Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию современного урока права
Курс обществознания - учебного предмета, одной из задач которого является социализация подрастающего поколения. Обучение основам права в рамках курса обществознания призвано целенаправленно, решать проблемы правовой социализации личности в непосредственном взаимодействии с социально - правовым аспектом субъектного опыта старшеклассников. На основе этого мы изучим на курсе обществознания в рамках правового аспекта. Вместе с тем, в современной теории и методике обучения обществознанию сложилось противоречие между признанием значительной роли субъектного опыта старшеклассников и реальным учетом и использованием его в образовательном процессе. Остаются недостаточно исследованными пути его выявления, включения в образовательный процесс, дальнейшего наращивания, корректировки. Осмысление этого противоречия выдвинуло проблему исследования: что и как необходимо изменить в преподавании для того, чтобы обеспечить положительную корреляцию личного социально - правового опыта старшеклассников с правовым содержанием курса обществознания? Таким образом, актуальность темы исследования определяется: - значимостью правового компонента школьного обществознания для формирования личности старшеклассника, становления его знаний в области права; - значением актуализации и трансформации личного социально - правового опыта в самоопределении и самореализации личности, особенно в раннем юношеском возрасте; - возрастающей общественной значимостью проблемы воздействия личного социально - правового опыта старшеклассников на реализацию образовательных программ базового уровня обучения; - необходимостью учета особенностей социализации в современной образовательной ситуации; - отсутствием научно - методического исследования, по проблеме корреляции личного социального опыта старшеклассников с правовым содержанием курса обществознания при реализации личностно-ориентированного подхода к обучению обществознанию. Объект исследования: процесс обучения правовому компоненту, а именно политическому режиму в рамках курса обществознания в 9-х классах общеобразовательной школы. Предмет исследования: устойчивые связи между личностно-ориентированным обучением правового содержанию курса обществознания, личным социально – политическим опытом обучающихся и результатами обучения. Цель исследования: - Обеспечить усвоение учащимся понятий, признаков свойств; - Осуществить контроль определенных знаний; - Повторить, обобщить и систематизировать; - Заполнить сравнительную таблицу по тексту; - Устранить пробелы в знаниях; - Отработать умения и навыки самостоятельной работы; - Обеспечить формирование и развитие нравственности; - Способствовать эстетическому воспитанию школьников; - Содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности; - Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги и обобщать систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы; - Развитие воли и самостоятельности. Развитие умений владеть собой: выдержка и самообладание развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости умения преодолевать трудности в учении. Гипотеза исследования состоит в том, что бы выбранная цель урока опытно-экспериментальной работы на тему «политический режим» соответствовал политическим опытом ученика и содержанием курса обществознания может быть достигнута при правильном подходе к преподаванию обществознания, который предполагает моделирование личностно ориентированной ситуации с учетом а) особенностей сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения личного социально - политического опыта старшеклассников и б) специфики восприятия старшеклассниками политического компонента обществознания. Задачи исследования: 1. Определить сущность и значение темы «политический режим» в педагогической теории. 2. Определить степень разработки проблемы в процесс обучения в научно - методической литературе по обществознанию. 3. Выявить подходы к использованию сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения сложившиеся в массовой практике преподавания на уроках обществознания. 4. Выявить особенности сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения обществознанию. 5. Проанализировать специфику отношения старшеклассников к изучению политологических знаний. 6. Определить, теоретически обосновать методику проведения эксперимента. Методы исследования: рассказ объяснение беседа диалог запись под диктовку лекция. Этапы исследования. Исследование проводилось в Аксубаевской гимназия №1 р.п. Аксубаево в 9 «А» классе Вторник, 14.10.2008 6 урок 12.25 – 13.10. Итоги опытно-экспериментальная работа по совершенствованию современного урока права. Общие требования кратко можно сформулировать так: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности; формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять, или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению. Эти требования условно можно поделить на четыре группы. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней. Обеспечивать познавательную активность на уроке рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корректировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств. Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием. Заключение
Итак, мы изучили с вами в нашей научной работе типы уроков в правовом курсе. Объектом нашего исследования мы избрали типы уроков, как в правовом курсе, так и общую характеристику и смогли на практике применить эти типы уроков. Как показала практика у этого опыта, у этой методики есть будущее, главное суметь переубедить тех педагогов, которые привыкли за десятки лет к неправильному преподаванию в школе, что нам просто необходимо изменить методику преподавания учебных предметов. В первом параграфе мы рассмотрели с вами, что такое структура урока и какие выделяют типы уроков, какие бывают цели и задачи уроков. Во втором параграфе мы рассмотрели с вами структуру и типы уроков непосредственно к праву. В третьем параграфе мы рассмотрели с вами анализ ученных педагогов мастеров своего дела. В заключительном параграфе мы рассмотрели с вами непосредственно как обстоят дела на практике. Исходя из этого можно сделать вывод что: Учебное занятие по праву — это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности. Урок по праву условно может рассматриваться с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов: —учитель права; —обучаемые; —юридическое содержание учебных курсов; —система методов, приемов, средств обучения; —цель и результат. Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения. Совершенствование своего педагогического мастерства учитель права может осуществлять путем систематического обмена опытом с коллегами, например, в процессе посещения уроков. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что анализ любого учебного занятия по праву следует начинать с выделения того положительного, что было достигнуто на уроке. Предъявляемые к учебному занятию требования должны быть учителю заранее известны, а потому именно на них и следует сосредоточить свое внимание. При подготовке к учебному занятию, учитель права составляет план-конспект урока. В нем обычно отражены тема урока, поставленные цели, план урока, методы и приемы, которые будут использованы на уроке, материалы к уроку, оформление доски, вопросы и задания учащимся, собственно само содержание учебного занятия, вопросы для проверки и контроля знаний и умений учащихся. Предполагаемое домашнее задание. Для учебного занятия по праву в настоящее время не существует четкой общепринятой классификации по видам и типам уроков, так как считается, что учитель в процессе преподавания может создавать каждый раз новые, нестандартные типы уроков, в этом состоит специфика правового обучения. Тем не менее, какие-то общие рекомендации при создании урока можно выделить, необходимо придерживаться методических требований при преподавании права. Проявляйте определенную гибкость при ведении занятия. Некоторые части урока вызовут больший интерес у учеников, чем другие, и вы, возможно, будете удивлены, обнаружив, что те или иные обсуждения или стадии урока ученикам особенно полезны и потому требуют больше времени. Урок должен быть построен по принципу «аккордеона» — так, чтобы отдельные его части могли растягиваться или сжиматься в зависимости от реакции учеников. После урока сделайте для себя пометки, чтобы учесть их в следующий раз. Высокая результативность учебного занятия по праву достигается при правильном построении урока, выполнении всех требований к учебному занятию, грамотном выборе и использовании учителем приемов и методов обучения, слаженном взаимодействии всех компонентов учебного занятия. Необходимо отметить, что учебное занятие по праву должно быть разнообразным, интересным, информативным, соответствующим учебной программе, образовательному минимуму и возрастным особенностям учащихся. Список литературы 1. Аминов А. Аминова Л. Когда гремят орудия, законы молчат// По материалам сайта www.edu.rin.ru 2. Баженова И. Н. Педагогический поиск. М., 1990. 3. Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика - 1990. 4. Болотина Т. В. Певцова Е. А. Миков П. В. Суслов А. Б. . Права человека 10—11 классы. Методическое пособие для учителя. Москва. «Русское слово»2006. 5. Бочаров И Методика преподавания прав человека в школе. — Пермь. 2000 6. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Педагогика, 1968. 7. Гончарова Т. И. Уроки истории – уроки жизни: Из опыта работы учителя истории 536-й школы Ленинграда. М., 1986. 8. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989. 9. Ежова С.А. Методика преподавания истории в средней школе – М.: Просвещение, 1986. 10. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984. 11. Колоскова А.Г Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе – М.: Педагогика, 1984. 12. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985. 13. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999. 14. Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк – Рязань, 1995. 15. Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995. 16. Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы объединенного урока. // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995. 17. Онищук В. А. Урок в современной школе. М., 1981. 18. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. М., Владос. 2003. 19. Певцова Е. А. Учителю права: как организовать занятие// www. ychitel.ru 20. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. — М.: Владос, 2000.. 21. Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя.-М., РС. 2000 22. Пидкасистый П. И. Педагогика М., Педагогическое общество России. 2004 23. Помадова Т. Е. Вопитание толерантности к людям других национальностей// Уроки прав человека. Сборник методических материалов. Пермь.2002 24. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения. Чита, 2000. С.110. 25. Суворова Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» М., Вита-Пресс. 1999. Автор игры «Правовой бой» - А.Н. Сударкин 26. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2000. 27. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000 28. Ушинский К.Д. Собр.соч. Т.2. М.; Л. 1948. 29. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. 30. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого. \\ Баженова И. Н. Педагогический поиск. М., 1990. 31. Шмаков С. А. «Душу и сердце надо упражнять…» О К. А. Москаленко. // Лип. газ. – 1997. – 11 июня.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |