Анализ целей и функций управления организацией ОАО «Тенькинская дорожная компания»
Для оценки эффективности менеджмента в организации рассмотрим деятельность ОАО «Тенькинская дорожная компания». Начнем с плановой работы на предприятии. Планирование - это одна из функций менеджмента организации. Планирование - это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: . Постановка целей и задач. . Составление программы действий. . Выявление необходимых ресурсов и их источников. . Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них. Планирование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Непосредственное руководство плановой работой в ОАО «Тенькинская дорожная компания» осуществляет планово-экономический отдел, который под общим руководством директора организации устанавливает: - характер участия и взаимную связь всех подразделений аппарата управления организации и структурных подразделений в анализе работы предприятия и разработке перспективного и текущих планов; - методику, формы и срок проведения работы по анализу и планированию организации, т.е. методы проведения анализа отчетных данных и установления (обоснования) плановых показателей, формы обобщения результатов анализа и плановых расчетов по соответствующим разделам плана и подразделениям предприятия и сроки их передачи для последующей обработки или включения в сводный план организации; - формы и сроки доведения утвержденного плана до исполнителей - структурных единиц и отделов; - методику, формы и сроки оперативного контроля хода выполнения плана; - совместно с бухгалтерией на основании действующих положений по учету и отчетности методику, формы и сроки оперативного учета результатов работы организации. В работе по составлению плана принимают участие все звенья управления организацией: - производственно-технический отдел разрабатывает план совершенствования техники и организации производства, уточняют технико-экономические нормы использования ресурсов; - производственно-технический отдел и асфальтобетонный участок уточняют номенклатуру и объем плановых работ; - отдел кадров разрабатывает план по труду; - отдел снабжения - план поступления материалов и топлива; - участок механизации - план по ремонту и модернизации используемого оборудования; - финансово-расчетный отдел (бухгалтерия) - план по прибыли, рентабельности и финансовый план. В настоящее время текущее планирование в ОАО «Тенькинская дорожная компания» осуществляется путем составления годового плана работы (с распределением по кварталам) - технико-экономического плана. Технико-экономический план является основным плановым документом, определяющим текущую хозяйственную деятельность предприятия. Данный план представляет собой развернутую программу всей технической, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, направленную на наиболее полное удовлетворение потребностей в дорожно-ремонтном обеспечении города Магадана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он состоит из ряда плановых расчетов, обеспечивающих внедрение новой техники и технологии, повышение качества услуг, увеличение их реализации, снижение себестоимости и рост прибыли, повышение рентабельности и улучшение финансового положения предприятия. Технико-экономический план ОАО «Тенькинская дорожная компания» на соответствующий год разрабатывается на основе следующих исходных данных: - плановый объем выполнения работ и производства; - технико-экономические нормы и нормативы по использованию затрат живого труда и материальных ресурсов; - задания по созданию, освоению и внедрению новой техники и технологии. В процессе разработки генерального технико-экономического плана широко используются материалы анализа хозяйственной и финансовой деятельности ОАО «Тенькинская дорожная компания». В основе разработки технико-экономического плана лежит балансовый метод. Он обеспечивает установление соответствия между проектными показателями (в натуральном выражении и стоимостном исчислении) на предстоящий год и необходимыми для этого трудовыми и денежными ресурсами. Важнейшей составной частью плановой работы в ОАО «Тенькинская дорожная компания» является оперативно-производственное планирование. Оно представляет собой систему мер, направленных на конкретизацию перспективного и текущего плана во времени и в пространстве. Оно включает установление плановых заданий отдельным структурным звеньям предприятия на короткие периоды времени по основным количественным и качественным показателям. Основными задачами оперативного планирования в ОАО «Тенькинская дорожная компания» является обеспечение: выполнения плана с целью наиболее полного удовлетворения нужд потребителей; наиболее полного и эффективного использования оборудования, рабочих, и материальных ресурсов. Следующая функция менеджмент - это организация. Организация - это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Необходимо отметить, что организация, входящая в более крупную организацию, является для последней ресурсом. Организация - это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определенные планы. Теперь рассмотрим основные показатели организации производительности труда ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг., которые приведены в таблице 2.1:
Таблица 2.1. Анализ основных показателей производительности труда ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. (тыс. руб.)
Как показал анализ основных показателей производительности труда ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. в таблице 1, за весь период показатели постепенно увеличивались, в связи с муниципальными заказами. Также на основании данных показателей мы можем сделать вывод о том, что общий объем перевозок с каждым годом возрастает, так за анализируемый период с 2008-2010 гг. он вырос на 42%. При этом темп роста его снизился, что является негативной тенденцией. Так как грузоперевозки осуществляются внутри своего предприятия, то увеличение объема перевозок в 2009 году связано с увеличением масштабов деятельности основного производства. Анализ темпов роста (прироста) объема реализации продукции имеет важное значение для оценки эффективности стратегического управления в ОАО «Тенькинская дорожная компания». Его основными задачами являются: оценка степени выполнения плана; динамика реализации продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения реализации продукции; разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов. Проведем анализ реализации работ ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. в таблице 2.2:
Таблица 2.2. Анализ объема реализации ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг.
Как мы видим из таблицы 2, за анализируемый период объем реализации ОАО «Тенькинская дорожная компания» увеличился с 158766 тыс. руб. в 2008 году до 326973 тыс. руб. в 2010 году, т.е. более чем в 2 раз. На объем реализации влияет инфляция, которая приводит к искажению результатов анализа в текущих ценах, и они не отражают истинного положения вещей. Поэтому динамику объема реализованных работ необходимо провести в сопоставимых ценах. В 2008 году инфляция составила - 112,4%, 2009 году - 108,1%, 2010 году - 109,4%.
Рис. 2.1. Динамика объема выполненных работ ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг.
На рисунке 1 видно, что максимальный объем реализованных работ наблюдался в 2010 году и составил 326973 тыс. руб., минимальный - в 2008 году и составил 158766 тыс. руб. Таким образом, анализ реализации работ ОАО «Тенькинская дорожная компания» свидетельствует о том, что предприятие находится на этапе роста. В таблице 2.3 представлен анализ затрат ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг.:
Таблица 2.3. Анализ затрат в ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. (тыс. руб.)
По данным показателям мы можем сделать вывод о том, что общие затраты ОАО «Тенькинская дорожная компания» с 2009 по 2010 годы выросли на 60,9% (Рис. 2.2). Увеличение затрат связано с увеличением цен на бензин, повышением заработной платы сотрудникам, увеличением расходов на ремонт транспортных средств. Так же в затраты входят средства выделенные на покупку новых автомобилей. Рис. 2.2. Динамика затрат ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг.
По данным показателям мы видим, что производительность труда с 2008 по 2010 год выросла примерно на 40%. Положительное изменение производительности труда можно объяснить следующим: . Высокая, своевременно выплачиваемая заработная плата. . Хорошие условия труда Обучение персонала (повышение квалификации). . Система поощрения за грамотное и своевременное выполнение своих обязанностей. На 2008-2010 гг. система целей менеджмента ОАО «Тенькинская дорожная компания» имела следующие направления: . Обеспечение бесперебойной и надежной работы автопарка путем своевременного ремонта и технического обслуживания. . Выполнение контролирующей функции перед выпуском автомобиля на линию. . Обеспечение бесперебойной работы транспортного подразделения ОАО «Тенькинская дорожная компания». . Обеспечение эффективности функционирования транспортного подразделения ОАО «Тенькинская дорожная компания». 5. Обеспечение высокой производственной и трудовой дисциплины. . Контроль за соблюдением распорядка дня. . Организация доставки бензина и других горюче-смазочных материалов. . Контроль за правилами выполнения техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии. . Ведение журнала ДТП и принимать активное участие в служебном распределении по ДТП. . Содержание в надлежащем виде технические паспорта на автомобили и другую техническую документацию. . Выдача и прием путевых листов с обязательной регистрацией в журнале выдачи путевок. . Установление норм расхода бензина. . Ведение учета рабочего времени на временном участке. . Составление годовых графиков технического обслуживания автотранспорта. . Обеспечение перед каждым выходом на линию безаварийную работу автотранспорта. . Выполнение контрольных, крепежных, регулировочных и смазочных операции. . Обеспечение безаварийной работы автотранспорта, своевременно и качественно проводить ремонт автомобилей. Анализ функций управления отдела главного механика в ОАО «Тенькинская дорожная компания» представлен в таблице 2.4:
Таблица 2.4. Анализ функций управления отдела главного механика ОАО «Тенькинская дорожная компания»
На основе рассмотренной системы целей организации и проведенного анализа функций в таблице 2.4, в целях улучшения эффективности менеджмента в ОАО «Тенькинская дорожная компания» нужно поставить следующие стратегические цели: . Оказывать услуги по техническому ремонту и обслуживанию автомобилей не только внутри своего предприятия, но и сторонним лицам. . Улучшение качества грузоперевозок. . Выйти на рынок грузоперевозок крупно- и малогабаритного груза. . Обновить автопарк транспортного цеха (увеличить среднесписочное количество автомобилей). Тактические цели: . Разработать и внедрить план выхода на рынок услуг по техническому ремонту и обслуживанию автомобилей на 2011-2014 года. . Разработать и внедрить план обновления автопарка на 2011-2013 года. . Внедрить систему менеджмента качества на 2011-2012 года. . Разработать и внедрить план выхода на рынок грузоперевозок мало- и крупногабаритного груза на 2011-2012 года. Рассмотрим мотивацию в ОАО «Тенькинская дорожная компания». Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Таблица 2.5. Анализ численности и заработной платы персонала в ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг.
Из данных таблицы 6 видно, что доля управленцев в общей численности за период с 2008 по 2010 год уменьшилась на 0,32%. ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. находилось в нестабильном состоянии. Так, например, общий фонд оплаты труда за анализируемый период вырос на 5,8%, при этом фонд оплаты труда производственных рабочих увеличился на 5,6%, а ФОТ управленческого персонала увеличилась на 8,4%, а в период с 2009-2010 год общий фонд оплаты труда за анализируемый период вырос на 16,1%, при этом фонд оплаты труда производственных рабочих увеличился на 16,7%, а ФОТ управленческого персонала увеличился на 6,7%.
Рис. 2.3. Динамика персонала ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг.
Чтобы полностью оценить эффективность менеджмента в ОАО «Тенькинская дорожная компания», рассмотрим анализ финансового состояния предприятия. Анализа активов ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. представлен в таблице 2.6:
Таблица 2.6. Анализ актива баланса ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. (тыс. руб.)
Из таблицы 2.6 видно, что изменение активов организации характеризуется изменяемой динамикой. Так за 2008 год активы организации сократились на 41016 тыс. руб. или на 25,9%, а за 2009 год возросли на 7320 или 6,2%, а за 2010 год возросли уже на 24541 тыс. руб. или на 19,7%. Сокращение в 2008 году произошло за счет резкого уменьшения величины основных средств с 90085 тыс. руб. до 37415 тыс. руб.; в свою очередь рост 2009 и 2010 годов объясняется значительным приростом оборотных активов, а именно величины дебиторской задолженности. В целом структура имущества предприятия в 2008 году характеризуется превышением доли внеоборотных активов (58,7% против 47,6%), тогда как в 2009 и 2010 годах оборотные активы значительно превышают внеоборотные. Таким образом, к концу рассматриваемого периода активы предприятия характеризуются эффективностью образования, т. к. их большая часть включается непосредственно в производство. Материальные оборотные средства (запасы) в 2008 году сократились на 4515 тыс. руб. или на 4,5%, а в 2010 году увеличились на 6213 тыс. руб. или на 20,3%. Таким образом, в 2010 году значительно возросла материалоемкость реализуемых ремонтных работ. Величина наиболее ликвидных активов (денежных средств) в 2008 году уменьшилась на 840 тыс. руб. (39,9%), к концу 2009 года выросла на 5020 тыс. руб. (396,8%), но уже к концу 2010 года снова сократилась на 6231 тыс. руб. или 99,1%. При этом их доля в общей стоимости имущества очень мала и среднем за 2008-2010 года значительно сократилась. В целом анализ актива баланса показал, что структура совокупных активов характеризуется значительным превышением в их составе доли внеоборотных средств, которые в среднем составили в 2009 году - 70%, а в 2010 году - 80%.
Рис. 2.4. Динамика актива баланса ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2009 гг. Теперь рассмотрим анализ пассива баланса ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 годы, который представлен в таблице 2.7:
Таблица 2.7. Анализ пассива баланса ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. (тыс. руб.)
Как видно в таблице 2.7, кредиторская задолженность в течение трех лет возросла 2010 году составила 63%, что свидетельствует об увеличении «бесплатных» источников потребности организации в оборотных средствах. Данный рост характеризуется возросшим долгом предприятия перед государством как по оплате обязательных платежей во внебюджетные фонды, так и по налоговым платежам (на фоне роста на 96,8% в 2009 году резкое повышение почти на 300% в 2010), что является крайне негативным фактором, так как задолженность по платежам в бюджет может принести предприятию различные штрафы, пени, что весьма нежелательно. Величина заемных средств предприятия в 2008 и 2009 годах ниже величины собственных, но в 2010 году эта тенденция меняется на противоположную, что стало следствием значительного роста кредиторской задолженности. Собственные средства предприятия за 2010 год сократились на 12,9%, а заемные возросли на 53%; в целом за трехлетний период сокращение собственных средств составило 51%, а рост заемных средств - 85,3%. Таким образом, не только величина, но и темпы прироста заемных средств выше собственных, что характеризует финансовое положение предприятия не с положительной стороны.
Рис. 2.5. Динамика пассива баланса ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг.
Таблица 2.8. Анализ финансовой устойчивости ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. (тыс. руб.)
Как мы видим, у ОАО «Тенькинская дорожная компания» организации показатель обеспеченности собственными источниками финансирования имеет отрицательные значения, что является следствием неэффективности организации хозяйственной деятельности. Данные значения указывают на недостаточное количество собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия, причем динамика отклонений данного показателя свидетельствует об его ухудшающемся положении. Построим диаграмму финансовой устойчивости ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. на основе данных таблицы 9 (Рис. 2.6): Все это характеризует неэффективное использование хозяйственных средств предприятия, а также подтверждает тот факт, что ОАО «Тенькинская дорожная компания» в текущей деятельности использует в большинстве своем краткосрочные заемные средства, а именно - кредиторскую задолженность. Рис. 2.6. Динамика финансовой устойчивости ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг.
Теперь рассмотрим анализ ликвидности баланса ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. в таблице 2.9:
Таблица 2.9. Анализ ликвидности баланса ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг. (тыс. руб.)
Согласно расчетам, приведенным в таблице 10, видно, что у ОАО «Тенькинская дорожная компания» сопоставление итогов групп по активу и пассиву за весь анализируемый период следующее: {А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4}. Из четырех неравенств только второе, третье и четвертое удовлетворяют условию абсолютной ликвидности, следовательно, баланс ОАО «Тенькинская дорожная компания» можно охарактеризовать как недостаточно ликвидный. Весь проведенный анализ говорит о стесненном финансовом положении предприятия, снижении его ликвидности, финансовой устойчивости и платежеспособности, что характеризует кризисное финансовое положение предприятия и может привести к банкротству. В таблице 2.10 представлен анализ прибыли ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг.:
Таблица 2.10. Анализ прибыли ОАО «Тенькинская дорожная компания» за 2008-2010 гг.
Данные таблицы 2.10 позволяют сделать следующие выводы о прибыли рассматриваемого предприятия. В 2010 году выручка от продаж заметно увеличилась (на 52564 тыс. руб. или 34,7%). Увеличение прибыли привело к увеличению налогооблагаемой базы, т.е. к увеличению суммы налога на прибыль. Чистая прибыль занимает незначительную часть (в среднем 5%) в общей выручке предприятия. Самая большая составляющая выручки у рассматриваемого предприятия - это себестоимость проданных товаров, работ и услуг, величина которой к концу 2010 года в процентном отношении составляет 70,6%, что говорит о высоких производственных затратах. Из этого следует, что ОАО «Тенькинская дорожная компания» необходимо выработать политику оптимизации финансового состояния, т.е. разработать мероприятия по повышению эффективности хозяйственной деятельности. Теперь рассмотрим функцию управления в менеджменте ОАО «Тенькинская дорожная компания». Процесс управления в анализируемой организации представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений. Управленческие решения руководством ОАО «Тенькинская дорожная компания» принимаются по определенной технологии, которая представляет собой вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы. Чтоб управленческие решения обладали качеством они принимаются включают в себя следующую совокупность: своевременность, адресность, конкретность и др. Объектом принятия решения являются следующие виды деятельности: техническое развитие; организация основного и вспомогательного производства; маркетинговая деятельность; экономическое и финансовое развитие; техническое развитие; организация основного и вспомогательного производства; экономическое и финансовое развитие; организация заработной платы и премирования; социальное развитие; управление; бухгалтерская деятельность; кадровое обеспечение; прочие виды деятельности. Таким образом, управленческое решение представляет собой результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана. Решения в управлении ОАО «Тенькинская дорожная компания» подразделяются на два вида: . Решения обязательные: - назначение на должность; - определение принципов финансирования; - утверждение решений по распределению прибыли. . Вероятные решения: - санкционирование капитальных вложений; - утверждение сделок. При выборе критериев для принятия решения руководство ОАО «Тенькинская дорожная компания» руководствуются системой норм и нормативов, с которыми можно сравнить альтернативное решение. Нормы, как правило, ограничивают выбор критериев, так как менеджеры не могут изменить трактовку того или иного закона, что конечно сужает деятельность в принятии решения. К числу таких ограничений относится отсутствие достаточного опыта и квалификации, наличие острой конкуренции и др. Эффективность принятия решения на среднем и низшем уровнях управления, отмечают начальники ОАО «Тенькинская дорожная компания», во многом определяется полномочиями, которые им делегировало высшее звено управления. Таким образом, критерии при принятии управленческого решения служат своего рода стандартом ограничения. Органи
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |