Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Связь византийского и русского стиля в декоре храмов



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
Связь византийского и русского стиля в декоре храмов 0.00 из 5.00 0 оценок




Мозаичный декор

В Византии между зрителем и образом не существовало дистанции, поскольку зрителю было доступно священное пространство образа, а образ, в свою очередь, формировал пространство, в котором двигался зритель. Последний был скорее «участником», чем «зрителем». Не стремясь к иллюзионизму, византийское религиозное искусство упразднило четкую границу между миром реального и миром кажущегося.

Полная реализация выраставшей из этого основного принципа художественной и иконографической схемы была возможна только в идеале или в особо благоприятных условиях. Наиболее совершенным воплощением этого идеала, его классическим решением оказалось мозаичное убранство крупных монастырских церквей XI в. Принципы, которым следовали при создании этих памятников, резко отличаются от принципов, что лежали в основе раннехристианского и до-иконоборческого искусства.

Первое, что поражает исследователя средневизантийского храмового декора, - это сравнительно небогатый набор сюжетов. Недостаток воображения и изобретательности станет особенно удивительным, если мы вспомним, что в то же самое время в Византии существовало мощное течение в высшей степени многоликого искусства, восходившего к наивной народной образности. Очевидно, это течение было характерно не столько для монументальной живописи (за исключением далеких провинций), сколько для иллюстраций популярной религиозной литературы, также для библейских книг, таких как Псалтирь, или для литургических сочинений вроде Акафиста. В распоряжении миниатюристов, иллюстрировавших подобные тексты, находился запас античных, искаженных античных, а также восточных мотивов, которые можно было позаимствовать для истолкования письменного слова. Художники, которые украшали мозаиками храмы средневековой Византии, оказали огромное влияние на культуру Руси.

На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения стен храмов священными изображениями - мозаики и фрески. Всего пять древнерусских храмов имели мозаичное убранство и лишь в одном из них, киевской Софии, оно сохранилось.

Техника изготовления мозаики довольно сложна. Цветное стекло - смальту - выплавляли в специальных мастерских. Чтобы придать смальте нужный цвет, в стеклянную массу добавляли окислы различных металлов.

Сначала стены и своды церкви метр за метром покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Размеры кубиков зависели от характера изображения и его месторасположения.
Так, например, в Софийском соборе огромная фигура Богоматери расположена высоко над уровнем пола и выложена достаточно крупными кусочками смальты.А вот голова святого Лаврентия находится много ниже и набрана из очень мелких кубиков: на один квадратный дециметр их приходится около 400 (размер клеточки в вашей тетради по математике). Можете себе представить, какой это был кропотливый труд! Поэтому мозаичный декор является редким украшением православных храмов на Руси.

 

Иконопись

 

Вместе со строительством храмов на Русь пришла иконопись - искусство создания икон. Икона - это священное для верующих изображение Бога, Богородицы или святого, нарисованного на доске. Сохранились иконы, которые располагаются на иконостасе в несколько рядов. На самом верху иконостас венчает крест. В храмах находятся иконы, которые написаны много столетий назад, перед которыми молились многие поколения православных христиан. Такие намоленные иконы особо почитаются верующими. Одна из самых чтимых икон в России - это икона Владимирской богоматери. В центре иконостаса расположены двери для прохода в алтарь, которые именуются Царскими вратами. Перед иконостасом находится возвышение - амвон, с которого читается Евангелие и священник произносит проповеди.

Иконы располагаются не только на иконостасе, но и украшают стены храма. Возле них стоят подсвечники, и каждый верующий может помолиться у образа избранного им святого и поставить свечку.

Свеча, зажженная перед иконой, символизирует любовь человека к Богу, Богородице и святым.

Внутреннее убранство христианских храмов отличается красотой и роскошью. Огромное количество светильников, икон в золотых и серебряных окладах, фрески, мозаики, роспись плафонов - все это говорит о почитании православных святых, Богородицы и Бога. Благодаря внутреннему убранству, которое собиралось в храмах несколько веков создается ощущение одухотворенности, умиротворения, возвышенности. Создается обстановка, располагающая к беседе с Богом.

 


Женский Одигитриевский монастырь

Создание монастыря

 

В дореволюционное время бытовала пословица: «Где село, там и церковь, а где город, там и монастырь». Церковь была неотъемлемой составляющей жизни русского человека того времени. Поэтому при основании русского населенного пункта одновременно возникал вопрос о строительстве церкви.

Такая же необходимость возникла и в городе Челябинске. При строительстве в 1736 г. - Челябинской крепости. Рядом с крепостными стенами строится деревянная церковь (1739 или 1740 г.), посвященная святому НиколаюЧудотворцу - одному из любимейших святых на Руси. Церковь находилась на пересечении современных улиц Труда и Цвиллинга.

В 1848 г. в Челябинске возникла идея создания женской Одигитриевской Богородицкой общины. Идею создания в Челябинске женского монастыря высказала А.М. Полежаева и в 1854 году ее усилия увенчались успехом. Община была утверждена как Челябинский женский Одигитриевский монастырь. Храм был открыт в 1861 году.

Церковь в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» (Ленинский район, Энергетиков, 21-а) одна из самых старинных церковных построек Челябинска. 1864 г. - год основания монастырской заимки и построения церковного здания. Это то, что сохранилось от Челябинского женского Одигитриевского монастыря и начало возрождаться в 1997 г.

Монастырское двухэтажное здание 1864 года, было приспособлено в советские годы под контору плодово-овощной станции, в 1997 году было передано епархии. Сейчас в нем церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». В 2004 г. церкви передали старинную монастырскую ограду. У церкви - кладбище, где похоронено 49 монахинь и послушниц (все захоронения - дореволюционные). Рядом с храмом есть источник во имя Моисея Боговидца. Вода в нем считалась целебной. Планируется этот источник расчистить. Частично сохранился монастырский сад, в котором первые на Южном Урале яблони дали дикие побеги. Уцелел пруд, под народным названием «Девичьи слезы» (сейчас - «Котлован»), где раньше водилась крупная рыба.

В 1863 году при монастыре стала действовать первая монастырская церковь в честь ИБМ Одигитрия-Путеводительница. В 1864 году - Никольская церковь на монастырском хуторе (территория современного Ленинского района), в 1890 г. на территории монастыря освящена вторая церковь - Вознесенская.

Здание храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» одна из самых старинных церковных построек Челябинска, сохранившаяся после разрушения женского монастыря в годы советской власти.

Во второй половине XIX века монастырь был крупнейшим землевладельцем в городе Челябинске. В ноябре 1920 года по распоряжению Челябинского губернского исполкома 50% монастырских помещений были отданы под приюты, дома ребенка и прочее. В марте 1921 года монахини были обвинены в контр. Революционном заговоре, на основании чего монастырь был закрыт, а сами монахини были временно помещены в концентрационный лагерь. В 1932 году изуродованные монастырские храмы были ударными темпами разрушены и пополнили собой запасы кирпича. Чудом уцелело только одно единственное монастырское здание на Никольской заимке - монастырское училище. На месте Николаевской церкви монастыря в 1936 году было организованно опытно - производственное хозяйство «Садовое», обосновавшееся на бывшей монастырской заимке - хутора «Богамазовский лог».

Только в 1999 году храм был освящен митрополитом Иовом Челябинским и Златоустовским и действует поныне. В 2014 году исполняется 150 лет со дня основания. Челябинская епархия приняла решение вернуть храму статус монастыря. В 2013 году здесь поселились три монахини. По плану в 2014 году начнется перестройка всего храма.

 



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
Связь византийского и русского стиля в декоре храмов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Связь византийского и русского стиля в декоре храмов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)