый в берете.

        Повзрослели – шляпы надели. (Грибы)

- Как нужно собирать грибы?

2. Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

- Какие необходимо соблюдать правила, чтобы вода в реке оставалась чистой?

3. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном, стены позолочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос)

4. Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно)

5. Летом зеленеет,

Осенью желтеет. (Трава)

В заключение дети прочитывают слово по вертикали – гроза.

- какие изменения происходят в природе во время грозы?

 

 

II Кроссворд «Лето»

 

                            5

          1 б о б р

                   2 р о м а ш к а

      3 с т р и ж

4 с т е б е л ь

 

По горизонтали:

1. Животное, которое строит дом на речке.

2. Лекарственное растение.

3. Птица.

4. Часть растения.

 

По вертикали:

5. Хлебное растение.

 

Приложение №10

 

Фрагмент урока на тему: «Правописание окончаний имен существительных 1го и 3го склонений в родительном и дательном падежах».

Цель: развитие умения распознавать родительный и дательный падежи существительных 1го и 3го склонений, формирование навыка правописания окончаний в данных падежах; развитие творческой мыслительной деятельности, развитие кругозора ребенка; воспитание любви к животным, природе.

Ход урока.

- Ребята пошли в гости к дедушке-леснику. Пошли и заблудились. Поможем им найти дорожку.

 

1. Упражнение в чистописании.

 Лл ле ел ля

- Угадайте, куда мы отправляемся вместе с ребятами из сказки.

 

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Лес)

 

Подберите однородные слова к слову лес. (лесок, лесной, лесник, лесная) Разберите слова по составу.

- Какое слово можно написать без проверки? Почему?

- Какие слова нужно проверять? Почему?

 

2. Работа в парах. (У каждого ученика карточка)

- Вставьте безударную гласную, чтобы не ошибиться. Устно подберите проверочные слова.

Взаимопроверка.

1-й вариант                   2-й вариант

нар…дила                     см…нили

пл…сать                        прив…жи

т…нуть                          пр…мой

св…ча                            мол…ко

п…ла                              сн…га

м…ряки                         л…сток

гр…зовая                       п…стух

скр…пит                        м…лоток

р…ка                              п…ля

с…сна                             …кно

пл…ды                           д…жди

 

- Отгадайте, кого они увидели?

 

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы? (Белка)

 

Видят, над ними белка прыгает с дерева на дерево. Маленькая белочка готовилась к зиме. В дупле она устроила кладовую.

- Для чего она делает запасы? Угадайте, что она заготавливала?

 

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд,

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

 

Дети решили помочь белке.

 

3. Упражнение в определении склонений имен существительных.

Игра «Сорви гриб».

Как правильно срывать грибы? (Распознать гриб, выполнить задания, записанные на обратной стороне.)

 

Я в красной шапочке расту

Среди корней осинок,

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … (Подосиновик).

 

Задание: выпишите из загадки о белке имена существительные. Запишите их в начальной форме, определите склонение. (елка, зима, дуб, дупло, орех, гриб).

- Какие имена существительные относятся к 1-му, ко 2-му, к 3-му, склонению?

 

4. Упражнение в склонении имен существительных.

 

Вдоль лесных дорожек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных, собирай,

Не мешкай – это … (Сыроежки).

 

Просклоняйте слово сыроежка.

 

Приложение №11

 

Интегрированный урок по русскому языку и природоведению.

Тема урока:

Русский язык: «Окончание глаголов I и II спряжения».

Природоведение: «Перелетные птицы – вестники весны».

Цели урока:

1) развивать умение детей работать с орфографическим словарем, словарем синонимов-антонимов;

2) упражнять в написании глаголов I и II спряжения;

3) учить выделять глаголы из текста, подбирать синонимы, антонимы;

4) развивать речь учащихся;

5) обучать работать в паре и коллективом;

6) закрепить знания о перелетных птицах;

7) формировать ответственное отношение к природе.

Оборудование: доска с записью числа, темы, урока, этапов урока; плакат «Ранняя весна»; фланелеграф с фигурками перелетных птиц; словари («Орфографический словарь» П. Грушникова; «Словарь синонимов-антонимов») у каждого ученика; карточки для коллективной работы; карточки для работы в паре; музыкальные произведения: А. Вивальди «Весна», А. Римский-Корсаков «Песни и пляски птиц».

 

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в страну пернатых друзей, где будем упражняться в спряжении глаголов. А в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Успехов вам!

 

2. Орфографическая разминка. Работа с «Орфографическим словарем» П.А. Грушникова.

- Итак, первое испытание, которое вы должны преодолеть, чтобы попасть в гости к пернатым друзьям - орфографическая разминка. Откройте орфографический словарь на странице 28, буква «Л»

Учитель орфографически читает слово (не по слогам, а полностью, но все гласные проговаривая четко, ставя их в сильную позицию). Класс также четко каждое слово проговаривает за учителем, соблюдая интонацию, темп.

- Назовите однокоренные слова. (Лакомиться – лакомка, лазурь – лазурный).

-  Назовите слова, отвечающие на вопрос Что делать? (лакать, лакомиться, леденеть).

- Что можете сказать об этих словах? (Это глаголы, отвечают на вопросы: что делать? что сделать? и обозначают действия предметов).

- В какой форме даны глаголы в словаре? (В неопределенной).

- Почему она так называется? (Нельзя определить ни время, ни число, ни лицо глагола).

- Попробуйте определить спряжение этих глаголов. (лазить – суффикс И в неопределенной форме показывает, что глагол II спряжения и т.д.).

- Какие слова напоминают нам о приходе весны? (лазурь, лазурный, ландыш, ласточка, лебедь).

- Верно, ребята. В воздухе чувствуется весна. А кто нам приносит весну? (Птицы).

 

3. Коллективная работа в форме игры «Телефон».

- Следующее путешествие мы совершим в долину птиц. Проведем его в форме игры «Телефон».

Каждый ученик на первой парте получает предложение, записанное на листе бумаги. Ученик читает его, повторяет и, поворачиваясь назад, передает орфографически четко своему соседу, сидящему сзади. Тот, в свою очередь, проделывает то же и передает другому ученику, сидящему сзади. Учитель вызывает любого, сидящего в этой цепочке, и ученик должен четко проговаривать заданное предложение.

Учитель раздает листочки с предложениями шестерым ученикам на первых партах. Прочитали, выучили, орфографически четко передали соседу.

 

 1 карточка.

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

 

2 карточка.

Кто там за плугом носится вскочь?

 

3 карточка.

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

 

4 карточка.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения.

 

5 карточка.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

 

6 карточка.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

 

Встают два ученика первого ряда (по выбору учителя) и каждый четко проговаривает свое предложение, являющееся частью загадки. Кто это? (Грач). Назовите орфограмму этого слова. (Существительное, мужского рода с шипящим на конце, Ь не пишем.)

- определите время и спряжение глаголов. (Что делает? Садится, окончание ИТ, значит II спряжение, несовершенного рода).

Затем встает следующая пара со второго ряда и также проговаривает свою загадку. Класс отгадывает, и отвечающая пара определяет время и спряжение глаголов.

- Ребята, что можете сказать об этих птицах? (Грач, ласточка, жаворонок – это перелетные птицы. Первыми в середине марта прилетают грачи, за ними скворцы, жаворонки, ласточки).

- Покажите этих птиц на фланелеграфе.

Дети выходят и показывают птицу, сажая их к скворечнику.

 

 

4. Работа в паре.

- Молодцы. Следующую остановку мы сделаем на поляне дружбы и верности. Работа в паре. Откройте тетради. Прочитайте задания на карточках и приступайте к их выполнению.

 

Карточка I (зеленая)

1. Что называют глаголом? Дать полный ответ товарищу по парте.

2. Выпиши только глаголы, выдели окончания, определи спряжение: молчит, молчание, думает, дума, говорит, разговор, рисует, рисунок.

3. Проверь свою работу, работу своего товарища, оцени ее.

 

Карточка II (зеленая)

1. Что называют спряжением глагола? Дать полный ответ.

2. Выпиши только глаголы, определи спряжение, выдели окончание: читает, читальный, ловишь, неуловимый, плывет, плавание, молчит, молчание.

3. Проверь свою работу, работу своего товарища, оцени ее.

 

Карточка I (желтая)

1. Что называют глаголом? Как изменяется глагол? Дать полный ответ товарищу.

2. Выпиши только глаголы, относящиеся ко II спряжению: думаю, прилетит, поешь, встретят, кричишь, летишь. Подчеркни окончание глагола II спряжения, 2-го лица, единственного числа.

3. Проверь свою работу, работу своего товарища, оцени ее.

 

Карточка II (желтая)

1. Что называют спряжением глагола? Назови окончания глаголов I спряжения. Дать полный ответ.

2. Выпиши только глаголы, относящиеся к I спряжению: запасают, строят, переливается, светит, греет, радуешь. Подчеркни окончание глагола 3-го лица единственного числа.

3. Проверь свою работу, работу своего товарища, оцени ее.

 

 

1. Что называют спряжением глагола? Назови окончания глаголов II спряжения.

2. Проспрягай глагол лететь в настоящем времени. Выдели окончания. Запиши однокоренные слова других частей речи.

 

Карточка II (красная)

1. Что называют глаголом? Расскажи все, что знаешь о нем.

2.  Проспрягай глагол любить в настоящем времени. Выдели окончания. Запиши однокоренные слова других частей речи.

3. Проверь свою работу, работу своего товарища, оцени ее.

 

Учитель предлагает одной паре учащихся показать их работу. Дети читают задание по карточкам и орфографически четко дают ответы.

- Ребята, какие птицы показывают нам пример верности и преданности? Учат любви, нежности и доброте? (Лебеди).

- Покажите их на доске (Дети показывают и подвигают их к домику для птиц. Лебеди – это также перелетные птицы.)

 

5. Работа с учебником и «Словарем синонимов-антонимов».

 

- Следующую остановку мы сделаем в «звонком поднебесье». Откройте учебники на странице 186, упражнение 426. Прочитайте текст. Почему так назван текст? В каком смысле употреблено прилагательное крылатые? (В переносном).

- Выпишите из текста только глаголы, определите время, лицо и число. (Дети выписывают).

- Какие слова выпаисали? (глагол улетают. Что делают? Улетают – глагол, настоящего времени, 3-го лица, множественного числа, I спряжения и т.д.).

Пользуясь «словарем синонимов-антонимов», подберите:

     I ряд                    II ряд                        III ряд

    синонимы             антонимы к           синонимы к

     к глаголу          прилагательному существительному

        лететь                 унылый                    пичужка           

Дети, пользуясь словарем, работают.

 

- Какие подобрали синонимы к глаголу лететь? (мчаться, гоняться, возвращаться),

- Антонимы к прилагательному унылый? (радостный, жизнерадостный, веселый).

- Синонимы к существительному пичуга? (птичка, пташка, птица).

- Ребята, а как вы понимаете смысл слова наперегонки? (Песни птиц льются, перегоняя друг друга, перекликивая друг друга).

- О каких птицах вы можете так сказать? (Соловьи, журавли, гуси, кукушки).

- Покажите их на доске. (дети показывают этих птиц, называют их и сажают к скворечнику).

- А знаете ли вы, почему птицы поют весной? (Они радуются прилету к родным местам, показывают, что заняли свои гнезда, зазывают самочек).

- Правильно. Птицы – это песнь и полет. Птицы – это тайна и красота. Это наши друзья. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Наука, изучающая птиц, называется орнитологией. Проговорите орфографически это слово. (Класс повторяет).

 

6. Мини сочинение.

 

- Настало время показать, что вы знаете птиц, любите их и ждете. Напишите небольшое сочинение о крылатых друзьях, вспомните нашу экскурсию в парк на уроке природоведения. (За день до этого класс был на экскурсии). А поможет вам музыка А. Вивальди «Весна» (Дети пишут сочинение под музыку.

- Кто хочет поделиться своими мыслями? (Дети орфографически читают сочинение, все допущенные ошибки сразу замечаются учителем и учениками и исправляются),

- Молодцы, вы замечательно справились со всеми своими испытаниями.

- Что нового узнали, путешествуя? Что понравилось? А что вызвало затруднения?

- За то, что вы справились и хорошо работали, совсем скоро птицы подарят вам свои песни, радость и красоту. А нам с вами следует заботиться о наших пернатых друзьях.

- Наше путешествие окончено, а птицы нас благодарят волшебной музыкой. (Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Песни и пляски птиц»).

