Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирования мотивации школьников во внеурочной деятельности



2020-03-17 365 Обсуждений (0)
Формирования мотивации школьников во внеурочной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В процессе обучения и воспитания учащихся внеклассная работа по физике имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания предмета, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению физики. Если внеклассная работа является логичным продолжением классной работы, это дает возможность учащимся использовать знание предмета как средство общения, а увлекательные формы внеклассной работы, такие как участие в различных мероприятиях, встречах с интересными людьми, просмотр фильмов, спектаклей и др., помогут создать прочную мотивационную основу для изучения физики и стать значительным резервом и средством достижения целей обучения. С точки зрения процесса организации внеклассную работу можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями: расширением и углублением знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулированием интереса учащихся к изучению предмета; всесторонним развитием личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по физике позволяет решать такие задачи, как усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках; развитие творческих способностей, самостоятельности; воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается. Важным фактором успешного выполнения этих задач является учет психолого-педагогических особенностей обучения физики на разных уровнях. Знание возрастных и психологических особенностей личности, являясь одним из ключевых компонентов профессионально-методической подготовки учителя, дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по предмету. Максимально успешной и эффективной выступает внеклассная работа, которая построена в соответствии с основными методологическими подходами в дополнительном образовании детей, преобразованными в принципы, определяющие способы ее организации.

. Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по предмету с условиями жизни и деятельности ребенка.

. Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т. д.

. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками физики. Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребенка к предмету. Преемственность урока физики и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся.

. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеклассной работы по физике во многом определяется соответствием ее содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учет типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы, определять ее задачи и способы организации на каждом этапе.

. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание этих форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнеров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определенном этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива; именно через систему социальных ролей развивается личность ребенка.

. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по физике. Значение этого принципа обусловлено единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы - формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.

Все эти принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление одного принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других. В этом проявляется их системный, основополагающий характер. В планировании внеклассной работы учитель очень часто сталкивается с проблемой приоритетности в выборе мероприятий, содержания и форм проведения занятий. В настоящее время существует большое разнообразие методов и организационных форм внеклассной деятельности учащихся. Это прежде всего соревновательные, культурно-массовые, политико-массовые мероприятия. Все они носят добровольный характер участия в отличие от обязательной учебной деятельности. Здесь также отсутствует строгая урочная регламентация, касающаяся времени, места, форм проведения, необходимость учета определенной номенклатуры знаний, навыков и умений, оценок. И самое главное, учащимся предоставляется большая самостоятельность и инициативность в выполнении внеурочных заданий. Как правило, вся внеклассная деятельность предполагает заучивание школьниками готового материала, творческую импровизацию или отчет о проделанной на предыдущем этапе работе. Главным образом, вся внеклассная деятельность учащихся проводится в течение учебного года во внеурочное время. Хотя не менее важным и самым продолжительным периодом времени, когда учащиеся успевают основательно подзабыть все полученные за год знания, становится период летних каникул, который составляет в нашей стране практически три месяца. Организации внеклассной работы в это время внимания уделяется неоправданно мало. Одной из наиболее интересных форм внеклассной работы по изучению физики, реализующей все названные основополагающие принципы, являются профильные программы для детских оздоровительных лагерей и пришкольных лагерей с дневным пребыванием. Существует несколько причин ограниченного количества профильных программ. С одной стороны, их реализация требует достаточно много ресурсов: финансовых (государственное финансирование идет в основном на оплату питания, а на обеспечение содержания программы средств практически не остается), кадровых (педагоги, которые потенциально могли бы быть задействованы в таких лагерях, в июне заняты на проведении ЕГЭ по иностранному языку), методических (разработка и реализация программ по дополнительному лингвистическому образованию школьников не входят в курс профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка). Есть проблема и в мотивационной сфере на уроках физики, так как достаточно сложно после окончания учебного года убедить учеников еще раз окунуться в атмосферу обучения. Тем не менее, двухлетняя практика проведения летней профильной программы показала ее востребованность и эффективность. Цель программы смены - обеспечить получение каждым ребенком, участником смены, определенного минимума знаний, умений и навыков владения предметом, развитие лидерских качеств, формирование коммуникативной компетенции. Педагогические условия, обеспечившие достижение поставленных задач: предоставление детям возможностей для творческой деятельности, воплощения собственных творческих интересов, в том числе в организации своего досуга; включение детей в реальные социально значимые отношения, обеспечение условий для выбора ребятами актуальной для них деятельности, уровня самореализации. Программа смены была выполнена полностью. Томский Хобби-центр в лице администрации лагеря создал прекрасные возможности для ее реализации. Стиль взаимодействия двух команд (вожатский отряд Союза детских организаций Томской области "Чудо", состоящий в большей степени из студентов ФИЯ ТГПУ, и Томский Хобби-центр) можно охарактеризовать как конструктивное сотрудничество. По итогам смены у всех участников повысилась мотивация к изучению физики, поднялся уровень фоновых знаний, которые активно используются в современном мире, обогатился словарный запас, расширилось понимание основ грамматики, произошла корректировка произношения и преодоление барьера общения. Ребята получили навыки организации дел и мероприятий в рамках заданной темы. Таким образом, что хотя разработка и проведение летних программ являются малоизученным видом внеклассной работы, данное направление образования может иметь колоссальное разнообразие форм и хорошие перспективы в плане реализации на уроках физики.

 


Заключение

 

Формирование мотивации на уроках физики в подростковом возрасте является одной из основных проблем современной школы. Особенность формирования мотивации учения обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у подростков приёмов в самостоятельного приобретения знаний на уроках физики и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей и активной жизненной позиции. В современной школе важна задача формирования познавательной мотивации. Мотивация необходима, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. При изучении зависимости эффективности учебной деятельности от мотивации ученые рассматривают мотив и мотивацию с различных позиций. Анализ подходов ученых к понятию "мотив" дает возможность выделить его сущностные признаки. Мотив рассматривается как побуждение к деятельности; осознанное побуждение к определенному действию, источник действия, его внутренняя сила; механизм внутреннего формирования образа действий, которое, проявившись вовне, дает объективный результат; то, что отвечает на вопрос "зачем?"; побуждение, направленное на конкретный объект; "узел", в котором сходятся потребности субъекта, актуальные на данный момент, и возможности их реализации, содержащиеся в ситуации; предмет удовлетворения потребности, намерение, свойство личности, состояние, формулировка, удовлетворенность; внутренняя предрасположенность человека интересоваться позитивными стимулами и стремиться к ним, а негативных стимулов избегать, при этом удовлетворение стимула есть цель мотива. Таким образом, особое значение в достижении успеха в учебной деятельности имеет мотивация. Данный вопрос является очень актуальным, особенно в практическом приложении. В настоящее время ученые продолжают изучать влияние мотивации на эффективность учебной деятельности. Например, А.М. Матюшкин отмечал, что с познавательной мотивацией связывают продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности.

 


Литература

 

. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2006.

. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ,2009.

. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика: расширенный курс. - М., 2007.

. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2004.

. Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. - М.: Норма, 2007.

. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М., 2003.

. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1999.

. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.

. Немов С.Р. Психология. - М.: Владос, 2003.

. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. - СПб., 2001.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

. Филиппов В.Д. Криминологические основы уголовного права. - Томск, 1981.

. Хекхаузен К. Мотивация и деятельность: Т. 1. - М.: Педагогика, 2011.



2020-03-17 365 Обсуждений (0)
Формирования мотивации школьников во внеурочной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирования мотивации школьников во внеурочной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)