Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Федеральные и региональные программы социально-экономического развития: географическая составляющая



2020-03-17 184 Обсуждений (0)
Федеральные и региональные программы социально-экономического развития: географическая составляющая 0.00 из 5.00 0 оценок




Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики. Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации». К числу целей российской региональной политики отнесены:

укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

содействие развитию и укреплению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;

достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение жизнеспособности региональной экономики.

Федеральные целевые программы регионального назначения направлены на решение проблем конкретных регионов. В отличие от других инструментов региональной политики, используемых для этих целей (трансферты, дотации, субвенции, бюджетные ссуды и кредиты из федерального бюджета и др.), целевые программы призваны решать задачи, связанные с межрегиональной асимметрией. Они в силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов. Таким образом, они направлены на радикальное решение проблем межрегиональной асимметрии, имея целью не только преодоление ее последствий, но и противодействие ряду факторов, ее порождающих. В силу этого они содержат значительный географический потенциал в том плане, что предусматривают широкий территориальный аспект развития регионов. Для республик СКФО, с их поверхностной неоднородностью, федеральные региональные программы предусматривают стратегию развития как равнинных, так и горно-предгорных территорий. При этом они нацелены на то, чтобы увеличить экономический, финансовый и налоговый потенциал субъектов, чтобы свои проблемы они могли решать собственными силами.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края.

 

2.
Географические факторы социально-экономической дифференциации субъектов Северокавказского федерального округа

 Географическое положение Северо-Кавказского федерального округа

 

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) был образован 19 января 2010 г. в результате разукрупнения Южного ФО. В его состав входят Ставропольский край, республики Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская республика и Дагестан. Округ занимает положение между Южным федеральным округом на севере и западе, странами Закавказья с юга и на востоке омывается водами Каспийского моря, посредством которого граничит со странами Центральной Азии, Ираном и Турцией.

СКФО - один из наиболее полиэтничных регионов мира. Здесь на небольшой территории переплетаются этносы и языки, религий, национальные характеры и образ жизни, чему способствовало проживание продолжительное время населения региона в горах Кавказского хребта. Все субъекты округа отличаются многонациональным составом населения, но все же первенство принадлежит Дагестану, в котором число наиболее крупных этносов составляет около 30 и еще столько же менее крупных.

Несмотря на небольшие размеры, округ отличается большим природным разнообразием. Помимо степных и полупустынных районов, значительную его часть занимают горные территории с их высотной поясностью. Для всей России огромное значение имеют плодородные черноземы и уникальные курортно-рекреационные ресурсы в районе Кавказских минеральных вод, Приэльбрусье, Каспийское побережье и др.

Помимо природных ресурсов важным фактором, определяющим общероссийские функции округа и сильно влияющие на развитие его субъектов, является его геополитическое и геоэкономическое положение. Во-первых, округ находится в непосредственной близости к таким торговым партнерам России, как Казахстан, Турция, страны Закавказья и Иран. Здесь проходят наиболее удобные пути через Большой Кавказский хребет - Военно-Грузинская, Военно-Осетинская, Транскавказская автомагистраль и др. По территории СКФО прослеживаются федеральные авто - и железнодорожный пути «Кавказ», функционирует морской порт Махачкала.

Во-вторых, соседство округа с прикаспийскими государствами СНГ, значение которых в мировом производстве нефти и газа быстро возрастает. По территории округа проложен транзитный трубопровод Баку - Новороссийск, транзитное значение округа растет по мере освоения нефтяных месторождений Каспия, экономического роста соседних стран и создания соответствующей инфраструктуры.

В округе более медленными темпами происходит экономическая модернизация, чем в среднем по стране. Инвестиции в основной капитал значительно ниже и в пределах округа распределены неравномерно. Так, в составе ЮФО в 2003 г. на Краснодарский край (35%) и Ростовскую область (18%) пришлось более половины всех инвестиций. В результате происходит отставание округа от среднероссийских показателей и усиливается его внутренняя дифференциация, что, естественно, не способствует ослаблению напряженности, миграции населения из бедных районов в более благополучные, стремление сравнительно благополучных регионов обособиться от неблагополучных и т.д.

 



2020-03-17 184 Обсуждений (0)
Федеральные и региональные программы социально-экономического развития: географическая составляющая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Федеральные и региональные программы социально-экономического развития: географическая составляющая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)