Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Игра при подготовке к изучению нового материала



2020-03-17 930 Обсуждений (0)
Игра при подготовке к изучению нового материала 0.00 из 5.00 0 оценок




На этом этапе игра ложится в основу игровой учебно-познавательной задачи. Готовясь к игре, учащиеся должны взять необходимую для ее проведения информацию (имена, даты, термины, образы и особенности эпохи и т.д.) из изучаемого нового материала.

Постановка игровой учебно-познавательной задачи, предваряющей изучение нового материала, обычно предстает как введение в игру или напоминание об игре, которая будет проводиться:

а) непосредственно при изучении нового материала ;

б) после изучения нового материала (при закреплении, при проверке домашнего задания);

в) через несколько уроков при обобщении материала.

Все эти игры прямо или косвенно помогают достичь образовательных целей при изучении нового материала.

Чтобы выяснить, как игры соотносятся с изучением нового и постановкой учебно-познавательной задачи, начнем с первого варианта. Рассмотрим пример ролевой игры «Земский собор».

Здесь игровая учебно-познавательная задача выступает как введение в игру, которая будет проводиться непосредственно при изучении нового материала.

Тема урока: «Положение об отмене крепостного права». Перед уроком учитель рассаживает учащихся для групповой работы, разделив класс на пять групп.

Учитель: «Сегодня на уроке у нас будет игра. Представьте себе, что вы присутствуете на воображаемом земском соборе, созванном по вопросу принятия «Положения об отмене крепостного права». Какие группы представителей России собрались сегодня на Земский собор? Помещики черноземных губерний, помещики нечерноземных губерний, промышленники уральского региона, промышленники уральского региона, промышленники южного и центрального районов, крестьяне, император /персональная карточка для сильного ученика/» (Учитель, называя группы, раздает карточки с таким же названием каждой группе). В реальности в начале 1860-х годов Земский собор могли созвать, но не созвали, ограничившись обсуждением крестьянского вопроса в редакционных комиссиях, в центральном и провинциальном комитетах. Однако мы попробуем пофантазировать и представить, что в начале 1860 г. подобное собрание представителей, заинтересованных в крестьянском вопросе, было созвано, и попытаемся, исходя из наших знаний об интересах разных групп населения вообразить и воссоздать картину возможного обсуждения на Земском соборе основных положений крестьянской реформы. Я сегодня выступаю в роли Председателя Государственного Совета. Все группы должны внимательно выслушать мой доклад об основных моментах «Положения», а затем нам всем необходимо обсудить данный проект, каждая группа должна выразить свое отношение к нему и внести поправки. Вы можете делать пометки для себя или записывать вопросы».

Ребята слушают доклад, затем задают уточняющие вопросы по теме, касающиеся интересов их группы.

Опытно-экспериментальная работа показала, что учащиеся начинают задавать большое количество вопросов после объяснения учителя. Это необходимо иметь в виду при планирование времени, приходящегося на каждый этап урока.

После объяснения учитель возвращается к заданию: « Итак, сейчас будет дано время для обсуждения в группах. После этого вы должны будете отметить: а) что вам понравилось в « Положении»; б) что не понравилось ; в) какие поправки вы бы внесли в этот проект».

Если не хватает времени, не стоит спешить и имеет смысл перенести прения на начало следующего урока. Тогда поправки и замечания к « Положению об отмене крепостного права» - это домашнее задание с продолжением игры на следующем уроке.

Это фабула игры. Попробуем рассмотреть ее с методической стороны. Это ролевая игра, в которой условность (игровое настроение) достигается за счет вхождения в определенную роль и ситуацию. В данной игре мы имеем роли Председателя Государственного Совета, Императора, представителей чиновничества, помещиков черноземных и нечерноземных губерний, промышленников уральского региона и промышленников уральского региона и промышленников южного и центрального районов, крестьян. Эффективность игры зависит от степени вхождения учащихся в роли, от артистичности и активности участников игры. В первую очередь, это относится к исполняющему роль Председателя Государственного Совета, а также от знания контекста исторической ситуации, способности к импровизации.

Главную роль не обязательно должен играть учитель. Но если это ученик, то его надо специально тщательно готовить.

