Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1. Понятие «информационной потребности»



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Понятие «информационной потребности» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности (ИПотр). В самом общем смысле под ИПотр понимается необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе.

Например, планирование дальней поездки формирует ИПотр познакомиться с авиационным расписанием. Такое знакомство может быть выполнено в разной форме - по телефону, непосредственно в билетном агентстве в диалоге со специалистом, путем изучения расписания в напечатанном виде или в результате его поиска во всемирной сети. Однако при всем различии форм удовлетворения ИПотр сама она остается одной и той же.

Заметим, что после того, как выбран нужный рейс и куплен билет, информация утратила свою ценность для нас, не перестав при этом оставаться ценной для других потенциальных потребителей. Это свойство полной потери ценности информации (ее потребительной стоимости) для данного потребителя в данный момент, представляет собой важную особенность ИПотр, существенно отличающую ее от других видов потребностей человека. Одна и та же информация может снова стать предметом потребления, если она будет предъявлена другому потребителю, если перед тем же самым потребителем возникнет другая задача, а также если увеличится запас его знаний, позволяющий распознать в этой информации новые аспекты. Здесь уместна аналогия с многократным созерцанием картины или чтением романа мастера.

Таким образом, ИПотр имеют сугубо индивидуальный (персональный) характер. Они зависят не только от особенностей решаемых задач, но также от психологических, образовательных и других личностных особенностей лица, принимающего решение. И хотя при изучении ИПотр их носителей объединяют в группы и категории, все же создатели информационных систем стремятся к тому, чтобы их пользователи имели как можно меньше ограничений в выражении своих вкусов и предпочтений.

Принято выделять два основных типа ИПотр:

• текущие, обусловленные присущей человеку любознательностью и заключающиеся в его стремлении быть в курсе всего, что происходит в мире;

• конкретные (специальные), состоящие в стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной задачи - исследовательской, профессиональной, управленческой и т.п.

Конкретные ИПотр в определенной степени зависят от особенностей задач, для решения которых необходима соответствующая информация. Если ограничиться сферой науки и техники, то их можно разделить на три основных вида:

• ИПотр ученых-исследователей;

• ИПОтр потребности специалистов (инженеров, врачей, агрономов и т.п.);

• ИПотр управляющих (руководителей).

ИПотр могут выражаться либо в форме устных или письменных информационных запросов, либо в определенном поведении потребителя по отношению к потенциальным источникам информации (другим людям, литературе, СМИ и др.). Если ИПотр выражена в письменном виде и отчуждена от ее источника, возникает проблема точности и полноты выражения ИПотр в информационном запросе. Специалисты в области информационного поиска различают информацию, имеющую отношение к ИПотр - ее называют релевантной, и информацию, непосредственно удовлетворяющую ИПотр - ее называют пертинентной.

Решающим условием эффективного удовлетворения ИПотр является ясное осознание и четкое выражение того, какая информация действительно нужна потребителю для решения стоящей перед ним задачи. Без этого трудно рассчитывать на получение в информационном центре или библиотеке тех сведений, в которых потребитель нуждается.

Возможный механизм возникновения и удовлетворения ИПотр ученых-исследователей предложен Ю.М. Арским, Р.С. Гиляревским, И.С. Туровым и А.И. Черным в книге «Инфосфера. Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе» (М.: ВИНИТИ, 1996).

С момента возникновения у человека ИПотр он начинает оценивать всю поступающую к нему информацию под углом зрения этой потребности, разделяя информацию на релевантную и нерелевантную. Другими словами, ИПотр возникает у человека при постановке перед ним какой-то задачи. Человек обдумывает эту задачу, в результате чего в соответствующей зоне его долговременной памяти складывается образ задачи или ее внутренняя модель. Этот образ и служит эталоном, с которым с этого момента сравнивается вся поступающая информация. Если информация имеет отношение к эталону, она считается релевантной и заносится в определенную зону долговременной памяти или во внешнюю память (на специальную карточку, в специальную тетрадь или компьютер). Вся не относящаяся к эталону информация считается нерелевантной.

Под влиянием размышлений над сущностью стоящей задачи и содержания накапливаемой релевантной информации представление человека об этой задаче может уточняться и изменяться. Психологи называют этот процесс возрастанием состояния осведомленности о задаче.

Когда человеком накоплено необходимое количество релевантной информации, он находит решение задачи. После этого вся связанная с решением информация переводится из данной зоны долговременной памяти в зону архивного хранения. Таким образом, ИПотр может быть охарактеризована как осознанная нужда в информации, требующейся для решения поставленной задачи по разработанному плану.

Можно предположить, что процесс решения любой научной задачи начинается с принятия каких-либо предпосылок и допущений, которые в дальнейшем подвергаются корректировке и изменению. Под образом или внутренней моделью задачи следует понимать гипотезу, которая является важным средством организации научного поиска. «Гипотезы, - писал Гете, - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово; работнику они необходимы; он не должен только принимать леса за здание».

К проблеме ИПотр применимо учение академика АН СССР А.А. Ухтомского (1875-1942) о доминанте, которое является развитием идей Н.Е. Введенского и И.П. Павлова.

 



2020-03-17 188 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Понятие «информационной потребности» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1. Понятие «информационной потребности»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)