Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отражение круговращения времени в украшении христианских храмов



2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Отражение круговращения времени в украшении христианских храмов 0.00 из 5.00 0 оценок




Иконы православного храма - основа духовности русского народа

 


Введение

икона богослужебный византийский монастырь

В последнее время в средствах массовой информации все чаще слышны разговоры о «Национальной идее», что в нашей стране утрачена национальная идея, которая объединяет общество. В результате этого народ теряет духовность, меняются ценностные ориентиры. Из культурного высоко духовного общества российский народ становится обществом потребителей, которое поклоняется только «Золотому тельцу».

Но есть и другое мнение: многие ученые, работники культуры, духовенство говорят о возрождении духовности вместе с возрождением православной веры.

Православие неотделимо от храмов, так как они являются средоточием богослужебного хрис тианского культа. Это место общения человека и Бога.

Главное украшение храмов - икона.

Изучить иконы православного храма стало возможным на примере храма в честь Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

Цель работы: Осознать духовное и культурное наследие иконописи.

Задача:

Изучить особенности изображения святых на иконах.

Понять, как декор храма отражает символическую идею Церкви Вечной.

Применение: Демонстрация на уроках МХК, ОРКСЭ. Использовать на уроках как элемент НРК.

В качестве проектной разработки снят учебный фильм «Светлые лики».

 


Преемственность русского православия от византийской культуры

Средоточие богослужебного христианского культа

 

С принятием христианства на Русь пришла и Византийская культура. Византийская культура, искусство развивалось на наследии античности, но оно перестало отражать осязаемый реальный мир, а превратилось в сложное символическое средство общения с Богом на Земле в храме.

На первый план выходит не стремление умилостивить природу, а совершенствование человеческой души в соответствии с заповедями, что шли от бога, но создавались людьми

Доподлинно известно из древней летописи, что киевский князь Владимир собрал бояр и старцев на совет и просил их о том, какая вера лучше? На что получил совет: «Послать умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству». Прислушался князь Владимир к совету старцев и послал десять благоразумных мужей для этого испытания.

Посетив множество городов и стран, они прибыли в столицу Византии - Константинополь и пошли в Софийский собор. Замерли они от красоты увиденного и услышанного.

…Возвратившись в Киев, они с восторгом рассказали обо всем Владимиру.

Плененный рассказом Владимир принял христианскую веру для себя и всей Руси.

С принятием христианства на Руси особый размах приобрело Архитектурное строительство. Начиная с 988 года стали строиться каменные города и к XI веку их число достигло более 270.

Каменное строительство на Руси во многом опиралось на византийские традиции. Широкое распространение на Руси получил крестово-купольный тип храма, разделенный на 3 и 5 нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. Дерево как основной строительный материал использовалось на Руси для сооружения не только простейших крестьянских изб - срубов, но и шатровых ярусных храмов.

К сожалению, многочисленные пожары уничтожили эти интереснейшие памятники, поэтому об архитектуре Древней Руси мы можем судить лишь по сохранившимся каменным постройкам.

Наибольшего расцвета Древне - Русское государство достигло во времена Ярослава Мудрого (978 - 1054). Центр государства - город Киев - «мать русских городов», украшали в то время около 400 церквей. Все они были построены по образцу Византийских храмов. Златоверхие теремные башенки, поражали красотой и величием. Главный собор Киева - собор Святой Софии не имеет аналогов ни в Византии, ни в других государствах.

Во всех древне - русских городах храмы сооружались по схожести и планировки с Киевской Софией. Это в основном пяти нефные крестово - купольные здания, хоры, двух этажные боковые галереи с арками. Храмы строили добротно, на века. Каждый храм имел свои отличительные особенности: количество куполов, нефов, внешний облик храмов, колонны, арки, пролеты - все это было индивидуально в каждом городе. Будь это Великий Новгород, Владимир, Москва, любой другой город на Руси.

По такому же типу строились храмы в Челябинской крепости.

Отражение круговращения времени в украшении христианских храмов

икона богослужебный византийский монастырь

Центром богослужения христианского культа стал византийский центрально-купольный храм.

Это обиталище Бога на Земле, другое небо, он отражал идею установления божественного порядка на Земле и спасения человека в загробном мире.

Верующий слушал песнопения, вдыхал фимиам, смотрел на иконы, фрески, утварь, слушал слова божественной литургии, таким образом, происходило единение души верующего и бога. Ему открывался путь к богу.

Многие слышали выражение: «Религия - это опиум для народа…, но не все знают продолжение этого выражения: Она приносит ему облегчение».

Православные храмы имеют символическое значение:

1.                Космическую символику. (Это обиталище Бога на Земле, другое небо, он отражал идею установления божественного порядка на Земле и спасения человека в загробном мире).

2. Топографическую. (Ориентирован на восток. Религия христиан распространилась из Иерусалима. Купель - Иордан - место крещения Христа, привязка к центру христианства).

.   Временную. (Связь с христианским календарем, периодичность богослужений, не по григорианскому календарю, а отсчет праздников ведется от рождества Христова и рассчитывается ежегодно).

Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен - Святую землю (земной рай); купол - небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру горнему. Нартекс - образ земли, где пребывают грешники; пространство храма - видимое небо для верующих; алтарь - царство чистого духа. Архитектурную конструкцию храма определил сложившийся на Востоке ритуал христианской службы. Культовая церемония с пением хора и солистов разворачивается в алтаре, который завершается полукруглым выступом в центре храма - амвоном. Амвон располагается строго под куполом, и именно здесь происходит акт единения с Богом, когда священник во время причастия дает верующим вкусить хлеба и вина - символ плоти и крови Иисуса Христа. Купол при этом не просто подчеркивает значение центра - он зримо выражает идею лествицы, по которой совершается общение неба и земли.

Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и утверждение христианской архитектурной символики, которая принята и сегодня. Четыре стены под одной крышей символизируют четыре стороны света под покровительством единой Церкви. Алтарь во всех храмах помещается на востоке, так как по Ветхому Завету там находится райская земля Эдем, а по Новому Завету произошло Вознесение Христа. При этом один купол символизирует Иисуса Христа, три - Святую троицу, пять - Христа и четырех евангелистов.

Порядок размещения декоративного убранства в крестово - купольном храме определило византийское церковное богослужение, приковывающее взгляд к алтарю и амвону, а через них к аспиде и куполу. Оно рассчитано на восприятие верующими от входа и при круговом перемещении из одного рукава креста в другой. Каждому священному образу отведено особое место, что вызвано стремлением отразить символическую идею Церкви Вечной. Поэтому под куполом, в верхней точке храма, помещается образ Христа Вседержителя.

Фигуры Богоматери, ангелов, ветхозаветных праотцев, пророков, святых мучеников - всех тех, кто предсказал торжество Церкви и боролся за нее, связывают фигуру Христа с паствой. Чем выше чин святости, тем выше находится изображение, приближаясь к образу Вседержителя в подкупольном пространстве.

 




2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Отражение круговращения времени в украшении христианских храмов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отражение круговращения времени в украшении христианских храмов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)