Игра создает проблемную ситуацию для восприятия материала учащимися, поскольку каждый посредством роли воспринимает информацию под определенным углом зрения.

В постановке игрового познавательного задания прослеживается параллель с логическими заданиями. Игровое познавательное задание, также как и логическое задание, привносит избирательность при восприятии материала.

Что дает подобное игровое задание и сама игра?

Первое - это интересная деятельность учащихся с учебным материалом. Чтобы наглядно показать преимущество деятельностного подхода, представим данные психологов: « от услышанного учащимися в течении урока у них в памяти остается в среднем 10 % содержания, от воспринятого через чтение закрепляется 30 % , наблюдение учащимися какого либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50 % воспринятого, практические действия учащихся с учебным материалом составляют в их памяти в среднем 90 % воспринятого». (12, с.196)

Второе - эмоциональное восприятие материала, непосредственное, живое в нем участие.

Читая книгу, ребенок представляет судьбу персонажей, а в процессе игры он ее проживает. Эта существенная разница очень важна для обучения истории. Воображение ребенка в игре зачастую способно сделать на много больше, чем чтение многочисленных исторических источников на уроке. Таким образом, посредством игры развивается способность к историческому сопереживанию. (12, с.37)

Третье - возможность развития многостороннего, полифанического восприятия истории.

Потенциал игры, будучи задействованным при постановке учебно-познавательной задачи, повышает качество самой игры, создавая условия для привлечения творческой активности каждого на стадиях разработки сценария и режиссуры. Поскольку подготовка к конкурсу проходит в группе, подобная работа в классе позволяет каждому накопить идеи для обсуждения. Одновременно и процесс обучения «работает» на игру, исторические знания повышают уровень инсценировки. И усвоение новой темы становится необходимым не для абстрактной цели, а для реализации сегодняшних насущных потребностей подростков (в самосознании, общении и реализации своих возможностей), для осуществления интеллектуального и творческого общения на материале истории.

Мы рассмотрели пример игры, которая не относится только к изучению нового материала, но тем не менее имеет непосредственное отношение к этому этапу урока и помогает эффективно решать его дидактические задачи.

Подготовка школьников к изучению нового учебного материала на уроке истории призвана осуществить следующие задачи: мобилизировать внимание и познавательную активность в изучении нового материала на уроке истории; актуализировать знания, полученные ранее и необходимые для лучшего усвоения новых фактов и явлений; возбудить интерес к тем вопросам, которые им предстоит изучить.

Игровые познавательные задания успешно решают эти задачи.

Устное изложение может стать рабочим элементом игры, ее частью, либо выступить подготовкой к ней, как мы рассматривали приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Каковы возможности игры при этом?

Устное изложение исторического материала реализуется посредством это выше. Игра может вобрать в себя такие приемы устного изложения, как сюжетно - образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др. Примером могут быть следующие игры: «Устный диафильм», «Три предложения», «Из уст в уста», «Древо познания», а так же рассматриваемая выше игра «Земский собор».

В игре «Устный диафильм» детям предлагается представить себя авторами диафильма и по ходу рассказа учителя составить свой план, записав содержание или названия картинок для его кадров. Так, например, по теме «Движение народников» учитель готовит сюжетно - образный рассказ, материал для которого можно взять из «Книги для чтения». О самой игре учитель сообщает на уроке, следующим образом: «Представьте, что каждому из нас необходимо создать диафильм под названием «Хождение в народ». Я сейчас постараюсь ярко и образно рассказать, как это происходило, а вам нужно, внимательно слушая мой рассказ, составить перечень кадров, то есть либо записать название картинок, которые вы помещаете в кадрах, либо текст, который вы собираетесь под ними записать. Суть в том, чтобы потом вы могли по вашим записям восстановить или рассказать, как вы видите каждый кадр вашего диафильма.

Вот пример записи учащегося после рассказа учителя:

. Подготовка к жизни среди простых людей. Лукашевич спит на протертой до дыр рогожке, на дощатых нарах. Обучение столярному делу.

. Сапожная мастерская (запрещенная литература, поддельные паспорта)

. Собрание народников: чтение брошюр, рассказы бывалых, проводы отъезжающих.

. Морозов читает крестьянам, но они с большим воодушевлением рассматривают его сапоги.

. Софья Перовская лечит крестьян, учит их детей. Женщины - революционерки пользовались большим доверием крестьян.

. Сестры Веры и Евгения Фигнер - учителя в сельской школе. На занятиях - и взрослые, и дети, называют их «наша золотая учительша».

. Вечера сестры проводили у крестьян, к которым приходили соседи и родственники. Чтение вслух, разговоры о тяжелой крестьянской доли.

. Карта: 37 губерний, в которых народники вели пропаганду. Они успели «покрыть как бы сетью больше половины России».

. 1873-1874 - аресты народников.

. 18 октября 1877 г. «Процесс 1930х»

По сути, это задание по работе над обычным планом рассказа. Его составление основывается на следующих навыках: выделить главное, разбить текст на части, передать содержание каждой части коротким предложением. Иная постановка задания - средствами ролевой игры - совершенно меняет сущность работы. Творческих подход, образность восприятия активизируют познавательные возможности школьников и делают процесс познания более эффективным. При обсуждение результатов задания учитель может использовать наглядность, чтобы ребята видели, как на самом деле можно изобразить тот или иной факт исторического рассказа. Здесь и портреты народников, и сцены из жизни крестьян рассматриваются очень внимательно, отмечаются важные детали, свойственные для определенного исторического времени. Таким образом, появляется дополнительное смысловое значение в использовании наглядности. Игра может иметь продолжение (мы более активно использовали эту форму в 5-6-х классах, в 7-8-м в основном, в слабых по успеваемости классах.): например, дома школьники 1-го ряда получают задания нарисовать на альбомных листах один из кадров начала диафильма, 2-й ряд рисует кадры из его середины, а учащимся 3-го ряда нужно нарисовать по кадру из последней части рассказа, изложенного учителям. Тогда при повторении пройденного на следующем уроке можно будет создать целый рисованный диафильм по одной из исторических тем. (13, с.121)

В игре «Три предложения» ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

Другой вариант игры - работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случаи удобней выявить победителя.

Так, например, на уроке по теме «Промышленный подъем 90-х гг. XIX в.», учитель сформулировал правила игры перед самостоятельным прочтением учащимися первого пункта параграфа 26 по учебнику П.Н. Зырянова о правительственной политике по отношению к промышленности. По объему пункт занимает больше половины страницы. Вот один из возможных вариантов победителя игры:

.   На выкупные платежи правительство расширяло железнодорожное строительство, перевооружало армию

.   Правительственные заказы стимулировали развитие металлургии и машиностроения.

.   Новый талантливый министр финансов С.Ю. Витте восстановил винную монополию, ввел золотое обеспечение рубля.

Это несложная игра с правилами. В ее основе лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила уложить это «главное» в три простых предложения. Без него нет игры, есть обычное учебное задание. Выполнение правила ложится в основу небольшого соревнования: кому удастся точнее и короче уложить содержание услышанного или прочитанного в трех предложениях и, быть может, представить или отстоять свой вариант в столкновении с другими вариантами.

Надо отметить, что школьники, выполняя это задания, допускают некоторые типичные ошибки, которые отдаляют их от победы: кто-то переписывает готовые предложения, кто-то выбирают интересное, а не главное, кто-то делает предложения слишком сложными и длинными.

Эта игра помогает развивать очень важное умение - выделять главное, на котором основывается и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план, конспект, реферат, а так же в процессе игры происходит определенная работа по развитию речи.

В том же методическом направлении «работает» игра «Древо познания». В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на 5 листочках 5 разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, на ветвях которого сделаны наибольшие прорези со вставленными скрепками. А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него.

Разберем эту игру по структурным элементам (по времени она развивается на два урока). На первом проходят следующие этапы игры: сообщение об игре, объяснения ее правил и подготовка к ней. Именно эти этапы и существенны для изучения нового материала, остальные этапы и само игровое действо проходят при повторение пройденного. (23, с.374)

Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры их необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и т.д. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску, она совсем не чистая, наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант игры может включать небольшое соревнование: какой ряд поможет стереть больше вопросов. В этом случае необходимо отмечать, какой из рядов ответил на тот или иной вопрос.

