Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовая отчетность - структурированное представление информации и финансовом положении (состоянии) и финансовых результатах деятельности предприятия.



2020-03-18 156 Обсуждений (0)
Финансовая отчетность - структурированное представление информации и финансовом положении (состоянии) и финансовых результатах деятельности предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Переход нашей страны на рыночные отношения, принятие 28 февраля 2007 года Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», обязавшего субъектов крупного предпринимательства и публичной организации составлять финансовую отчетность в соответствии с её Международными стандартами, вызвали необходимость совершенствования методики анализа многих показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. Не овладев прогрессивной методикой их анализа, используемой в мировой практике, невозможно правильно принять управленческие решения для достижения стратегических и тактических целей, которые ставит перед собой организация. Можно твёрдо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования управленческого решения.

В период формирования и становления рыночной экономики в странах СНГ опубликовано много работ, посвященных анализу финансово-хозяйственной деятельности организации. Однако, несмотря на значительное их количество, в них до сих пор не уделено должного внимания анализу финансовой устойчивости организации, который является важным инструментом получения ценной в условиях рынка информации в состоянии и перспективах развития организации.

Оценивая финансовую устойчивость организации на основе доступной учетно-отчетной информации, контрагенты смогут принять обоснованные управленческие решения о возможности налаживания деловых связей, собственники - оценить доходность своих вложений, менеджеры - выявить резервы повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Вот почему вопросы анализа финансовой устойчивости организаций, являющейся первичной ячейкой экономики страны, должны быть объектом внимания ученых.

Применяемая в настоящее время методика проведения анализа финансовой устойчивости основывается на формулировании его целей и задач, формировании информационной базы и организационного обеспечения его проведения; выполнении учетно-аналитических работ по обоснованию реального уровня финансовой устойчивости с целью принятия взвешенных управленческих решений с использованием таких специальных аналитических приемов исследования, как элиминирования, группировок, приемов динамического, структурного, коэффициентного и факторного анализа, методов комплексных оценок и других современных способов аналитической обработки экономической информации. Все это говорит о том, что в разработке методики анализа финансовой устойчивости организации исследователями проведена большая работа. Однако этого еще недостаточно. Малоизученным, но весьма актуальным вопросом является возможность использования международных стандартов финансовой отчетности в качестве базовых положений для анализа финансовой устойчивости. Финансовая отчетность, составляемая в соответствии с МСФО, пока ещё не в достаточной степени соответствует потребностям управления. В частности, на основе её нельзя дать реальную оценку экономического потенциала организации, который является важнейшим фактором, влияющим на её финансовую устойчивость, поскольку в ней отсутствуют данные для определения коэффициентов имущества производственного назначения, годности и износа основных средств. Первостепенными становятся вопросы совершенствования финансовых инструментов устойчивого развития организации. Кроме того, обнаруживают свое несовершенство официально утвержденные нормативы коэффициентов финансовой устойчивости, применяемые для определения возможности банкротства организации.

Все это дает основание констатировать, что в настоящее время анализ финансовой устойчивости организации остается недостаточно разработанным теоретически и методически. Дискуссионным остается вопрос упорядочения терминологии, используемой в понятийном аппарате анализа финансовой устойчивости организации. В теоретическом осмыслении нуждаются такие принципиально важные вопросы, как сущность категории «финансовая устойчивость», устранение разногласий в трактовке одного и того же экономического термина (например, ликвидности, платежеспособности, кредитоспособности и др.), обоснования прогнозирования показателей финансовой несостоятельности организации.

В методическом плане необходимо четко определить содержание анализа финансовой устойчивости организации, то есть какие вопросы следует рассматривать при анализе финансовой устойчивости организации и в какой последовательности его проводить. Эти дискуссионные и нерешенные в достаточной степени теоретические и методологические вопросы обусловили актуальность и выбор темы данной дипломной работы.

 

 


 

ПРИНЦИПЫ ФОРИМИРОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

Роль МСФО и принципы формирования Финансовой отчетности

Финансовая отчетность - структурированное представление информации и финансовом положении (состоянии) и финансовых результатах деятельности предприятия.

Под финансовой отчетностью понимается финансовая отчетность в узком смысле (financial statements), набор финансовых отчетов и примечаний к ним. Данное понятие отличается от финансовой отчетности в широком смысле (financial reporting), которое подразумевает всю информацию, представляемую внешним пользователям. Финансовая отчетность в широком смысле, помимо финансовых отчетов и примечаний к ним (т.е. финансовой отчетности в узком смысле), включает в себя любую другую дополнительную информацию, например письмо совета директоров компании к акционерам, прогнозы развития на будущее и т.д. Эта дополнительная информация не подлежит аудиту и не регламентируется стандартами. Финансовую отчетность в широком смысле также называют публичной отчетностью.

