Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направления макроэкономической политики РФ



2020-03-18 152 Обсуждений (0)
Направления макроэкономической политики РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Обеспечение устойчивого экономического развития требует создания благоприятной макроэкономической среды для подъема инвестиционной и инновационной активности. Экономическая политика должна включать в себя не только монетарную политику, но также инвестиционную, структурную, промышленную, внешнеторговую, научно-техническую и прочие составляющие, необходимые для создания предпосылок экономического роста.

Во многом макроэкономическая политика в среднесрочной перспективе будет определяться тем набором проблем и рисков, которые просматриваются в предстоящий период. С высокой вероятностью она будет ориентирована на решение следующих задач: поддержание высоких темпов экономического роста на основе расширения внутреннего спроса и повышения конкурентоспособности российской экономики; обеспечение приемлемого уровня непроцентных расходов бюджета в условиях проведения налоговой реформы и снижения мировых цен на нефть; компенсация снижения торгового сальдо за счет притока капитала при сохранении контроля над динамикой обменного курса и сбалансированности между денежным спросом и предложением; выход на целевые параметры инфляции в условиях ускоренного роста административно регулируемых тарифов.

Макроэкономическая политика должна обеспечить трансформацию сбережений в инвестиции, восстановление нормального платежного оборота, стимулирование инновационной активности и структурной перестройки экономики, ее модернизации на современной технической основ, создание системы социальных гарантий и социальной защиты.

Должны быть предприняты специальные меры по обеспечению основных потоков оборота капитала: сбережения - производственные инвестиции - рост продукции - рост заработной платы и прибыли - рост сбережений и накоплений; амортизационные отчисления - производственные инвестиции. Специальные меры должны быть предприняты и для восстановления взаимосвязи между спросом населения и предложением отечественных товаров: восстановление доходов и сбережений населения, их трансформация в спрос на отечественные товары, загрузка простаивающих мощностей, рост заработной платы и спроса населения. Экономическая политика государства должна ориентироваться на реализацию конкурентных преимуществ российской промышленности.

Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает комплексом конкурентных преимуществ. Это, прежде всего: высокий уровень образования населения; богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях; огромная территория и емкий внутренний рынок, обеспечивающие широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения; дешевизна рабочей силы в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации; развитый научно-промышленный потенциал, наличие серьезных технологических разработок по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов; значительные масштабы свободных производственных мощностей, позволяющие наращивать производство продукции с относительно низкими издержками.

Необходимо использовать данные преимущества, чтобы повернуть в свою пользу баланс национальных интересов и интересов транснационального капитала. Одновременно необходимо обеспечить государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров необходимой квалификации, создание необходимой информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности.

В институциональной области стоит задача формирования такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в производственно-технологические системы современного и новейшего технологических укладов, концентрацию ресурсов в точках его роста, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Макроэкономическая политика должна обеспечивать благоприятные условия для производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Необходимо преодолеть нормализовать денежное обращение и оборот капитала в производственной сфере.

На микроуровне необходимо восстановить связь между производительностью и заработной платой, доходами и производством потребительских благ, сбережениями и инвестициями, создать условия, стимулирующие конструктивную мотивацию предпринимательской деятельности, направленной на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных нововведений и освоение современных технологий, изготовление качественных потребительских и общественных благ, трансформацию доходов в производственные капиталовложения.

Ожидаются следующие изменения параметров налоговой системы:

в 2007 г. основная ставка по НДС уже снижена до 18% (при сохранении льготной 10-процентной ставки по социально значимым товарам). При благоприятной конъюнктуре возникнут условия для перехода к единой 16-процентной ставке, ориентировочно, с 2009 г. При неблагоприятной конъюнктуре до конца прогнозного периода сохранится действующая система ставок;

с 2012 г. начнется реализация реформы ЕСН, предусмотренной изменениями в Налоговом Кодексе. Согласно законопроекту, принятому Государственной Думой в первом чтении, базовая ставка по этому налогу снизится с нынешних 35,6% до 30% и расширится применение налоговой регрессии. Правительство готовится вынести на весеннюю сессию Думы законопроект, предусматривающий более глубокое - до 26% - снижение базовой ставки;

поскольку базовая ставка по НДПИ на нефть и ставка НДПИ на газ устанавливаются в текущих ценах, следует ожидать их периодической индексации в соответствии с ростом цен;

ожидается переход к рыночным принципам оценки налогооблагаемых активов, что увеличит поступления в бюджет земельного налога и налога на имущество.

