Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ тревожных процессов.



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Анализ тревожных процессов. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 Согласно данным когнитивной психологии,  мозг перерабатывает происходящие события (стимулы) в соответствии со схемой,  которая хранит представления человека о себе и о внешнем мире,  сложившиеся на основе прошлой информации.  Схемы организованы в прочные образования (когнитивные установки) и хранятся в долговременной памяти. Часто подкрепляющиеся схемы отличаются высокой стабильностью,  их крайне трудно изменить.

Ряд исследователей предположили, что для людей, страдающих агорафобией,  характерны специфические идеи,  основные темы которых – это страх физической болезни .  В.Гуидано и Дж. Лиотти свели переживания больных агорафобией к трем основным категориям : утрате контроля,  физического здоровья и неспособности совладать с внешней опасностью.  Фантазии лиц,  страдающих социофобией,  обычно сосредоточены на страхе возможной негативной оценки со стороны других людей.  Эти люди ошибочно интерпретируют события,  физические ощущения,  социальное поведение других людей,  в их воображении разворачиваются сцены отвержения и унижения. Такое воображение является следствием мыслительных ошибок,  искажений и алогизмов.  При фобиях обнаружено четыре основных типа логических ошибок :

1 ) Произвольное умозаключение,  которое предполагает извлечение выводов о катастрофическом ходе событий без каких-либо доказательств смертельности физических симптомов тревоги или потенциальной опасности фобического стимула.

2) Сверхобобщение – уникальный опыт острой тревоги переносится на большинство возможных ситуаций.

3 ) Резкое преувеличение степени тревоги опасности и преуменьшение безопасности.

4) Персонализация ( то есть отнесение к себе) каждого события,  напоминающего человеку о его собственной уязвимости и зависимости,  о равнодушии или агрессивности окружающих.

  С. Рахман предположил,  что смерть близкого и значимого человека или разрыв отношений с ним – очень частое событие,  предшествующее началу агорафобии. Оно может сильно снизить чувство безопасности и контролируемости событий.  Сигналы безопасности,  как и схемы опасности,  могут быть усвоены и сохраняемы с раннего детства.  Р.Торпе и Л.Бернс в своем эпидемиологическом исследовании фобических пациентов обнаружили,  что 43 % из них имели сверхтревожных матерей.  Можно гипотетически предположить,  что такие мамы были неспособны создать основу для чувства безопасности у своих детей. Другое объяснение психологической основы тревоги может быть найдено в теории эффективности « Я» американского психолога А.Бандуры. Он ввел понятие «эффективность»Я»,  объясняющее,  как предпринимаются усилия по преодолению непереносимых переживаний.  Возросшая уверенность в себе выражается в снижении тревоги,  повышает надежду на успех,  усиливает способность длительно подвергаться устрашающим стимулам. Ложные представления об опасности,  связанные с ошибками в рассуждениях и оценках,  могут быть описаны в терминах искаженных умозаключений о причинах и следствиях. Дж.Роттер в своем исследовании показал важность правильности или ошибочности причинно-следственных суждений. Он выделил специальный психологический параметр – локус контроля за подкреплением.  Этот локус контроля может восприниматься как находящийся внутри или вне субъекта – интернальный и экстернальный.  Лица с интернальным локусом воспринимают события как подконтрольные им,  в то время как «экстернальные» люди воспринимают события как неподвластные их контролю и разворачивающиеся под влиянием случая,  судьбы или всесильных структур.  Терапевтические сдвиги в локусе контроля были продемонстрированы Д.Адлером и Дж.Прайсом ; страдающие агорафобией с изначально экстернальным локусом в процессе бихевиоральной терапии стали более «интернальными».

Как я уже упоминала в данной работе,  тревога означает сниженное настроение,  сочетающееся с ожиданием несчастья и чувством внутреннего напряжения. Уже исходя из подобного определения тревоги,  заостряющего внимание на ожиданиях, становится очевидным,  что тревожно-фобические переживания тесно связаны с «образом будущего». Этот образ носит осознанный или скрытый негативный характер из-за допущенных искажений и ошибок в мышлении.  Поэтому страхи,  их возникновение и усиление тесно связаны с так называемым « забеганием вперед» и «предсказаниями» неудач и катастроф.

 Страх и тревога, формируемые психологическими проблемами,  являются «первичными». Активация этих проблем с помощью внутренних диалогов,  прогнозов,  ассоциаций и дискурсивных механизмов создает ситуацию хронической стимуляции организма сигналами опасности и хронической же, в ответ на эту опасность,  реакции гипермобилизации. Осознанное обнаружение этой реакции ( в виде ощущений напряжения,  дрожи,  сердцебиения,  одышки и т.п.),чаще в сочетании с другими неблагоприятными факторами, дает толчок появлению выделяемой нами так называемой «вторичной фиксации», страха уже непосредственно своего состояния и,  по ассоциации,  тех мест и условий,  в которых это состояние возникает.

Вторичная фиксация на своих эмоциональных и сопряженных с ними вегетативных реакциях сама со временем становится достаточно автономным самоподкрепляющимся условно-рефлекторным «кольцом».

Процессы прогнозирования,  предвосхищения,  а так же получаемый в результате их образ будущего имеет регулирующее значение для поведения и на уровне личностной организации,  на что указывали Б.Г.Ананьев,  С.Л.Рубинштейн,  К.А.Абульханова-Славская и другие.  В психологической науке изучение регуляции поведения традиционно ведется с привлечением особого внимания к механизмам предвидения будущего ( антиципации). Способность к предвосхищению и опережающему отражению результатов действий на биологическом,  физиологическом и психофизиологическом уровне явилась предметом исследований П.К.Анохина.,Н.А.Бернштейна,И.С.Беритова,Н.А.Городеевой,  В.П.Зинченко и ряда других авторов.  Анализ механизмов антиципации на уровне деятельности получил развитие в работах Б.Ф.Ломова,  Е.Н.Суркова ,  Н.Д.Заваловой.

Концепция собственного будущего может выполнять адаптивную функцию,  то есть ее построение позволяет индивиду приспосабливаться к своему социальному окружению,  соответствовать нормам и принимать их,  проявлять целенаправленную активность. Однако эта же концепция может приводить и к дезадаптации,  если в ее структуре будут доминировать негативные представления. Как уже упоминалось в работе,  каждый человек по мере развития усваивает определенные правила. их можно обозначить как формулы,  программы или алгоритмы,  посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы ( взгляды,  позиции,  установки) определяют,  как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. В сущности,  из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов,  ориентирующая индивидуума в происходящей действительности.

Подобные убеждения формируются из детских впечатлений,  или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат неписанные семейные правила. Такие скрытые правила мышления и поведения принято называть семейными скриптами.

Условно можно выделить четыре типа психологических травм детского возраста,  оказывающих влияние на формирование личностных особенностей,  лежащих в основе тревожных расстройств :

1) Драматические ситуации в детстве.  Эти обстоятельства возникают,  как правило,  в тех семьях,  где один или оба родителя страдают алкоголизмом и психической неуравновешенностью, что порождает бурные конфликты,  нередко с драматическими ситуациями (угрозы убийства, драки,  необходимость для безопасности покидать дом,  нередко в ночное время и т.д.).Предполагается,  что в этих случаях возникает возможность фиксации страха по типу импринтинга ( запечатления).

2 ) Эмоциональная изоляция(депривация). Возникновение наиболее вероятно в тех семьях, где интересы родителей связаны преимущественно с работой или другими обстоятельствами вне семьи.  При этом ребенок,  живя формально в благополучной семье, растет в условиях эмоциональной пустоты и изоляции.  Такая же ситуация часто встречается в неполных семьях.  Либо оба родителя являются эмоционально холодными личностями, не испытывают привязанности к ребенку.  В другом случае кто-то из родителей страдает серьезным психическим или физическим заболеванием, и вся семья озабочена его здоровьем,  а о ребенке временно «забывают». Еще один вариант развития ситуации : сверхтребовательные родители, которые считают,  что ребенок должен соответствовать определенным требованиям.  Они внимательно следят за его образованием,  ребенок много занимается музыкой,  иностранными языками,  спортом и т.д., при этом у него нет эмоционального контакта с родителями,  они общаются с ним чисто формально.  Пациенты,  выросшие в таких семьях,  постоянно испытывают повышенную потребность в эмоциональных контактах,  их устойчивость к стрессу существенно снижена,  а фоновая тревога постоянно находится на более высоком уровне,  чем у других людей.

3) Сверхтревожность или гиперопека родителей. В таких семьях тревожность как черта поведения одного или обеих родителей определяет воспитание ребенка.  Родители чрезмерно контролируют его здоровье,  учебу,  поступки. Тревога родителей проявляется при каждой неопределенной ситуации, выражается в постоянном ожидании опасности,  несчастья и соответствующих запретах,  которые они накладывают на поведение ребенка,  чтобы этого избежать. Часто между матерью и ребенком возникает так называемый психологический симбиоз.  Мать в таком случае теряет границу своей личности и личности ребенка.  У ребенка в ответ на социальные ситуации,  с которыми он не в состоянии справиться сам,  формируется ответное чувство тревоги – усвоенная стереотипная реакция на сложную или стрессовую ситуацию.

4) Постоянная конфликтная ситуация в семье.  Хронические конфликты,  возникающие по разным причинам создают в семье эмоциональную нестабильность. В этих условиях ребенок,  эмоционально вовлекаемый в конфликт,  не может эффективно влиять на него,  и убеждается в бесполезности своих усилий,  у него формируется чувство беспомощности.  В таких ситуациях может развиваться «обученная беспомощность». В будущем в тех или иных трудных ситуациях на основании прошлого опыта пациент строит прогноз,  что не сумеет разрешить проблему,  отсюда возникает чувство беспомощности,  что снижает его устойчивость к стрессу.

Внутриличностные и межличностные конфликты так же служат основой хронического стресса и источником последующих страхов

 



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Анализ тревожных процессов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ тревожных процессов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)