Кроме того, финансовая отчетность отражает результаты деятельности менеджеров по управлению доверенными им ресурсами.

Для того чтобы удовлетворять вышеназванной цели, финансовая отчетность обеспечивать информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах предприятия, изменениях в собственном капитале предприятия и его денежных потоках.

Такая информация помогает пользователям финансовой отчетности в прогнозировании будущих потоков денежных средств предприятия, в частности их времени и определенности.

Международные стандарты финансовой отчетности и интерпретации, одобренные Советом по международным стандартам, содержат:

международные стандарты финансовой отчетности МСФО

интерпретации (SIC)

В соответствии с требованиями стандарта МСФО полный набор финансовой отчетности включает в себя:

баланс;

отчет о прибылях и убытках:

отчет об изменениях в собственном капитале, показывающий либо изменения в собственном капитале, отличные от операций с собственниками;

отчет о движении денежных средств;

примечания с изложением основных положений учетной политики, и другие объясняющие примечания.

Финансовая отчетность это структурированное представление финансового положения и финансовых результатов деятельности организации.

Цель финансовой отчетности, подготовленной по МСФО представить информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движении денежных средств, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений.

Отчетность по МСФО должна соответствовать принципам подготовки и составления, обозначенным в "Концепции подготовки и представления финансовой отчетности".

Финансовая отчетность по МСФО предоставляет информацию о следующих показателях:

активы;

обязательства;

капитал;

доходы;

расходы.

Особого внимания требует вопрос соответствия отчетности МСФО. Отчетность соответствует МСФО, если она подготовлена в соответствии со всеми стандартами и интерпретациями, если необходимо. Факт соответствия МСФО должен быть отражен в финансовой отчетности. При этом соответствие МСФО означает, что отчетность удовлетворяет всем требованиям каждого применимого стандарта. И наоборот, финансовая отчетность не может быть охарактеризована как соответствующая МСФО, если имеются какие-либо существенные отступления от стандартов и разъяснений к ним в отношении учета и раскрытия информации. Наличие национальных стандартов, противоречащих МСФО, а также раскрытие учетной политики и включение в отчетность соответствующих пояснений не считаются оправданием отклонений от требований МСФО.

Вместе с тем предусмотрено, что в исключительных ситуациях может оказаться необходимым отступление от МСФО. Такие ситуации возникают, когда применение международных стандартов может привести к искажению информации об отдельных хозяйственных операциях. В этом случае финансовая отчетность должна содержать:

мнение руководства компании о необходимости отклонений от МСФО;

подробное объяснение причины, по которой применение этих стандартов может привести к искажению отчетности;

описание правила, предписанного МСФО, и фактически использованной схемы учета;

оценку влияния данного отклонения на величину активов, обязательств, капитала, прибыли (убытка) и денежных потоков для каждого периода, представленного в отчетности.

Знание всех фактов отклонений от МСФО позволяет пользователю составить собственное мнение об отчетности и подсчитать сумму поправок, необходимых для приведения отчетности в соответствие с МСФО. Важная роль в исполнении описанного правила принадлежит аудиторам, которые обязаны выразить мнение, действительно ли отчетность составлена в соответствии с МСФО, т.е. удостовериться и подтвердить, что отчетность отвечает всем требованиям каждого отдельно взятого стандарта.

Согласно МСФО минимально необходимый комплект промежуточной отчетности должен включать: сжатый баланс; сжатый отчет о прибылях и убытках; сжатый отчет об изменениях в собственном капитале; сжатый отчет о движении денежных средств; выборочные пояснительные примечания.

Промежуточная финансовая отчетность предназначена для представления обновленной информации по сравнению с последним полным комплектом годовой финансовой отчетности. Следовательно, промежуточная отчетность должна "фокусировать" внимание пользователей на новых видах деятельности, событиях и условиях и при этом не дублировать ранее представленную информацию.

Поэтому термин "сжатый" применительно к компонентам промежуточной отчетности означает, что они должны включать как минимум каждый из заголовков и каждую из промежуточных сумм, которые были включены в самую последнюю годовую финансовую отчетность, а также выборочные пояснительные примечания.

Однако стандарт МСФО не ограничивает организации в их праве на составление промежуточной отчетности в полном объеме. В таком случае форма и содержание отчетности должны соответствовать требованиям МСФО. Законодательство РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основывается на Конституции РК и состоит из Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и иных правовых актов РК.

Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» определяет систему бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, устанавливает принципы, основные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Вышеуказанный Закон состоит из 5 глав, включающих в себя 25 статей (табл. 2)

Регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется уполномоченным органом - Министерством финансов РК.

Уполномоченный орган:

) обеспечивает формирование государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

) определяет порядок ведения бухгалтерского учета;

) разрабатывает и утверждает инструкцию о применении стандартов финансовой отчетности;

) принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности по согласованию с Консультативным органом;

· обеспечивает разработку и утверждение стандартов финансовой отчетности и методических рекомендаций к ним по вопросам, не урегулированным МСФО и не противоречащим им;

·     разрабатывает и утверждает инструкцию (основу) по разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

·     публикует в периодических печатных изданиях стандарты финансовой отчетности;

·     взаимодействует с иными государственными органами и профессиональными организациями по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

·     рассматривает предложения Консультативного органа о разработке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2. Перечень глав и статей Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»


 

Название глав Название статей
1 2
Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Статья 3. Законодательство РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Статья 4. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности Статья 5. Негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности Статья 6. Условия сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтеры Статья 7. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности Статья 8. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Глава 2. Система бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и внутренний контроль Статья 9. Система бухгалтерского учета Статья 10. Бухгалтерская документация Статья И. Организация бухгалтерского учета Статья 12. Руководитель бухгалтерской службы Статья 13. Внутренний контроль Статья 14. Право подписи бухгалтерских документов Статья 15. Тайна бухгалтерской информации Статья 16. Хранение бухгалтерской документации
Глава 3. Оценка и учет элементов финансовой отчетности Статья 17. Элементы финансовой отчетности Статья 18. Оценка и учет элементов финансовой отчетности
Глава 4. Финансовая отчетность Статья 19. Финансовая отчетность Статья 20. Консолидированная финансовая отчетность Статья 21. Отчетный период Статья 22. Представление Финансовой отчетности
Глава 5. Заключительные положения Статья 23. Ответственность за нарушения законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Статья 24. Переходные положения Статья 25. О признании утративших силу некоторых законов РК

 

Негосударственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Консультативным органом и Профессиональной организацией.

Консультативный орган:

· вноситуполномоченному органу предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

·     вносит уполномоченному органу предложения по пересмотру и разработке методических рекомендаций по применению стандартов финансовой отчетности;

3) осуществляет взаимодействие с международными организациями в области бухгалтерского отчета и финансовой отчетности;

) участвует в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

) участвует в разработке стандартов финансовой отчетности и методических рекомендаций к ним по вопросам, урегулированным МСФО и не противоречащим им.

Профессиональная организация вправе:

· осуществлять в отношении своих членов предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности функции;

·     участвовать в разработке стандартов финансовой отчетности по вопросам, не урегулированным МСФО и не противоречащим им;

·     участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

·     участвовать в разработке методических рекомендаций по применению МСФО в Казахстане;

·     анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт работы в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2.2. Международные стандарты финансовой отчетности и методические рекомендации к ним

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) разрабатываются и принимаются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, устанавливают принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета, а также составления и представления финансовой отчетности. Всего разработано и утверждено 37 стандартов (табл. 3).

. Перечень МСФО на 1 января 2007 г.

 

МСФО 1 Представление финансовой отчетности. Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 2 Запасы Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 7 Отчет о движении денежных средств
МСФО 8 Учетная политика, изменения бухгалтерских оценок и ошибки. Вступил в силу с 01.01.2005
МСФО 10 События после отчетной даты Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 11 Договоры подряда
МСФО 12 Налоги на прибыль
МСФО 14 Сегментная отчетность
МСФО 16 Основные средства Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 17 Аренда Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 18 Выручка
МСФО 19 Вознаграждение работникам
МСФО 20 Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи
МСФО 21 Влияние изменений валютных курсов Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 23 Затраты по займам
МСФО 24 Раскрытие информации о связанных сторонах Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 26 Учет и отчетность по пенсионным планам
МСФО 27 Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность, вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 28 Учет инвестиций и ассоциированные компании. Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции
МСФО 31 Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 32 Финансовые инструменты: представление информации. Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005. В связи с принятием МСФО (IFRS) 7 с 01.01.2007 г. исключены положения по раскрытию
МСФО 33 Прибыль на акцию Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО 36 Обесценение активов В марте 2004 г. приняты изменения, вступившие в силу с 01.04.2004
МСФО 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО 38 Нематериальные активы В марте 2004 г. приняты изменения, вступившие в силу с 01.04.2004
МСФО 39 Финансовые инструменты: признание и оценка Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., изменения в марте 2004 г. по портфельным хеджам, вступила в силу с 01.01.2005
МСФО 40 Инвестиции в недвижимость Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.2005
МСФО) 41 Сельское хозяйство
МСФО 1 (IFRS) Первое применение МСФО
МСФО 2 (IFRS) Выплаты, основанные на акциях (Вступил в силу с 01.01.2005)
МСФО 3 (IFRS) Объединения бизнеса (Вступил в силу с 01.04.2004)
МСФО 4 (IFRS) Договоры страхования (Вступил в силу с 01.01.2005)
МСФО 5 (IFRS) Выбытие внеоборотных активов, предназначенных для продажи, прекращенная деятельность (Вступил в силу с 01.01.2005)
МСФО 6 (IFRS) Развязка и оценка запасов полезных ископаемых (вступил в силу с 01.01.2006)
МСФО 7 (IFRS) Финансовые инструменты: раскрытие информации

 

Министерством финансов РК совместно с международными аудиторскими компаниями «Большой четверки» практически ко всем международным стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности разработаны методические рекомендации по применению, рекомендованные Экспертным советом Минфина РК по вопросам бухгалтерского учета и аудита. Перечень методических рекомендаций приведен в таблице 4.

. Перечень методических рекомендаций к МСФО и МСФО (8)

 

Перечень методических рекомендаций Когда рекомендовано
1 2 3
1. Методические рекомендации к МСФО 1 Протокол №5 от 28 декабря 2005 г.
2. Методические рекомендации к МСФО 2 Протокол №5 от 28 декабря 2005 г.
3. Методические рекомендации к МСФО 3 Протокол №1 от 30 января 2006 г.
4. Методические рекомендации к МСФО 5 Протокол №4 от 30 ноября 2005 г.
5. Методические рекомендации к МСФО 1 Протокол №5 от 28 декабря 2005 г.
6. Методические рекомендации к МСФО 2 Протокол №1 от 24 января 2005 г.
7. Методические рекомендации к МСФО 7 Протокол №1 от 24 января 2005 г.
8. Методические рекомендации к МСФО 8 Протокол №5 от 28 декабря 2005 г.
9. Методические рекомендации к МСФО 10 Протокол №1 от 24 января 2005 г.
10. Методические рекомендации к МСФО 11 Протокол №2 от 23 марта 2005 г.
11. Методические рекомендации к МСФО 12 Протокол №1 от 24 января 2005 г.
12. Методические рекомендации к МСФО 14 Протокол №4 от 30 ноября 2005 г.
13. Методические рекомендации к МСФО 16 Протокол №1 от 24 января 2005 г.
14. Методические рекомендации к МСФО 17 Протокол №1 от 24 января 2005 г.
15. Методические рекомендации к МСФО 18 Протокол №1 от 24 января 2005 г.
16. Методические рекомендации к МСФО 19 Протокол №1 от 30 января 2005 г.
17. Методические рекомендации к МСФО 20 Протокол Х»3 от 10 октября 2005 г.
18. Методические рекомендации к МСФО 21 Протокол №4 от 30 ноября 2005 г.
19. Методические рекомендации к МСФО 23 Протокол № 1 от 24 января 2005 г.
20. Методические рекомендации к МСФО 24 Протокол №1 от 24 января 2005 г.
21. Методические рекомендации к МСФО 26 Протокол №3 от 10 октября 2005 г.
22. Методические рекомендации к МСФО 27 Протокол №1 от 24 января 2005 г.
23. Методические рекомендации к МСФО 28 Протокол №2 от 23 марта 2005 г.
24. Методические рекомендации к МСФО 31 Протокол №2 от 23 марта 2005 г.
25. Методические рекомендации к МСФО 32 Протокол №2 от 23 марта 2005 г.
26. Методические рекомендации к МСФО 33 Протокол № 1 от 24 января 2005 г.
27. Методические рекомендации к МСФО 34 Протокол №3 от 10 октября 2005 г.
28. Методические рекомендации к МСФО 36 Протокол №4 от 30 ноября 2005 г.
29. Методические рекомендации к МСФО 37 Протокол №2 от 23 марта 2005 г.
30. Методические рекомендации к МСФО 38 Протокол №2 от 23 марта 2005 г.
31. Методические рекомендации к МСФО 39 Протокол №4 от 30 января 2006 г.
32. Методические рекомендации к МСФО 40 Протокол №3 от 10 октября 2005 г.
33. Методические рекомендации к МСФО 41 Протокол №3 от 10 октября 2005 г.
34. Методические рекомендации по разработке учетной политики организации Протокол № 1 от 24 января 2005 г.

 



2020-03-18 156 Обсуждений (0)
Финансовая отчетность - структурированное представление информации и финансовом положении (состоянии) и финансовых результатах деятельности предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовая отчетность - структурированное представление информации и финансовом положении (состоянии) и финансовых результатах деятельности предприятия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)