 

 

Приложение №12

 

Тема: «Обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и обобщение знаний учащихся о предложении».

Цель: соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше разобрать произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать понравившиеся образные слова и выражения. Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями; работать над выразительностью и техникой чтения произведений; прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам; учить детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы, художественные образы.

Оборудование урока: индивидуальные листочки с текстами произведений о весне и рисунками-схемами, фланелеграф, аппликации, «палитра с красками». Таблицы по теме «Предложение», схемы-опоры по безударным гласным, по предложению. Выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне. Картина «Весна». Плакат с высказыванием М. Пришвина о природе. Грамзаписи «Голоса птиц», «Скворцы прилетели» и произведение П.И. Чайковского «Подснежник» (из музыкального цикла «Времена года»).

 

2 кл. Ход урока

1. Организационный момент.

2. Краткое вступительное слово учителя по теме и цели урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения и урок русского языка как один большой урок, но взаимосвязанный, общий по одной теме. Кроме этого, мы будем слушать музыкальное произведения и раздирать их. Такой урок называется интегрированным.

Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

               

Тает снежок,

Оожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

                (Весной.)

 

Правильно, это весна, замечательно и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «Утром года».

- Сегодня мы будем читать тексты и говорить о весне, ее особенностях, сравним ее с другими временами года, запишем слова, словосочетания и предложения по этой теме и вспомним все, что мы знаем о предложении.

(Стук в дверь. В класс входит девочка в костюме «Весны», две девочки в костюмах цветов – «подснежника» и «одуванчика». Девочки «цветы» стоят около девочки «Весны», а девочки «пчелки» и «бабочка» кружатся вокруг них.)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я и пришла к вам в гости! – говорит девочка в костюме «Весны».

(Девочка «Весна» читает стихотворение Г. Ладонщикова. «Весна»).

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идет повсюду,

Гонит зиму со двора.

Но я пришла к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они? (включается грамзапись с голосами птиц).

Кто же это мои верные пернатые друзья? (Это голоса птиц: пеночки-веснички, певчего дрозда, жаворонка…)

Правильно, это птицы. Они вернулись к нам из теплых стран и радуют своим пением. А кто это порхает и кружится вокруг? (Это пчелки и бабочка).

И сейчас вы угадали: это трудолюбивые пчелки и красивая яркая бабочка. Тоже вестники весны.

А что это за два прекрасных цветка, которые находятся около меня? Назовите их.

( девочка «Подснежник» читает стихотворение.)

 

 

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

- Это подснежник.

- Правильно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.

(Девочка «цветок-одуванчик» читает свое стихотворение.)

А я цветочек желтенький

С зеленым стебельком.

Раскроюсь утром ранним,

Закроюсь вечерком.

- Это одуванчик.

Опять правильно угадали. Это одуванчик, тоже один из первых весенних цветов.

Вот сколько у меня друзей6 и в лесу, и в поле, и на лугах, и на реках, в городах и селах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и защитники природы. Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе.

(Звучит грамзапись песни «Скворцы прилетели». Девочка «Весна» вместе со своими «друзьями» садится за парты и принимает участие в уроке.)

3. Расписывание схемы-рисунка учащимися на отдельных листочках, подготовка руки к письму.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем? Почему?

Назовите, пожалуйста, весенние месяцы. А какое стихотворение Плещеева о весне вы знаете? («Уж таял снег…»)

Давайте хором прочитаем это стихотворение и одновременно будем «расписывать» рисунок, чтобы подготовить руку к письму.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(Учащиеся разными штрихами и элементами букв «раскрашивают» рисунок.)

4. Работа в тетради.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку. А сейчас вспомним правило о безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, и проведем словарный диктант «Буковка» на слова с безударными гласными. Эти слова нам встретятся в текстах.

                    е, о, и, а, я

(З…леный, скв…рцы, л…сточки, д…лекая, нар…дились.)

Проверим свою работу с тем, что написано на доске.

5. Работа с 1-м текстом:

- Сейчас мы начнем читать и разбирать тексты о весне.

…Пришла весна. Наступил первый весенний месяц – март. Все месяцы года хороши по своему, но март – это особенный месяц. Зима не хочет уступать и сдаваться. Еще кругом лежит снег, и лед стоит на реках. Морозно и ветренно, но в воздухе уже чувствуется приближение весны.

Весна! Наконец-то пришла долгожданная весна! Как радостно всем!

Ожил лес, поляны, деревья. Птицы щебечут все веселее. Солнышко греет все дольше и теплее. Небо стало выше. Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубая даль и голубые льды. Появляются первые весенние цветы – белые и голубоватые подснежники.

Лес еще не одет, но пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, как зеленоватая дымка, как мелкие зеленые кружева. Как прекрасно в лесу!

а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.

- Ребята, так почему же говорят, что «март – это особенный месяц года»?

Как все изменилось вокруг с приходом весны?

Сейчас повторно прочитаем этот текст. Подумайте, как его можно озаглавить.

Вы обратили внимание на то, что текст дан без названия. Так вот вы сами и озаглавьте его.

б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам «цепочкой» (4чел.)

- О чем прочитал каждый из вас?

в) Озаглавливание текста.

- Как же озаглавим этот текст? «Весна пришла», «Начало весны», «Голубой март».

г) Ответы учащихся на вопросы учителя к тексту.

- Как изменилась неживая природа с началом весны? Какая стала земля? Небо? Как ведут себя живые существа? Почему март называют голубым? Докажите.

д) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.

Найдите слова, которыми описывается первая зелень.

А кто из вас видел, как распускаются деревья и кусты? Так какие же признаки ранней весны?

Найдите в тексте предложения, в которых выражается восхищение тем, что наконец-то пришла весна. Прочитайте их правильно, выразительно. Объясните постановку знаков препинания в конце этих предложений. Прочитайте еще раз предложение: Наконец-то пришла долгожданная весна! Разберите его. Какое это предложение по цели высказывания? А по интонации? Для чего служит интонация? Найдите грамматическую основу этого предложения. А есть ли в этом предложении второстепенные члены? Какой знак препинания стоит в конце этого предложения?

е) повторное чтение текста (2чел).

- Так о чем же мы прочитали в этом тексте? Что узнали?

ж) Выводы учителя.

- Правильно, мы прочитали рассказ о начале весны, о ее признаках, об изменениях в природе с приходом весны… послушайте, пожалуйста, стихотворение о начале весны в природе, ее «первых шагах».

(два ученика читают стихотворение «Весна близка» В. Татаринова.)

 

Розовый, березовый

В роще встал рассвет.

Лютыми морозами

Старый клен раздет.

Ветер невидимкою,

Плачет и поет,

В синем небе льдинкою

Облачко плывет.

Но теплом повеяло

Утром из леска,

И земля поверила,

Что весна – близка!

Покружит, уляжется

И растает снег…

Это только кажется,

Что зима навек!

- Понравилось ли вам это стихотворение? Вот каким увидел поэт приход весны в лесу.

6. Работа над 2-м текстом:

- ребята, а сейчас послушайте другой рассказ и скажите, к какому периоду весны он относится.

а) Чтение учителем 2-го текста вслух. (весна в полном разгаре.)

…Весна вступила в свои права и начала хозяйничать над землей, раскрашивая все в зеленый, желтый, красный, голубой, пурпурный, коричневый, малиновый цвета…

Лес уже полностью преобразился. На коричневых и темно-серых ветвях берез, осин, дубов, кленов…появились маленькие клейкие изумрудные листочки, блестевшие капельками росы, как жемчужинками, в лучах теплого весеннего солнышка. А величественная ель гордо красуется среди других деревьев своим вечнозеленым нарядом.

Распустились весенние цветы: медуница, ветреница, лютик, одуванчик… Прилетели грачи, скворцы, жаворонки, пеночки… Над растениями порхают и кружатся красавицы-бабочки, а трудолюбивые пчелы хлопотно перелетают с цветка на цветок.

По утрам ласковое ярко-желтое солнце освещает все вокруг и согревает все живое. Мир стал разноцветным, веселым, живым. Чудесная пора!

б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам.

в) разбор содержания.

- Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с ее началом? Этот текст тоже без названия. Как его можно озаглавить?

«Разгар весны», «Весна-красна», «Весенние краски».

г) Чтение текста учащимися про себя.

д) Ответы на вопросы учителя



2020-03-17 153 Обсуждений (0)
Игры «Земля – Наш дом» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Игры «Земля – Наш дом»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)