Соссюр и структурализм
Концепции системности Соссюра, Бодуэна и т.д. послужили методологической основой формирования структурных направлений в современной лингвистике: Пражского лингвистического кружка, глоссематики, американской дескриптивной лингвистики. Крайние выводы из соссюровских положений о системности языка послужили основанием абсолютизации отношений языковых единиц. Это характерно прежде всего для Копенгагенской лингвистической школы (Ельмслев, Брёндаль). В воззрениях ортодоксальных представителей этого направления отношения, связи между единицами языка отвлечены от материальных носителей этих отношений – звука – и превращены в абсолют. Главное – система отношений, материальные же их субстраты – вещь второстепенная и даже случайная. Язык есть сетка отношений (ср. сравнение Соссюра: язык и шахматная доска: главное – роль знака в системе, а не его материальная сущность, к-я м.б.изменена или вообще заменена другой). Философы утверждают, что св-ва вещи не созд-ся ее отношением к другим вещам, а лишь обнаруживаются в таком отношении. Можно в исследовании в научных целях концентрировать внимание либо на языковой единице, либо на ее отношениях, но изолировать друг от друга собственно единицу языка и ее отношения, придавать им статус онтологически самостоятельных, независимых друг от друга явлений, объявлять при этом один из элементов дихотомии второстепенным – методологически ущербно.
Кодухов: Система языка – это внутренняя организация его единиц и частей. Это не только то, что есть в языке, в его норме и речевых проявлениях. - факты системные (структурные) и асистемные (деструктурные) *сущ-е потенциально обладают 12-элементной парадигмой склонения (но есть с большим и меньшим кол-вом словоформ) В речи нет ничего, чего нет в возможностях языка. Щерба: «Всё подлинно индивидуальное , не вытекающее из языковой системы, не заложенное в ней потенциально, не находя себе отклика и даже понимания, безвозвратно гибнет». Языковая система непосредственно противостоит не речи, а норме языка. Давление системы и требования языковой нормы управляют речевой деят-ю говорящих, язык народа явл-ся результатом сложного взаимодействия системы и нормы языка. Вариативность – естественное состояние языка как конкретно-исторического явления. Поэтому давление языковой системы ограничено существующей нормой языка, в к-й аккумулируются разные традиции. Т.о.потенциальность системы языка нельзя истолковывать только как ее возможности, реализованные и нереализованные, и заменять изучение языковой системы исследованием дедуктивно построенной модели. Язык есть система систем (гетерогенная система): гомогенные состоят из однородных элементов; их структура определяется противопоставленностью элементов друг другу и порядком следования в цепи (напр.система согласных); гетерогенные состоят из неоднородных элементов, многоэтажны (структуры). Системообразующие свойства формируют внутрисистемные связи и отношения, системоприобретенные – св-ва, к-е единица приобретает, будучи вовлеченной в системные связи и отношения.
Осипова: В современной науке любое образование рассматривается на 3 уровнях: 1) элементарный – язык как совокупность элементов 2) структурный – как совокупность отношений между элементами 3) системный – как одно целое, определенное совокупностью элементов и их отношений Стр-ра – организация этой совокупности элементов в составе целого. - раздельность, дискретность – есть внутренние элементы - взаимосвязанность элементов, взаимообусловленность - упорядоченность, организованность - функциональность В языке есть все св-ва системы: 1) целостное образование состоит из отдельных сторон, частей этих сторон и единиц 2) кол-вочастей и элементов языка достаточно определено и даже закрыто (лексика – открытый уровень) 3) взаимосвязанность внутренних элементов (напр. оппозиции фонем) 4) упорядоченность 5) функциональность
Ф. Соссюр определил язык как систему знаков особого рода, в к-й выделил ассоциативное (парадигма) и синтагматическое (сочетаемость). У него важно звено – значимость знака, т.е. его место в системе имеет значимость. Термин стр-ра введен Праж.линг.школой для более жесткого определения системных связей между единицами языка. Как представители структурализма, пражцы считают, что отношения внутри системы языка должны быть жестко обозначены. ЛЭС (под ред. Ярцева): система – множество элементов языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, к-е образуют определенное единство и целостность. - Виды отношений в языке: *парадигматические - между однотипными единицами внутри подсистемы - устанавливаются на основании сходства и различия при вхождении в определенные ряды, группы - вертикальные отношения - между формами одной единицы (парадигма склонения, спряжения и т.д.) *синтагматические - линейные связи, сочетаемость единиц - горизонатальные - м.б.контактные и дистантные - отношения единицы с другими единицами в речи
Языковые единицы:
В разных языках – разная система грамм.единиц: 1) флективные + агглютинативные – морфемы, словоформы, лексемы, словосочетания, предложения 2) изолирующие – слова (= слогу, корню) и предложение (слова связаны лишь по смыслу) 3) инкорпорирующие – слова и единые морфологические комплексы
Основными ярусами-системами языка явл-ся: - фонетико-фонологический Звуковой строй языка состоит из звуков речи, правил сочетания их в речевом потоке и фонетических категорий. Звуки речи хар-ся артикуляционными, акустическими и фонологическими свойствами (физилогические возможности – социально-психологическое) Учение о фонемах как членах фонологических оппозиций было разработано Трубецким. Фонологическая противопоставленность наблюдается в большей степени в системе согласных, чем гласных. - морфемо-морфологический Морфологический ярус языка охватывает два типа единиц: морфему и словоформу, к-е объединяются в парадигмы и категории. - морфема – двусторонняя единица – материальная и идеальная сторона - морфемы знаменательные и служебные Понятие словоформы бфло введено представителями Московской лингвистической школы. Словоформа – важнейшая единица морфологического строя флективных и агглютинативных языков, т.е. языков, имеющих аффиксы. Словоформа – это первичное членение слова, распадение слова на постоянную часть – основу и переменную – окончание (флексию). Основа выражает лексическое и общее грамматическое значения, окончание – частные грамматические значения. Второе членение слова – выделение в нем производящей (мотивирующей) основы и словообразующего аффикса. - два типа парадигм – морфологическая парадигма и словообразовательный ряд - грамматические категории – разработаны Пешковским и Шахматовым – словоизменительные и классификационные - синтаксический Выделяется не всегда. Одни языковеды считают, что синтаксис занимается семантикой и функционированием частей речи; другие отождествляют синтаксис с синтагматикой и логикой высказывания. Словосочетание как синтаксический образец состоит из форм слова, объединенных на основе синтаксической связи и синтаксического значения. Предложение как синтаксический образец состоит из форм слов и словосочетаний, объединенных моделью данного предложения. - коммуникативная направленность предложения, способность выступать как образец построения конкретных фраз и синтаксического контекста Св-ва: 1) семантическая сторона модели предложения соотнесена с основной логической формой мышления – суждением 2) стр-ра предложения как коммуникативной единицы языка способна включаться в различные формы общения - лексико-семантический - словарный состав непосредственно открыт длявмешательства людей - непосредственная связанность с внешней стр-рой языка – стилями языка и разными коммуникативными участками речевой деятельности Лексема – центральная единица
Полюсов языковой системы два – материальный и идеальный. На мат.обнаруживаются признаки плана выражения языковых единиц – это, с одной стороны, речевая цепь, а с другой – дифференциальные признаки фонем, к-е не явл-ся языковыми знаками и не образуют единиц языка. На идел.обнаруживаются признаки плана содержания – это, с одной стороны, контекст, а с другой – дифференциальные признаки семантических единиц языка.
Промежуточные ярусы: - морфонологический - словообразовательный - фразеологический Их единицы носят двойственный характер: образуются они на одном ярусе, а функционируют как единицы другого яруса.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |