Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель, задачи, информационная база



2020-03-18 202 Обсуждений (0)
Цель, задачи, информационная база 0.00 из 5.00 0 оценок




Научные основы анализа финансового состояния коммерческой организации

Цель, задачи, информационная база

 

Изучение явлений природы и общественной деятельности невозможно без анализа.

Сам термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю».

Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого.

Таким образом, под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

В данный момент существует общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне (на уровне общественно - экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей), и конкретно - экономический анализ на микроуровне - анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных предприятии.

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (АХД) - комплексное изучение финансово - хозяйственной деятельности с целью объективной оценки ее результатов, дальнейшего развития и совершенствования, а также определения причин, обусловивших эти результаты. [0, 3]

Становление АХД обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли.

Во - первых, это удовлетворение практической потребности.

Она возникла в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производительных отношений, расширением масштабов производства.

Без комплексного всестороннего АХД невозможно, управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные решения.

Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще.

Как известно, с развитием любой науки происходит дифференциация ее отраслей.

Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук.

Анализ стал важным средством планового управления экономикой предприятия, выявления резервов повышения эффективности производства.

Основными принципами АХД являются:

. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования.

Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной, экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

. Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой.

. АХД должен быть объективным, конкретным, точным.

Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную деятельность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия.

Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования корректировки и уточнение плановых данных.

. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю.

То есть, необходима планирования аналитической работы на предприятиях, распределение обязанностей, по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

. Один из принципов анализа - его демократизм.

Участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др.

Ими следует руководствоваться, проводя анализ АХД на любом уровне.

Методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия включает ряд взаимосвязанных процедур:

. постановка цели. Целью может быть комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия или какого-либо ее частного аспекта, с целью принятия управленческого решения по ее возможному совершенствованию;

. формирование исходной информации. Исходная информация включает сведения о показателях, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность, а также о факторах, определяющих уровень этих показателей. Конкретный состав показателей определяется поставленной целью;

. аналитическое исследование. Метод анализа заключается в комплексном, органически взаимосвязанном изучении, измерении и обобщении влияния отдельных факторов на показатели финансово - хозяйственной деятельности;

. постановка диагноза. Диагностика заключается в исследовании результатов анализа с целью определения причин, обусловивших тот или иной уровень отдельных факторов и сформированных на их основе показателей;

. выработка рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности. Она заключает в разработке организационно-экономических мероприятий, направленных на развитие или устранение выявленных в процессе диагностики причин. [0, 4]

Содержание вытекает, прежде всего, из тех функций, которые экономический анализ выполняет в системе других прикладных экономических наук.

Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций происходящих явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

Важной функцией АХД является научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.

К функциям анализа относится также контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

Ряд экономистов принижают или вовсе отрицают эту функцию анализа, приписывая ее исключительно бухгалтерскому учету и контролю.

Однако, анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства. Именно поэтому необходимо повышать оперативность и действенность анализа.

Центральная функция АХД, которую он выполняет на предприятии, - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

Следующая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей.

И наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности - также одна из функций АХД.

Таким образом, анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения мероприятий по их использованию.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Методом экономического анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

- использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;

-  изучение причин изменения этих показателей;

-  выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

Методика анализа - это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.

В совокупности метод и методика представляют методологическую основу экономического анализа.

Приемы анализа предполагают обработку исходной информации специальными экономико-математическими и статистическими методами, приспособленными к предмету анализа. Наиболее широко практикуются сравнения, группировка взаимодействующих факторов по разным признакам, разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей, элиминирование влияния отдельных факторов с помощью расчётных моделей. Для количественной оценки влияния отдельных факторов используются балансовый метод и метод цепных подстановок в различных упрощённых его вариантах (способ разницы в процентах или же в абсолютных значениях). Взаимодействие различных хозяйственных факторов в ходе производственного процесса, их нередко противоречивое влияние на результаты хозяйственной деятельности выявляются путём разработки системы аналитических показателей и составления моделей, в которых связь между этими показателями выражена математически. С помощью моделей определяют влияние отдельных сторон хозяйственной деятельности на её результаты по обобщающим показателям.

Предметом АХД являются хозяйственные процессы, протекающие на предприятии, их социально-экономическая эффективность, конечные производственные и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности предприятия.

К важнейшим задачам АХД относятся:

. обеспечение научно-экономической обоснованности планов деятельности предприятия;

. объективное и всестороннее исследование качества выполнения планов предприятия;

. определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

. контроль на соответствие деятельности предприятия принципам самоокупаемости, самофинансирования;

. выявление и оценка внутренних резервов повышения эффективности деятельности предприятия;

. оценка состоятельности предприятия с целью диагностики и предотвращения его банкротства.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита.

Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в их естественной форме, т.е. в форме движения капиталов.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность строится на основе данных оперативного, бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета и рассматривает финансово-хозяйственную деятельность предприятия в целом. В условиях рыночных отношений она становится практически единственным достоверным источником финансовой информации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность обладает следующими важными свойствами:

- любое самостоятельное предприятие регулярно составляет бухгалтерскую отчетность;

-  минимальный состав отчетности и ее основных показателей известен;

-  отчетность составлена по определенным и общеизвестным алгоритмам и правилам;

-  данные отчетности подтверждаются первичными документами по каждой хозяйственной операции;

-  бухгалтерская (финансовая) отчетность публична и доступна внешним пользователям;

-  достоверность данных отчетности предприятий может быть подтверждена независимыми экспертами-аудиторами;

-  отчетность дает наиболее полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, ее подготовившего;

-  отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.

Регламентирование основ бухгалтерской финансовой отчетности в России проводится в соответствии с:

-  Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [1];

-  Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), определяющим состав и структуру отчетности, порядок оценки ее показателей, правила ее представления [2];

-  Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), устанавливающим принципы формирования бухгалтерских данных [3].

В ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность определена как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Составление бухгалтерской отчетности является заключительным этапом в системе бухгалтерского учета любой организации. Все формы бухгалтерской отчетности тесно связаны между собой и представляют единое целое, т. е. систему финансовых показателей, характеризующих условия и результаты работы организации за отчетный период. Система показателей имеет комплексный характер, поскольку показатели, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений (табл. 1.1).

 


Таблица 1.1. - Финансовые показатели бухгалтерской отчетности

Формы бухгалтерской отчетности Финансовые показатели
Форма №1 «Бухгалтерский баланс» Внеоборотные активы Оборотные активы Активы Собственный капитал (капитал и резервы) Долгосрочные и краткосрочные обязательства Дебиторская и кредиторская задолженность Ценности, учитываемые на забалансовых счетах
Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг Усеченная и полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Валовая прибыль Прибыль (убыток) от продаж Операционные доходы и расходы Внереализационные доходы и расходы Прибыль (убыток) до налогообложения Прибыль (убыток) от обычной деятельности Чрезвычайные доходы и расходы Чистая прибыль (убыток) отчетного периода Дивиденды, приходящиеся на одну акцию
Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» Показатели собственного капитала организации: Уставный капитал Добавочный капитал Резервный фонд Нераспределенная прибыль Непокрытые убытки отчетного года и прошлых лет Показатели увеличения собственного капитала Дополнительный выпуск акций Переоценка активов Слияние или присоединение компаний Показатели уменьшения собственного капитала Снижение номинала и количества акций Разделение и формирование новых юридических лиц
Форма №4 «Отчет о движении денежных средств» Показатели наличия, поступления и расходования денежных средств организации от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности
Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» Движение заемных средств Дебиторская и кредиторская задолженность Амортизируемое имущество Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений Финансовые вложения Расходы по обычным видам деятельности Социальные показатели

 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность призвана давать достоверное и полное представление об изменениях в финансовом положении организации различным группам ее пользователей, она является информационной базой экономического анализа всей деятельности организации. Результаты анализа служат основанием для принятия оптимальных управленческих решений, позволяют выработать тактику и стратегию финансового развития организации.

Финансовая отчетность организаций представляет интерес для широкого круга пользователей, которых можно классифицировать в зависимости от степени заинтересованности и целей анализа отчетности (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1. - Классификация пользователей бухгалтерской отчетности

Внутренние пользователи оценивают достигнутые финансовые и производственные результаты, вырабатывают тактические и стратегические цели функционирования организации, прогнозируют деятельность организации на будущее. Анализ финансовой отчетности нужен администрации для обоснования управленческих решений. Собственникам организации информация бухгалтерской отчетности необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов в виде дивидендов.

Для пользователей с прямым финансовым интересом предметом анализа бухгалтерской отчетности является финансовое положение фирмы, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователям с косвенным финансовым интересом бухгалтерская отчетность позволяет контролировать поступление средств в федеральный и местные бюджеты, корректировать финансовую политику через систему налогообложения, оценивать возможность заключения договоров и перспективы функционирования организации.

Пользователи без финансового интереса с помощью отчетной бухгалтерской информации проверяют правомерность и законность совершаемых операций или пользуются ею для получения статистической информации для экономического анализа на макроуровне.

Анализ бухгалтерской отчетности дает возможность любому пользователю рассмотреть и оценить информацию, заложенную в ней, чтобы сделать вывод о прошлом состоянии предприятия и на этом основании предвидеть его жизнеспособность в будущем. В результате анализа определяются важнейшие показатели эффективности коммерческих предприятий, которые свидетельствуют либо об успехе деятельности, либо об угрозе банкротства.

В бухгалтерской финансовой отчетности содержится большинство показателей, характеризующих количественную сторону финансовых процессов хозяйствующего субъекта. Это позволяет эффективно управлять капиталом организации, ее активами и обязательствами, доходами и расходами, финансовыми результатами.

Несмотря на то, что бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой единую систему взаимосвязанных финансовых показателей, ее анализ может быть проведен в соответствии с различными целями (табл. 1.2). Это дает возможность детализировать и конкретизировать основные направления финансового анализа бухгалтерской отчетности.

 

Таблица 1.2 Цели анализа бухгалтерской финансовой отчетности

Форма бухгалтерской отчетности Цель анализа
Форма №1 «Бухгалтерский баланс» Оценка активов предприятия, его обязательств и собственного капитала
Форма №2 «Отчет о прибылях величины затрат, балансовой и чистой и убытках» Оценка объемов реализации, прибыли предприятия
Форма №3 «Отчет об изменениях капитала» Оценка динамики собственного капитала и прочих фондов и резервов
Форма №4 «Отчет о движении денежных средств» Оценка притока и оттока денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности
Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» Оценка динамики заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества и других активов и обязательств предприятия

 

Наиболее информативной формой бухгалтерской отчетности для анализа и оценки финансового состояния предприятия является «Бухгалтерский баланс» (форма №1). Он отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату. Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

На основе изучения баланса внешние пользователи могут:

- принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером;

-  оценить кредитоспособность предприятия как заемщика;

-  оценить возможные риски своих вложений и целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов;

-  принять другие решения.

В отличие от баланса, представляющего собой свод моментных данных об имущественном и финансовом положении предприятия, «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2) предназначен для характеристики финансовых результатов его деятельности за отчетный период. Форма №2 является важнейшим источником информации для анализа рентабельности активов предприятия, реализованной продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия дает:

- оценку динамики показателей прибыли, обоснованность образования и распределения их фактической величины;

-  выявление и измерение влияния различных факторов на прибыль;

-  оценку возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

«Отчет об изменениях капитала» (форма №3) показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике. По каждому элементу собственного капитала в ней отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года. На основе показателей, представленных в форме №3, анализируется состав и движение собственного капитала. Результаты анализа позволяют увидеть, происходит ли в организации наращивание собственного капитала или наоборот.

«Отчет о движении денежных средств» (форма №4) отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода и потоки денежных средств (поступления и расходование) в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Анализ движения денежных средств дает возможность увидеть:

- в каком объеме и из каких источников были получены поступившие денежные средства, каковы направления их использования;

-  достаточно ли собственных средств организации для инвестиционной деятельности;

-  в состоянии ли организация расплатиться по своим текущим обязательствам;

-  достаточно ли полученной прибыли для обслуживания текущей деятельности;

-  чем объясняются расхождения между полученной прибылью и наличием денежных средств. Результаты анализа движения денежных средств позволяют руководству организации:

-  корректировать свою финансовую политику в отношениях с дебиторами и кредиторами;

-  принимать решения по формированию необходимых объемов производственных запасов;

-  определять размеры резервов;

-  принимать решения по реинвестированию прибыли, ее распределению и потреблению с учетом имеющихся финансовых возможностей и уровнем обеспеченности денежными ресурсами.

Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» состоит из разделов, в которых более подробно раскрываются некоторые статьи актива и пассива баланса. Форма №5 включает в себя:

- оценку движения заемных средств;

-  анализ состава и движения дебиторской и кредиторской задолженности в организации, сравнение состояния дебиторской и кредиторской задолженности по темпу роста и показателю оборачиваемости;

-  анализ состава, структуры и эффективности использования амортизируемого имущества (нематериальных активов и основных средств);

-  оценку движения средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

Данные формы №5 вместе с балансом и показателями формы №2 используются для оценки финансового состояния предприятия.



2020-03-18 202 Обсуждений (0)
Цель, задачи, информационная база 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель, задачи, информационная база

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)