Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I . Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта



2020-03-17 376 Обсуждений (0)
Глава I . Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Формирование навыков чтения у младших школьников

С нарушением интеллекта на уроках чтения с использованием игровых приемов

 

 

                                                              Выполнила: студентка ОЗО

                                                              специальность:

                                                              «Олигофренопедагогика»

                                                                          

                                                              Научный руководитель:

                                                              доцент кафедры кор. пед.

                                                                  

 

2011


Содержание

Коррекционный чтение интеллектуальный недостаточность

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта

Психофизиологические основы чтения

Трудности в формировании навыков чтения у детей с нарушением интеллекта в работах отечественных специалистов

Методы и приёмы формирования навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Глава II. Коррекционно-педагогическая работа по устранению трудностей формирования навыков чтения у детей с недостатками интеллекта

Выявление уровня сформированности навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта 3 класса

 Формирование навыков чтения у детей с недостатками интеллекта на уроках чтения с использованием игровых приемов

Результаты коррекционной работы

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью.

Особую коррекционную направленность обучение чтению приобретает в специальной (коррекционной) школе VIII вида, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации её выпускников. В пределах данной проблемы особое значение приобретает вопрос первоначального обучения чтению школьников с недостатками интеллекта.

В дефектологической литературе, посвящённой вопросам формирования чтения у данной категории детей, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К.Аксёнова, А.И.Граборов, Р.С.Левина, В.Г.Петрова, Н.К.Сорокина, Р.И.Лалаева и др.). Как показали исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной, Р. С. Колеватовой навыки чтения у умственно отсталых детей формируется медленно.

Чтение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения является замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность, внимание, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логических связей - все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учащихся массовой школы, становятся многочисленными, типичными для учеников вспомогательной и представляют собой явление довольно стойкое, сохраняющееся даже в старших классах и тормозящее развитие навыка беглого чтения.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводит к нарушению сознательного чтения. Учащиеся испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. Даже имеющийся у детей прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное усвоение читаемого материала.

Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям. У нормально развивающихся детей эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.

Как показывают исследования, дети с олигофренией оказываются не готовыми к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения. Они приходят в школу, не зная букв, не владея элементарными фонематическими представлениями, с недостатками зрительного восприятия. В силу неоднородности контингента одного класса вспомогательной школы по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения оказываются на разных этапах овладения навыком чтения. По мере усложнения программных требований к уровню развития навыков чтения возникает ряд новых трудностей.

В связи с большой распространённостью нарушений навыков чтения и их значительной стойкостью у учащихся с интеллектуальной недостаточностью проблема поиска способов и приёмов, способствующих наиболее эффективному формированию навыков чтения (беглость, осознанность, правильность, выразительность) является актуальной и практически значимой для коррекционной педагогики.

Объектом исследования являются навыки чтения (беглость, сознательность, выразительность, правильность).

Предмет исследования - процесс формирования навыков чтения (беглости, выразительности, осознанности, правильности) учащихся с нарушением интеллекта 3 класса с использованием игровых приемов.

Цель исследования - изучение особенностей формирования навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 3 класса.

Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в общей и специальной методической литературе;

2. Выявить особенности формирования навыков чтения у учащихся с недостатками интеллекта;

.   Разработать и опробовать игровые приемы формирования навыков чтения с учётом психофизиологических возможностей учащихся с нарушением интеллекта.

Методы работы:

1. Изучение и анализ литературных источников;

2. Психолого-педагогический эксперимент;

.   Наблюдение;

.   Количественный и качественный анализ полученных данных.


Глава I . Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта



2020-03-17 376 Обсуждений (0)
Глава I . Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I . Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)