В части бюджетной политики вероятен отказ от проводимой в последние годы политики бюджетного профицита, связанной с накоплением части текущих доходов бюджета на счетах Банка России и чистым погашением государственного долга.

Налоговая реформа будет сопровождаться снижением доходов консолидированного бюджета на 3-3,5% ВВП за рассматриваемый период. Это резко уменьшает возможности проведения прежней политики "бюджетного профицита", обеспечивающей в 2008-2009 гг. стерилизацию денежной эмиссии, обусловленной притоком нефтедолларов на российский валютный рынок. В перспективе бюджетный профицит, вероятно, будет связан лишь с формированием Стабилизационного фонда. По сумме остальных операций ожидается переход к умеренному дефициту - в пределах 0,5-0,7% ВВП.

Взаимосвязанными долгосрочными и среднесрочными целями экономической политики в сфере промышленности и других отраслей материального производства являются:

создание условий для существенного повышения темпов роста материального, и в первую очередь промышленного, производства с перспективой увеличения объема валового внутреннего продукта к 2013 г. как минимум в два раза, а в среднесрочной перспективе (в 2011 г.) - к повышению темпов роста ВВП и объемов промышленного производства как минимум до 4,5-5,5 % в год;

обеспечение значительного повышения конкурентоспособности промышленности и других отраслей материального производства путем стимулирования создания отечественной инновационной продукции, роста технического уровня производства, привлечения инвестиций в промышленность, что должно за ближайшее десятилетие привести к существенному повышению доли отечественной инновационной продукции на внутреннем рынке и более, чем двукратному росту удельного веса готовой продукции в экспорте. Уже в среднесрочной перспективе (в 2011 г.) доля машинотехнической продукции в экспорте составит 14% по сравнению с 9,3% в 2009 г.;

уход от топливно-сырьевой ориентации производства за счет мер в поддержку диверсификации производства, повышения удельного веса продукции с высокой добавленной стоимостью, проведения структурных преобразований в отраслях обрабатывающей промышленности и ускоренного развития высокотехнологичных производств в этих отраслях, повышения эффективности использования энергетических ресурсов и реформирования топливно-энергетического комплекса, что должно повысить долю обрабатывающих отраслей в промышленном производстве до 60-65% за десятилетие, а в среднесрочной перспективе - довести ее с 49,9% в 2009 г. до 53,5% в 2011 г.

реструктуризация и обеспечение устойчивого положения и роста угледобывающей и других убыточных отраслей добывающей промышленности, предполагающая, в частности, завершение ликвидации заведомо убыточных предприятий угледобывающей промышленности в 2010 г., техническое перевооружение перспективных предприятий отрасли и внедрение новых технологий использования водоугольного топлива. Данные мероприятия, согласно задачам, поставленным в «энергетической стратегии России на 2011-2013 гг. и на дальнейшую перспективу», позволят в долгосрочной перспективе увеличить долю угля в топливно-энергетическом балансе страны и обеспечат практически полное снятие нагрузки по покрытию убытков названных отраслей с федерального бюджета;

разработка прогрессивных национальных стандартов, гармонизированных с принятыми международными стандартами, с перспективой, в числе прочего, создания в 2007-2009 гг. нового поколения государственных эталонов способных обеспечить реализацию критических технологий и создание новой наукоемкой продукции, а также обеспечение единства измерений, содержания соответствующей международным нормам эталонной базы России и международных сличений государственных эталонов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Период 2006-2009 гг. стал наиболее успешным для России не только за 2000-е годы, но и за несколько последних десятилетий.

Экономические успехи в течение последних четырех лет дали уверенность в том, что российская экономика способна на протяжении долгого периода расти достаточно высокими темпами.

ВВП за 4 года (2005-2009) вырос почти на треть (29,9%) в реальном выражении (за предыдущий четырехлетный период - 2000-2004 годы - сократился на 1,5%). Среднегодовой темп роста экономики за последние четыре года составил 6,8%, что в два раза выше темпов роста развитых стран и на 1,5-2 п.п. - стран с развивающимися и переходными экономиками. Вклад России в прирост мирового ВВП по текущему курсу увеличился с 2% в 2005 году до 3% в 2009 году, по паритету покупательной способности - с 2,8% до 5 процентов.

В среднесрочной перспективе предполагается обеспечить темпы прироста ВВП в 5 % в год в среднем на протяжении десяти лет. Это позволит увеличить объем ВВП на 29-30 % к 2011 г. и на 70-80 % к 2012 г.( в сравнении с 2009 г.). Среднедушевой объем ВВП увеличится в 2,6- 2,8 раза. Доходы наименее обеспеченных 40 процентов населения возрастут к 2015 г. в 1,9 раза. Реальные денежные доходы всего населения в 2011-2015 г.г. увеличатся в 1,5 раза.

В предстоящий период определяющее воздействие на экономику России будут оказывать следующие внешние факторы: улучшение состояния мировой экономики, стимулирующее спрос на товары российского; увеличение процентных ставок мировых финансовых рынков, что приведет к росту стоимости обслуживания внешнего долга и отчасти уравновесит фактор повышения суверенного кредитного рейтинга России; замедление роста курса евро к доллару, а в перспективе - его вероятное снижение; снижение мировых цен на нефть, что, наряду с ростом импорта, вызовет уменьшение сальдо российского торгового баланса; диверсификация предложения энергоносителей, появление на мировых рынках новых поставщиков.

Макроэкономическая политика в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение следующих задач: поддержание высоких темпов экономического роста на основе расширения внутреннего спроса и повышения конкурентоспособности российской экономики; обеспечение приемлемого уровня непроцентных расходов бюджета в условиях проведения налоговой реформы и снижения мировых цен на нефть; компенсация снижения торгового сальдо за счет притока капитала при сохранении контроля над динамикой обменного курса и сбалансированности между денежным спросом и предложением; выход на целевые параметры инфляции в условиях ускоренного роста административно регулируемых тарифов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Белоусов А. Прогноз экономического развития на 2011-2013 годы.

2. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 15- с. 18-29.

.   Бюджетная политика и бюджетная система России: итоги 2006-2009 гг. и задачи на перспективу. Доклад Минфина. М. Март 2007 г. // Министерство финансов Российской Федерации www. minfin.ru

.   Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России// Вопросы экономики. №5 2010.- с. 4-18.

.   Кудров В. Современная мировая экономика и Россия// Вопросы экономики -2010.-№3-45-60.

.   Кузнецов Е. Механизмы запуска инновационного роста в России// Вопросы экономики -2009.-№3-с. 4-25.

.   Кузьмин С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций // Экономист №1 2009 с.14.

.   Любимцева С. Структурная модернизация экономики //Экономист.-2009.-№2.- 12-31.

.   Мау В. России еще только предстоит разработать стратегию постиндустриального прорыва // ИЭПП www. iet. ru.

.   О мерах по обеспечению макроэкономической стабильности в Российской Федерации в 2008 г.// Правительство РФ www.government.gov.ru <http://www.government.gov.ru>

.   Особенности роста национальной экономики // Информационно-аналитический бюллетень БЭА. №3, 2008. С.36-41.

.   Прогноз Минэкономразвития РФ 2010-2012 гг.// Минэкономразвития www. economy.gov.ru

.   Российская экономика в 2008. Тенденции и перспективы. Годовой отчет Института экономики переходного периода. М., ИЭПП, 2009.



2020-03-18 152 Обсуждений (0)
Направления макроэкономической политики РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направления макроэкономической политики РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)