Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ижевский машиностроительный завод. Развитие мирной промышленности



2020-03-18 200 Обсуждений (0)
Ижевский машиностроительный завод. Развитие мирной промышленности 0.00 из 5.00 0 оценок




После войны градообразующим предприятием был и остаётся Ижевский Машиностроительный завод, основными производственными площадками которого были разделенные в 1939 году Ижмашзавод и Ижстальзавод. Заводу предстояло срочно решить задачу перевода производства на мирные рельсы и создания новых многопрофильных производств. Предприятие справилось с этим за несколько лет. Начиная с 50х годов, новые производственные цеха города Ижевска начинают выпускать сельхозинвентарь, мебель и другую гражданскую продукцию, номенклатура которой была внушительной - здесь производились даже коньки для хоккея [40].

Постепенно сформировывалась специализация отдельных частей Ижевского Машиностроительного завода в производстве отдельных видов продукции. В 50е-60е идёт интенсивное строительство производственных площадок и новых заводов.

«Мотозавод». В 1946 году получил оборудование, вывезенное из Германии в счёт репарации, и освоил производство мотоцикла «Иж-350» - сделал копию немецкого «ДКВ-ТЯ 350» [29]. С этого года и возобновился постоянный конверсионный выпуск мотоциклов. Выпуск мотоциклов стал характерной чертой Ижевской мирной промышленности. За многолетнюю историю здесь были выпущены десятки моделей. Город Ижевск стал главным мотоциклетным городом страны. К концу 70-х годов его конвейеры могли выдавать до 350 000 мотоциклов в год. Модели ИЖ-56, ИЖ-«Планета», ИЖ-«Юпитер», ИЖ-«Планета-Спорт» стали хорошо известны в СССР и за его пределами. В 1991 году с конвейера сошёл 10 миллионный мотоцикл [34].

Изготовление мотоциклов являлось не основным направлением деятельности мотозавода. С 1949 года заводом выпускаются запчасти для сельскохозяйственной техники, сложные приборы для ракетной и космической техники: высокоточная аппаратура связи и телеметрии, а также системы радиорелейной связи. По конверсии в 1988 году запущено производство магнитофонов (в том числе Иж-303), с завода снята секретность. С 1991 года в спектр продукции включены приборы и товары медицинского назначения: от одноразовых шприцев до портативных дефибрилляторов, оборудования для машин скорой помощи, родильных отделений и детских больниц. Для разрешения несоответствия названия спектру выпускаемой продукции в 1992 завод получил название «Аксион». С 1994 - является акционерным обществом. Долгое время завод оставался закрытым предприятием в рамках военно-промышленного комплекса СССР.

«Ижмаш». В конце 1950-х Ижевский Машиностроительный завод включился в работу для освоения космоса. В 1957 году созданы первые носители метеорологических головок №С-325 Б», которые помогли исследовать атмосферу Земли и получить данные о различных параметрах ближнего космоса. Уже в 1961 году прошли первые пуски двух- и трёхступенчатых ракет на твёрдом топливе «М-100», «М-7», «ММР-06». А в начале 1970-х годов на заводе завершена разработка самых совершенных комплексов «М-100Б» и «М-120». Трёхступенчатая метеоракета «М-100» экспонировалась на ВДНХ [35].

В начале 1950-х возникла необходимость в переоснащении ПВО страны более совершенными системами раннего обнаружения самолётов и ракет противника. Для этого были необходимы электровакуумные приборы (магнетроны), производство которых было освоено на заводе с нуля. В 1969 году на базе подразделения по производству магнетронов было начато освоение выпуска средств технического обслуживания и ремонта (СТОР) управляемого вооружения. Всего с тех пор на «Ижмаше» было разработано более 40 типов СТОР.

«Ижсталь». После войны проводилась масштабная реконструкция производственных мощностей, реализация которой позволила предприятию занять лидирующие позиции среди заводов, выпускающих качественную металлопродукцию. За время реконструкции освоено производство холоднокатаной ленты из нержавеющей сталей и прецизионных сплавов. Введён в строй один из крупнейших в стране цехов четвёртого передела - цех легированной проволоки. Сталь со специальной отделкой поверхности - серебрянка, выпускаемая в этом цехе, одной из первых в стране была удостоена Знака качества. В годы послевоенных пятилеток особое внимание уделялось внедрению передовой техники и прогрессивной технологии. В литейном производстве нашли широкое применение литье под давлением, центробежное литьё.

В первом квартале 1959 года начал выдавать продукцию новый цех литья цветных сплавов под давлением. Его пуск означал большой шаг вперёд и одновременно ставил серьёзные задачи перед металлургами и инструментальщиками. Первые должны были быстро постичь секреты технологии переработки непривычных для производства материалов, а от вторых требовалось освоить выпуск сложных и высокоточных пресс-форм для литейных машин. Трудности роста были успешно преодолены, и новый цех сразу после пуска стал уверенно наращивать производства отливок из алюминиевых и цинковых сплавов [24].

«Редукторный завод». Основан в 1959 году на базе чугунолитейного цеха по выплавке серого и ковкого чугуна для нужд оружейного производства. К 1965 году он становится крупнейшим заводом и обеспечивает 75% её потребности в цилиндрических редукторах. Выпуск редукторов в то время превышал 300 тысяч штук в год. Его продукция экспортируется в 49 стран мира.

В 1965-1985 гг. завод работал над выполнением правительственного задания по освоению космической техники: редукторы для механизмов космодромов и стартовых площадок, а также оборудование для космических тренажеров, изготовление специальных редукторов ПТ 58Р для крупнейшего в мире радиоастрономического телескопа «Ратан-600». Так же, были изготовлены редуктора для оборонной промышленности, используемые в механизме запуска ракет.

Наряду с этим, было освоено производство редукторов для шлюзов и затворок крупнейших гидроэлектростанций (Куйбышевская, Волгоградская), лебедок с редукторами для добычи соли. Был выполнен специальный заказ для Кремлёвского Дворца Съездов, лифты были оснащены редукторами нашего производства [19].

«Электромеханический завод-Купол». С момента создания предприятия в 1957 году и на протяжении более чем 50 лет задачей завода являлась защита государственных интересов, и предприятие решало её со всей ответственностью, обеспечивая снабжение вооружённых сил страны необходимыми зенитно-ракетными комплексами. Изначально заводу поручено изготовление счётно-решающих приборов для радиолокационных и пусковых установок первого войскового зенитно-ракетного комплекса «Круг» и блока радиоуправления для ракеты ЗМ8 этого же комплекса, радиоэлектронной аппаратуры для станции наведения и обнаружения зенитно-ракетного комплекса «Куб». А в 1966 Завод стал головным по выпуску боевой машины войскового зенитно-ракетного комплекса «Оса». Комплекс «Оса» вплоть до конца 20 века являлся основным направлением деятельности завода.

«Автозавод». В 1966 году Ижевский машиностроительный завод открыл новую веху в отечественном автомобилестроении: лучшие силы предприятия были брошены на строительство Ижевского автомобильного завода и производство автомобилей. 12 декабря после завершения монтажных работ выпущен первый серийный ижевский автомобиль «Москвич-408» с эмблемой «Иж». «Москвич» стал основным направлением деятельности завода вплоть до конца 20 века.

В 1967 году, параллельно с развёртыванием выпуска М-412 в Москве, аналогичные автомобили стали производить вместо М-408 на базе Ижевского автомобильного завода. Марка «Москвич» в обозначении моделей при этом была сохранена - и все автомобили ижевского производства обозначались именно как «Москив-412» (позднее, после появления обновлённого кузова, - «Москвич-412ИЭ»), хотя и несли заводской знак Ижевского завода на решётке радиатора. Первой моделью, выпущенной под самостоятельной маркой «Иж», был ИЖ-2125»Комби». Таким образом, допустимыми являются наименования «Иж-Москвич-412» или «Ижевский Москвич-412», но не «Иж-412».

Впоследствии ижевские «Москвичи» развивались и модернизировались в целом независимо от московских. За счёт более высокого уровня контроля качества на фактически оборонном предприятии, по целому ряду свидетельств автомобили ижевского производства в советское время имели ощутимо меньшие показатели заводского брака, чем их аналоги производства АЗЛК, практически не имея дефектов сборки.

октября 1977 с конвейера Ижевского автозавода сошёл миллионный автомобиль. Серийно М-412 выпускался в Ижевске до 1997 года (отдельные экземпляры - до 2001), в том числе в версиях кузова пикап - Иж2715 (с 1972 года) и «Комби» - Иж-2125 (с 1973 года). К концу 20 века с начала производства было выпущено более 3 млн. 200 тысяч автомобилей разных модификаций как М-412 так и ИЖ-2126 [8].

«Ижевский радиозавод» начал свою работу с простеньких радиоприёмников. Теперь здесь выпускают приборы для космических станций, нефтяной отрасли, железнодорожного транспорта, а также надёжные системы связи.

Строительство завода бумагоделательных машин ещё продолжалось, а предприятие уже дало в 1962 году первую продукцию. Поначалу это были запчасти для действующих в других городах бумагоделательных машин. Первая выпущенная «Буммашем» машина весила 1600 тонн.

Хорошо известна нефтяникам и газовикам продукция завода «Ижнефтемаш». Свою первую продукцию дал в 1958 году Государственный подшипниковый завод.

Создавалось огромное число производств обслуживающих основную сферу деятельности города - машиностроительный комплекс. В Ижевске к такой дополняющей промышленности относится: лёгкая, химическая, сельское хозяйство и другие отрасли.

Уже в 50-е годы Ижевск с полным правом можно было назвать городом заводов. Ижевские заводы притягивали к себе лучшие кадры. На строящиеся и расширяющиеся предприятия ехали молодые выпускники вузов, демобилизованные солдаты, деревенская молодёжь. Именно в это время строятся и растут жилые микрорайоны, названные по заводам: Автозавод, Буммаш, Металлург и др. Город рос. Ни один генеральный план развития Ижевска не смог предусмотреть столь значительного увеличения количества жителей.


 



2020-03-18 200 Обсуждений (0)
Ижевский машиностроительный завод. Развитие мирной промышленности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ижевский машиностроительный завод. Развитие мирной промышленности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)