Третий вариант - когда все ученики письменно в тетради отвечают на вопросы по ходу объяснения учителя. Потом выявляется тот, кто ответил на максимальное количество вопросов («Поднимите руки те, кто ответил на все вопросы», - спрашивает учитель. Если таких нет, то задается следующий вопрос: «Кто не ответил всего на один вопрос?» и т.д.) Зачитываются вслух его ответы и стираются вопросы. Выигравший получает оценку. Если остались вопросы без ответа, то отвечают другие ученики. Если и после этого останутся без ответов некоторые вопросы, то они автоматически становятся для класса домашним заданием.

Игра «Из уст в уста» строится на неоднократном прочтении в слух учителям учебного текста, в основе которого лежит либо сюжетно-образное повествование, либо художественное описание, либо образная характеристика.

Игру можно проводить с целым классом. Вызываются 4 человека. Трое из них должны не надолго выйти из класса (допустим, это второй, третий и четвертый участник игры). Оставшийся (первый участник) вместе со всем классом должен внимательно выслушав рассказ, который зачитывает учитель для того, чтобы потом пересказать его второму участнику. Рассказ должен быть коротким, интересным и может содержать максимум имен собственных, дат, терминов (примеры рассказов по одной из тем школьного курса помещены ниже). Как только рассказ зачитан, приглашается второй участник игры. Его задача - внимательно выслушать пересказ первого участника, чтобы потом передать информацию третьему участнику игры, который наконец делится услышанным с четвертым. Последний (четвертый) участник пересказывает классу то, что он понял из речи третьего участника (важно, чтобы игра проходила очень динамично: говорить нужно в быстром темпе и без пауз). После этого учитель медленно читает первоначальный вариант рассказа, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задает вопросы по содержанию темы.

В этой игре в основу деятельности ложится операция по усвоению (запоминанию) информации и передаче ее другому. Условный компонент выстраивается на основе следующих правил: информация принимается и передается, в игре участвует только определенное количество игроков и т.д. Занимательность возникает из-за несовершенства пересказа, в результате которого искажается и теряется часть информации. Получается забавная картина, которая отражает субъективность передачи информации « из уст в уста».Стоит заметить, что учащиеся, не являющиеся игроками, - не совсем пассивные зрители игрового действа: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами вспомнить, как же было в первоначальном варианте, тем более учитель говорит о возможности записей по ходу чтения текста. Следующий момент активизации всех учащихся в игре происходит тогда, когда перед последним чтением текста учитель спрашивает, кто из сидящих в классе может исправить получившиеся ошибки. Подобный анализ ошибок может выявить степень активности большей части учащихся. Игра становится актуальной и в том случае, когда необходимо провести словарную работу. Создается дополнительная мотивация к изучению сложных терминов, имен, дат.

Рассмотренные выше игры могут быть построены на использовании приемов монологического устного изложения. Но устное изложение может проходить в процессе совместной работы учителя и учащихся. Самый распространенный традиционный способ такой работы при изучении нового материала на уроке истории - беседа. Чтобы рассмотреть возможности игры в сочетании с этим приемом, необходимо остановиться на методических особенностях беседы.

Беседа менее экономна по времени, чем устное изложение материала учителем, но при этом создаются условия для вовлечения школьников в активную работу. Наиболее интересной и развивающей является эвристическая беседа, в которой ученики с помощью вопросов, заданий, замечаний учителя систематизируют знания, уже известные им из житейского опыта или в результате предшествовавших учебных занятий. Таким образом, учащиеся подходят к открытию (путем логических рассуждений) новых связей и отношений исторической действительности, о которых они, может быть, до сих пор и не подозревали. Эвристическую беседу можно разделить на три этапа: а) постановка проблем учителем (по возможности с участием школьников), иногда сообщение учителем дополнительных сведений, конкретизирующих обсуждаемый вопрос; б) решение проблемы (правильное или неправильное), его обоснование учащимися, возможная между ними дискуссия; в) подведение итогов, концентрация внимания на правильном решении проблемы.

В ходе подготовки эвристической беседы учитель должен четко и доступно сформулировать ее основную проблему, а также содержание открытия, к которому должны прийти учащиеся в результате.

Исходная проблема может содержать вывод, который должны сделать учащихся в ходе беседы. В этом случае задача учащихся - доказать или обосновать данное положение. Более трудный вариант - когда заключительный вывод должен быть сформулирован самими учащимися в процессе беседы. При этом исходная проблема для учащихся - объяснение сущности исторических фактов или явление.

В эвристической беседе для учителя важно умение правильно ставить вопросы. Они должны быть громоздкими, многочленными. Хорошо, если из ответов на вопросы складывается складный рассказ. Вопрос должен быть задан так, чтобы ученик сразу понял, о чем идет речь, и тогда он всегда даст нужный ответ. Этой цели служит система вспомогательных вопросов.

Элементы обсуждения или спора могут быть кульминацией беседы и имеют очень важное значение. Даже краткая дискуссия стимулирует самостоятельное мышление учащихся, развивает умение оперировать знаниями, повышает интерес к истории.

Однако запланированная структура беседы, подготовленные заранее вопросы, следует использовать лишь как ориентир. Настоящая живая интересная для учащихся беседа никогда не повторяет тот вариант, который записан в ходе хорошо продуманный.

Эффективность беседы будет выше, если учитель использует учебные пособия, карты, картины, таблицы, помогающие актуализировать необходимые знания. Важно задействовать все возможные каналы восприятия.

Такт учителя, уважение, внимание и интерес к высказываемым мнениям - создают ту атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает.

Как известно, на практике методы обучения и методические приемы тесно переплетаются друг с другом. Например, в игре монологические изложения учебного материала может объединяться с элементами беседы и наоборот. (27, с.14)

Вариант аналитической и обобщающей беседы возможен в игре « Новый материал преподает… класс». В этой игре класс на предварительном занятии делится на несколько групп, допустим на семь (по четыре человека, когда объединяются две парты). Тему, которую учитель предполагает объяснять на следующем уроке, тоже необходимо разделить на семь вопросов. Предложим, речь должна идти об Отечественной войне 1812 г. По этой теме могут быть предложены следующие вопросы: начало войны, планы и силы сторон, Смоленское сражение, Бородино, Тарутинский маневр, партизанское движение, гибель «великой армии». Каждой группе дается для подробного изучения один из этих вопросов. Объяснение нового материала строится из логически построенных вопросах учителя и ответов учащихся. Затем оценивается работа каждой группы.

Для работы с терминологическим материалом наиболее подходит одна из игр с правилам «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. Зачастую школьники просто «зазубривают» определения, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать какую- либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы - межсословная категория населения , в основном занимавшаяся умственным трудом = люди разного чина и звания, получившие высшее образование = выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции». Учитель фразы могут записываться в специальный исторический словарь, который может висеть на стенде исторической информации в кабинете.

Организация изучения нового материала на уроке может осуществиться в ходе самостоятельной работы учащихся, где для игры открывается много возможностей. Уже описанные ранее игры «Три предложения», «Устный диафильм», «Древо познания» могут использоваться и при самостоятельной работе с текстом учебной (художественной, художественно- публицистической) книги или с документами.

Самостоятельная работа учащихся с текстом становится увлекательной, если превращается в игру « Найди ошибки».

Эта игра обычно применяется при закреплении и повторении материала. Однако она успешно может использоваться и при излучении нового материала, если перед работой над текстом с ошибками дети изучают такой же текст, но без ошибок. Таким образом, правильный текст является частью игры и школьники работают над ним с большим интересом.

Учитель заранее подготавливают несколько листов с текстом № 1 (без ошибок) по изучаемой теме, а также столько же листов с подобным текстом № 2, в котором специально допущены исторические ошибки (примеры текстов помещены ниже). В отличие от подобной игры на закрепление или обобщение, ошибки в тексте при изучении нового материала могут быть не очень сложными; главное, чтобы они были « занимательными» (с чувством юмора, например). Ребята могут работать с ними как индивидуально, так и разбившись на пары или на группы по 4 человека (2 пары объединяются). Учитель объясняет суть игры: «Ребята, у каждого из вас (у каждой группы) на парте лежит лист с текстом. Вы должны внимательно изучить содержание рассказа. На эту работу вам дается 10 минут. Разрешается делать записи в тетради (по усмотрению учителя). Ровно через 10 минут этот текст будет собран, и вы получите другие листы с похожим текстом. Только в нем будут ошибки, которые вам надо найти. Победит тот (та группа), кто за определенное одинаковое для всех время правильно обнаружит наибольшее количество ошибок. Итак, время пошло».

Работая с текстом № 2 (с ошибками), ребята должны заполнить табличку

 

Ошибка Правильный вариант
1) 2)  

 

В 8-м классе средней школы необходимо формировать у учащихся умение составлять конспект и работать с ним. Как известно, конспект -это краткое письменное изложение материала. Чтобы составить конспект, необходимо, во-первых, научиться сокращать слова, а также выделять главное и опускать второстепенное; во-вторых, важно научиться расшифровывать конспект, то есть краткую запись развернуть в полный текст, максимально приближенный к исходному материалу. (16, с.251)

В связи с этим предлагается игра «Реставрация», в которой сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспект и работать с ним. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Учитель предваряет игру примерно следующим образом: « Представьте себе, что вы - работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели…Вам надо восстановить текст».

Игра может проходить по группам или индивидуально.

Например, один из вопросов темы « Внешняя политика России 60-70 гг.» о формировании российско-китайской границы зашифрован в нижеприведенной записи: Р.: нет границы на Дальн. Востке. 1849-55-уточнены карты р-на Амура и Уссури-> встал? о Р.- кит.границе. 1858-г.Айгунь - заключ.дог-ро Р.-кит.границе(по р. Амур до впадения р. Уссури). 1860-Пекин - заключ. дог-р:Уссур.край (Приморье) за Р. 20.06.1860 - бухта Золотой Рог - осн. г. Владивосток.

Когда игра проходит в первый раз, необходимо на первом предложении показать, что значит расшифровать его. Например, в данном тексте учитель показывает пример расшифровки, высказывая вслух размышления по поводу первого размышления.

«Р.: нет границы на Дальнем Востоке». Р. - это сокращенная запись слова «Россия». Если мы просто уберем в этом предложении сокращения, то получится: «Россия: нет границы на Дальнем Востоке». Но мы так обычно не говорим. Надо согласовать падежи. «У России не было границы на Дальнем Востоке». Хорошо бы еще сделать предложение наполненным и красивым, ведь наша задача максимально увеличить текст. Предположим, мы можем рассуждать следующим образом. Россия существует уже долгие лета, а границы на Дальнем Востоке еще нет. У нас получится: «Долгое время у России не было границы на Дальнем Востоке». Или: «За долгое время существования России и даже к середине XIX в. официальной границы на Дальнем Востоке между Россией и Китаем не существовало». Так и запишем. Но у каждого из вас может получится свой вариант. Совсем не обязательно такой. А теперь продолжайте работу самостоятельно.

При проверке работ учащихся учителю целесообразно ознакомить ребят с интересными вариантами разных «расшифровок». Проведение этой игры готовит учащихся к игре противоположного значения.: «Зашифруй текст», в которой требуется сократить текст насколько это возможно, но так, чтобы по вновь получившейся записи можно было воспроизвести первоначальный вариант - работа по составлению конспекта. Однако выполняя ее в форме игры, школьники проявляют максимум заинтересованности, внимательности, творчества, что приводит к большей успешности не только в усвоении материала, но и в развитии полезных умений.

Игра и учебная наглядность

При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемые применительно к первым двум.

Работа с наглядностью на уроке истории строится посредством наблюдения и анализа содержание наглядного объекта. Если учитель использует учебную картину, он добивается, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерный прием - беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания.

Средствами игры учащиеся получают игровое задание, которое побуждает их внимательно рассмотреть картину, чтобы потом на основе увиденного и услышанного на уроке воплотить в собственный образ, приближенный к историческому. Например, в уже описанной выше игре «Устный диафильм» их потом нужно будет самим изобразить кадр диафильма, а для этого важно внимательно вникнуть в детали учебной картины.

В игре «Живая картина» необходимость внимательного анализа диктует последующее сценическое творчество, поскольку ученикам дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Продажа крепостных», «Суд во времена «Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д. или какое-нибудь известное историческое полотно: «Переход Суворова через Альпы», «За расчетом», «Боярыня Морозова» и т.п. За несколько дней до урока нужно предложить учащимся заранее подготовленный текст инсценировки по картине. Так, например, при оживлении иллюстрации из учебника истории средних веков «Военный вождь с дружиной» учащимся предлагается допустить, что на рисунке изображен вождь франков Хлодвиг со своими дружинниками и приближенными, празднующими очередную победу. Далее следует инсценировка.

Может быть вариант игры, когда по ходу изучения нового материала учитель сам создает или « рисует живую картину» с помощью учащихся, раздавая им соответствующие роли. Например, при объяснении темы « Либеральные реформы 60-70 гг. XIX века в России» учитель, раскрывая суть судебной реформы, « рисует» картину пореформенного окружного суда: ученик, сидящий на первой парте среднего ряда, определяется судьей, целый ряд из двенадцати человек « назначается» присяжными заседателями, из оставшихся по ходу объяснения выбираются и рассаживаются в соответствии с ситуацией «прокурор», «защитник», «подсудимый».

Игру «Экскурсия» можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника.

Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определенное время готовит содержание и « экскурсии» о данном экспонате, но для разных групп экскурсантов:

первая группа - для детей старшей группы детского сада;

вторая группа - для школьников 5-го класса;

третья группа для студентов вуза;

четвертая группа - для иностранных туристов.

После отведенного на подготовку времени (10 мин), от каждой группы выделяется представитель, который « проводит» такую экскурсию у доски, где вывешено изображение данного экспоната. А 3-4 человека из его группы играют роли экскурсантов.

Так, например, при изучении архитектуры второй половины XIX в., в основу игры могут лечь изображения Ленинградского (Николаевского) или Московского вокзалов, построенные К. А. Тоном. Учитель отсылает учащихся к тексту учебника, который содержит не конкретную информацию об этих постройках, а лишь обобщенные сведения о характерных особенностях архитектурных стилей того времени. Это ставит школьников в условия, в которых изображение вокзала используется как необходимый источник информации, на основе которого, в совокупности с текстом учебника, и выстраивается текст экскурсии.

При игре не обязательно организовывать групповую работу. Если иллюстрация есть в учебнике, то игровое задание может быть дано по вариантам для каждого. Его необходимо выполнить в письменном виде. А по истечении отведенного времени желающие проводят свой вариант «экскурсии» у доски. (17, с.133)

Игра «Китайские иероглифы» представляет собой криптограмму, разгадав которую дети могут познакомиться с изречением какого-либо знаменитого в истории человека.

 

Ключ к пиктограмме заключается в этом знаке.

 

Чтобы разгадать зашифрованную надпись, необходимо дорисовать каждый «иероглиф» до указанной в ключе фигуры (лучше сделать это цветным карандашом или фломастером). Из новых деталей сложатся буквы, по ним можно прочесть изречение автора. (4, с.134)

Итак, выше были рассмотрены возможности игр при подготовке к изучению нового материала. При устном изложении и работе с печатным текстом, при работе с наглядностью. В результате анализа использования игр на уроке истории выявляется следующая методика введения дидактических игр в процессе изучения нового материала на основе активизации познавательной деятельности:

. Постановка учебно-игрового задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть направлено на выполнение одной из логических операций (выделение главного, сравнение и пр.) или на развитие исторического воображения. Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, таким образом, мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников.

. Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебно-игрового задания при изучении нового материала.

. Применение полученных учащимися знаний в ходе кульминации и заключительного этапа игры (при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс).

В зависимости от замысла учителя данные положения при проведении игры могут быть реализованы на одном уроке или растянуты во времени на несколько уроков.

Достоинство такой методики состоит в следующем:

) Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение.

) Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность.

) Одним из достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся.

) Посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении.

) Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историей:

историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления;

способность к ретроспективному мышлению, к осмысленной реконструкции картины исторического исслед<



2020-03-17 930 Обсуждений (0)
Игра при подготовке к изучению нового материала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Игра при подготовке к изучению нового материала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (930)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)