Дефицит и профицит в Российской Федерации с 2008 г.
В 2009 году практически весь объем дефицита финансируется за счет средств Резервного фонда (чистое долговое финансирование ожидается на уровне 396,1 млрд. рублей по сравнению с объемом дефицита 3 217,6 млрд. рублей). Большая часть дефицита следующего года также финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году дефицит федерального бюджета будет на 76,5% финансироваться за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и на 23,5% (691,0 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 году – соответственно на 39,4% за счет средств Фонда национального благосостояния и на 60,6% за счет иных источников (1171,7 млрд. рублей), в 2012 году – на 49,1% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 49,6% (798,5 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований [6]. Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена на рисунке 6 Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что уже в 2010 году он, окажется, полностью исчерпан. В 2011-2012 годах фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансирование текущих расходов бюджета в течение года [6]. Рисунок 6. Источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)
Предполагаемое использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование части трансферта из федерального бюджета (для финансирования дефицита Пенсионного фонда) ведет к постепенному снижению объемов фонда. При дальнейшем использовании фонда в таких объемах он может быть исчерпан полностью уже в 2014-2015 годах, что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы. В этой связи необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы при одновременном достойном уровне пенсионного обеспечения [6]. После исчерпания средств Резервного фонда в 2010 году бюджетная политика будет в большей степени ориентирована на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований. Низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире [6]. Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 – 2012 годы будет направлена на: - обеспечение сбалансированности федерального бюджета, при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости; - развитие национального рынка государственных ценных бумаг; - активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации [6]. Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут, повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации (точка равновесия сроков дисконтированных платежей) и доходности на рынке государственных ценных бумаг. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 –2012 годы разрабатывается с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке [6]. По оценке Минфина России, сальдо по государственным ценным бумагам составит: в 2010 году – 568,4 млрд. рублей, в 2011 году – 748,6 млрд. рублей и в 2012 году – 236,5 млрд. рублей. При этом в 2010 году привлечение составит 844,1 млрд. рублей при погашении 275,7 млрд. рублей, в 2011 году - соответственно 957,5 млрд. рублей и 208,9 млрд. рублей и в 2012 году - соответственно 755,4 млрд. рублей и 518,9 млрд. рублей [6]. Минфин России для поддержания ликвидности рынка и в целях построения индикативной кривой доходности будет проводить размещение на рынке базовых выпусков со сроком обращения 3, 5 и 10 лет [2]. В 2010 – 2012 годах показатели доходности по государственным ценным бумагам ожидаются на уровне, близком к сформировавшемуся в настоящее время. Возможный рост доходности по рублевым инструментам (по краткосрочным инструментам - до 9,5-10,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 11,0-11,5% и 11,5-12,0% соответственно) может быть вызван факторами, связанными с изменением курса рубля к иностранным валютам, изменением объемов валютных резервов, корректировкой цены на нефть и ростом процентных ставок на долговых рынках за рубежом [6]. Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят в 2010 году 304,0 млрд. рублей, в 2011 году – 450,6 млрд. рублей и в 2012 году – 561,0 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета увеличится при этом с 2,0% в 2009 году до 5,8% в 2012 году на рисунке 7
Рисунок 7. Доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджета, % В сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации основными принципами долговой политики в 2010 – 2012 годах являются: - частичное финансирование дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований на международных финансовых рынках путем выпуска облигационных займов Российской Федерации (табица 1); - полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств.
Таблица 1. Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках в 2010-2012 годах (млрд. долл. США)
В области сотрудничества с международными финансовыми организациями основными принципами бюджетной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов являются: 1) ускоренная реализация большинства действующих проектов, реализуемых в рамках соглашений о займах. В 2010-2012 годах привлечение средств по кредитам (займам) международных финансовых организаций планируется в объеме 334,7 млн. долларов США, 181,3 млн. долларов США, 84,8 млн. долларов США соответственно; 2) расширение практики предоставления гарантий Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций; 3) внедрение практики совместной с международными финансовыми организациями реализации проектов на основе консультационно-аналитического и экспертного содействия международных финансовых организаций без осуществления государственных заимствований Российской Федерации в дополнение к существующей форме реализации проектов на основе заимствований. При этом выбор инструмента сотрудничества с международными финансовыми организациями (привлечение займа или финансирование проекта за счет средств федерального бюджета при консультационно-аналитическом содействии МФО для реализации проекта) будет определяться отдельно для каждого проекта [6]. В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года составит 5 499,2 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 7 026,8 млрд. рублей и на 1 января 2013 года – 8 275,4 млрд. рублей [6]. Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 15,41% ВВП на конец 2012 года (рисунок 8). При этом к концу 2012 года доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 52,5 % при соответствующем снижении доли внешнего долга [6].
Рисунок 8. Государственный долг Российской федерации к ВВП, %
В связи с актуальностью и востребованностью инструмента государственных гарантий Российской Федерации в 2010-2012 годах продолжится их предоставление по большинству направлений государственной поддержки, предусмотренных в 2009 году, в том числе: - в рамках антикризисных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации (по кредитам, привлекаемым организациями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения) – 300,0 млрд. рублей, в случае если такие государственные гарантиии Российской Федерации не были предоставлены в 2009 году; - в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (по заимствованиям ОАО «АИЖК») – 44,0 млрд. рублей; - в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO) по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами – 76,5 млрд. рублей; - для реализации инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики – 10,0 млрд. рублей; - для поддержки экспорта промышленной продукции – 8,0 млрд. долларов США; - по займам, привлекаемым ГК «Роснанотех» на осуществление инвестиционных проектов – 120,0 млрд. рублей; - по займам, привлекаемым отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов в валюте Российской Федерации – 100,0 млрд. рублей, в иностранной валюте – 3,3 млрд. долларов США; - по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций – 2,7 млрд. долларов США [6]. Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2010-2012 годах составит: - в валюте Российской Федерации - в общей сумме 650,5 млрд. рублей; - в иностранной валюте - 14,0 млрд. долларов США. В 2010-2012 годах необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 233,3 млрд. рублей (в том числе в 2010 году в сумме 105,2 млрд. рублей, в 2011 году - 61,7 млрд. рублей и в 2012 году - 66,4 млрд. рублей) [6]. Политика в области восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации будет направлена на увеличение объема средств, предусматриваемых для проведения компенсационных выплат, а также на охват всех категорий граждан, включая их наследников, имеющих право на получение компенсации [6]. В 2010 году на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в сумме 85 млрд. рублей, в 2011 году - 85,0 млрд. рублей и в 2012 году -100,0 млрд. рублей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |