Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ход экспериментального исследования, качественный и количественный анализ результатов



2020-03-18 226 Обсуждений (0)
Ход экспериментального исследования, качественный и количественный анализ результатов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследование проходило поэтапно. На первом этапе для формирования выборки была проведена полустандартизированная беседа с 25 членами футбольных фан-клубов (Приложение Е). Формирование выборки определялось несколькими критериями.

Критериями отбора испытуемых стали:

) возраст испытуемых,

) время членства в фан-клубе,

) факт активного, неоднократного, добровольного участия в стычках и потасовках с клубами команды противника

) посещение городских и выездных матчей своей команды,

) высокий уровень агрессивности.

Такой критерий отбора как факт активного, неоднократного, добровольного участия в стычках и потасовках с клубами команды противника и посещение городских и выездных матчей своей команды определен тем, что именно в этой сфере деятельности футбольных фанатов наиболее отчетливо юноши и проявляют агрессивное поведение. Будь то трибуны стадиона или оживленная площадь, подземный переход или пустырь. Активное участие во встречах с фанатами команды противника, несомненно, подразумевает и участие в драках, стычках и, зачастую, кровопролитных «побоищах». Этот критерий выявлялся при помощи опроса юношей из фан-клубов. Затруднения это не вызывало, поскольку юноши открыто и спокойно рассказывали сколько раз, когда, где они принимали участие в такого рода «мероприятиях».

В ходе беседы выяснилось, что 20 из 25 юношей неоднократно проявляли агрессивные формы поведения, связанные с деятельностью футбольных фан-клубов. Они являются в течение длительного времени участниками фан-движения. Таким образом, для участия в дальнейшем исследовании было отобрано 20 человек.

Далее отобранной группе из 20 человек были предложены следующие диагностические методики: опросник Басса-Дарки и тест на выявление агрессивного поведения (Опросник Л.Г. Почебут).

Первым был проведен опросник Басса-Дарки, предназначенный для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых (исследование уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии). Результаты методики представлены в Таблице 2


Таблица 2 - Результаты опросника Басса-Дарки (средние значения)

Уровень агрессивности: Средние значения по каждой шкале Среднее значение индекса агрессивности и враждебности:
1. Физическая агрессия (нападение) 9.6 29
2. Вербальная агрессия 10.6  
3. Раздражение 9.7  
4. Косвенная 1.9  
5. Чувство вины 2.7  
6. Обида 2.1 7.1
7. Подозрительность 5  
8. Негативизм 2.9  

 

Индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу, а индекс агрессивности - 1, 2, 3 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности - 7±3.

В результате проведения методики у испытуемых был выявлен высокий уровень агрессивности (среднее значение 29 баллов), уровень враждебности у испытуемых в пределах нормы. Наиболее высокие показатели были получены по следующим формам агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица, раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) и вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) (Приложение В).

Следующая методика, которая нами была проведена, это опросник для выявления агрессивного поведения Л.Г. Почебут. Результаты по данной методике мы представили в Таблице 3.

 


Таблица 3 - Результаты по методике тест агрессивности (Опросник Л.Г. Пучебут) (средние показатели)

Название шкалы Средние баллы по каждой шкале Сумма баллов по всем шкалам
Вербальная агрессия 5 24
Физическая агрессия 8  
Предметная агрессия 8  
Эмоциональная агрессия 3  
Самоагрессия 0  

 

По результатам методики, если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивного поведения и низкую степень адаптивности по шкале. Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессивного поведения и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивного поведения и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам. Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности. Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

Исходя из результатов, мы получили следующие данные: испытуемые показали высокий уровень вербальной агрессии (средний балл 5) - такие люди вербально выражают свое агрессивное отношение к другому человеку, используют словесные оскорбления, Все испытуемые продемонстрировали высокий уровень физической агрессии (средний балл 8) - это говорит о том, что они выражают свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы, а так же все получили высокие показатели предметной агрессии (средний балл 8) - для таких людей характерно срывать свою агрессию на окружающих их предметах. Это говорит о наличии высокого уровня агрессии и низкой степени адаптивности по этим шкалам. Уровень эмоциональной агрессии у всех испытуемых был средний (средний балл 3). По шкале самоагрессии у каждого из опрошенных были низкие показатели (у подавляющего большинства - нулевые), что говорит о низкой степени агрессивности и высокой степени адаптивности по данному типу поведения.

Суммируя баллы по всем шкалам, мы увидели, что общий уровень агрессии, хоть и входит в пределы нормы, но пограничен с высоким (средний балл 24).

Таким образом, по итогам проведённой диагностической работы мы можем утверждать, что все испытуемые демонстрируют высокий уровень агрессивности и агрессивного поведения. На втором этапе мы провели авторскую кинотерапевтическую программу по снижению уровня проявления агрессивного поведения с использованием метода кинотерапии. (Приложение Б)

Цель кинотерапевтической программы: коррекция агрессивного поведения футбольных фанатов.

Задачи:

снижение уровня проявления агрессивного поведения у футбольных фанатов;

помощь в овладении альтернативными формами конструктивного поведения;

развитие самоконтроля;

повышение уровня коммуникативных способностей;

Объект: футбольные фанаты (юноши от 20 до 25 лет).

Количество занятий: 5

Длительность: от 1,5 - 2,5 часов

Структура занятий:

приветствие

тема встречи

просмотр киноматериала в соответствии с темой

беседа

рефлексия

прощание

Занятие №1 «Осторожно! Русские идут!»

Цель: содействие осознанию своей агрессии и причин такого агрессивного поведения

Демонстрируется фильм «Всемирный клуб футбольных хулиганов» (Подробнее приложение Д)

Занятие №2 «Мы - Они»

Цель: определение разницы между агрессивным состоянием и агрессивным действием, рефлексия собственно агрессивного состояния, отделение реального состояние гнева, агрессии от показного. Выявление различий между фан. движением и националистическим.

Демонстрируется фильм «Американская история Х». (Подробнее приложение Е)

Занятие №3 «Да, но…»

Цели:

Развитие коммуникативных способностей;

Развитие личностной и групповой активности;

Выявление двух сторон принадлежности к группе.

Демонстрируется фильм «Хулиганы зеленой улицы» (Приложение Ж)

Занятие №4 «Сейчас я чувствую…»

Цели:

Отреагирование эмоций

Развитие самоконтроля

Помощь в овладении альтернативными формами конструктивного поведения

Демонстрируются ролики из сети Интернет (Подробнее приложение З)

Занятие №5 «Подведем итоги»

Цель: подведение итогов всей проделанной работы.

В ходе проведения социально-психологического тренинга, мы осуществляли лонгитюдное наблюдение по критериям В.К. Сафонова, приведённым ниже в Таблице 4:

 

Таблица 4 - Критерии наблюдения в ходе арт-терапевтического тренинга

Критерии наблюдения в ходе тренинга
1 Способы выражения эмоций
2 Протестные реакции
3 Самоконтроль
4 Способы взаимодействия в группе
5 Способность к рефлексии
6 Реакция на критику

 

В ходе, проводимого нами социально-психологического тренинга мы наблюдали за выше перечисленными критериями, с целью отследить динамику происходящих изменений у подростков. Сначала работать с юношами было не очень просто, так как они с недоверием относились данному виду работы, работу с фильмами они восприняли как развлечение, подшучивали друг над другом. Озвучивали кричалки нецензурного содержания о командах противника.

Например, один из испытуемых Д.И., в начале нашей работы вёл себя враждебно, не шёл на контакт, на все предложения и вопросы отвечал с неким высокомерием. Он являлся лидером в группе и демонстрировал это. Возможно, в этом сыграло роль отношение к психологу как к девушке, а не специалисту, желание произвести впечатление и нежелание принимать критику от «слабого пола». Но уже к третьему занятию произошли значительные изменения в поведении, юноша гораздо сдержаннее воспринимал критику, пытался рефлексировать, вёл себя сдержанно.

А.С. - этот испытуемый отличался негативными способами выражения эмоций, наблюдались вербальные и невербальные агрессивные проявления, негативные реакции на любые замечания и критику. Но в ходе групповой работы со сверстниками удалось преодолеть некоторые проблемы, а так же улучшилось межличностное взаимодействие между сверстниками и учителями.

А.Н. в начале работы постоянно высказывал нецензурные реплики (хотя почти все из испытуемых часто использовали нецензурные выражения). Он делал это особенно часто, озвучивал кричалки. Постоянно комментировал остальных участников тренинга, чем вызывал их недовольство, на критику не реагировал. К заключительному занятию всё же удалось достичь изменений в его поведении, юноша стал гораздо сдержаннее, пытался контролировать эмоции, а так же начал обращать внимание на критику и замечания в свой адрес.

Таким образом, к концу работы мы отметили, что у большинства участников группы изменения произошли, хотя они происходили не равномерно.

Основные изменения можно наблюдать по таким критериям, как способ выражения эмоций с выкриков, матерных реплик сменился на цензурное высказывания замечаний или комментариев. Способность к рефлексии так же возросла, юноши с охотой говорили о своих чувствах после просмотра фильмов, анализировали собственные мысли и поступки, хотя на раннем этапе работы о своих чувствах и эмоциях говорили неохотно. Реакция на критику уже со второго занятия была спокойной, с неким недовольством, но с изрядной долей самоконтроля. А так же, юноши стали боле лояльны и терпимы к остальным членам группы. Перестали перебивать говорящих, с уважением и интересом слушали.

На третьем этапе мы провели повторную диагностику с целью проверки эффективности проведенной коррекционной работы.


Таблица 5 - Сравнительные данные по опроснику Басса-Дарки (средние значения)

Уровень агрессивности:

Среднее значение индекса агрессивности и враждебности:

Критерий Вилкоксона p-level
  до коррекции после коррекции    
Физическая агрессия (нападение) 9.6 8.8 2,47 0.013*
Вербальная агрессия 10.6 9.2 3,01 0.002*
Негативизм 2.9 2.5 0,00 0.003*
Косвенная 1.9 1.9 - -
Чувство вины 2.7 2.7 - -
Обида 2.1 0.9 9 0.751
Подозрительность 5 4.5 15 0.202
Раздражение 9.7 8.9 5,5 0.785
Сумма инд. агрессивн. 29.3 26,3 0,00 0.001*
Сумма инд. враждебн. 7.19 7 5 0.2

*р<0,05

 

Полученные результаты подтверждают тот факт, что в ходе социально-психологического тренинга уровень проявления агрессивного поведения по шкалам физической, вербальной агрессии, негативизма и раздражения снизился у всех испытуемых. Степень проявлений хоть и осталась высокой, но уже находится в пределах нормы.

По шкалам физическая агрессия и вербальная агрессия уровень агрессивного поведения снизился более всего, хотя и остался на высоком уровне, но заметно снизился.

По шкалам косвенная агрессия и чувство вины, согласно данным математической обработки, не произошло никаких изменений. Это может быть следствием того, что по этим двум шкалам были и так низкие результаты.

Результат статистической обработки данных по критерию Вилкоксона свидетельствует: положительный сдвиг в оценках достоверен по показателям физического и вербального агрессивного поведения, раздражения и негативизма (p <05000).

Далее был повторно проведен опросник Л.Г. Почебут (Приложение Е)

 

Таблица 6 - Сравнительные данные по опроснику Л.Г. Почебут

Шкалы До коррекции После коррекции Критерий Вилкоксона p-level
Вербальная агрессия 5 4 0,00 0,012*
Физическая агрессия 8 6 0,00 0,0003*
Предметная агрессия 8 6 0,00 0,0003*
Эмоциональная агрессия 3 3 - -
Самоагрессия 0 0 - -
Общая агрессивность 24 19 0,00 0,00001*

*р<0,05

 

Полученные результаты подтверждают тот факт, что в ходе социально-психологического тренинга уровень общей агрессивности снизился у всех испытуемых. Однако по ряду шкал она снизилась не на много и осталась на высоком уровне. А именно, по шкалам физической и предметной агрессии. Возможно, это объясняется тем, что за день до повторного проведения методики юноши совершили выезд и встречались с фанатами команды противника. Как пояснили сами испытуемые, их провоцировали на стычку, но они проигнорировали это. Утверждали, что вспоминали проведенные занятия, и это помогло. Однако нельзя не признать, исходя из результатов тестов, что не выплеснутая агрессия там, на встрече, никуда не делась. Просто агрессия была подавлена.

По шкалам эмоциональная агрессия и самоагрессия, согласно данным математической обработки, не произошло никаких изменений. Это может быть следствием того, что по этим двум шкалам были и так низкие результаты.

Результат математической обработки данных по критерию Вилкоксона, свидетельствует: положительный сдвиг в оценках достоверен по первым трем шкалам физическая, вербальная и предметная агрессия, а так же по шкале общей агрессивности (p <, 05).

 


Заключение

 

Тема агрессивного поведения футбольных фанатов весьма актуальна на сегодняшний день. Эта проблема существует рядом с нами. Количество агрессивных проявлений этой субкультуры растет с каждым днем. Однако, в нашей стране кроме порицаний и применения физической силы правоохранительных органов никаких попыток изменить положение дел не осуществлялось.

Изучая литературу, по данному вопросу удалось получить четкое представление как о самих футбольных фанатах (хулиганах), так и о том, что программа коррекции их агрессивного поведения должна заинтересовать в первую очередь самих испытуемых, она должна вызвать интерес, в ней не должно быть стереотипного восприятия, и, несомненно, психолог, проводящий работу, должен разбираться в тонкостях «мира» футбольных фанатов. Иначе контакт с ними найти просто невозможно. Именно поэтому, теоретическая база, изученная в рамках нашей работы, дала свой эффект.

Арт-терапевтическая программа с использованием метода кинотерапии представленная нами, оказалась эффективной при коррекции агрессивного поведения футбольных фанатов. Хотя уровень проявления агрессивных форм поведения по некоторым шкалам остался высок, очевидно, что общая агрессивность снизилась, и лонгитюдное наблюдение демонстрировало это наиболее полно. Однако так как тренинг проводился один раз результаты могут быть нестойкими, и агрессивные проявления спустя небольшой промежуток времени могут появляться вновь. Для достижения более длительных результатов необходимо проводить тренинг периодически. И, как показали личные наблюдения и подтвердили результаты опросника Басса-Дарки, наиболее тщательное внимание стоит обратить на лидеров таких групп (самый высокий уровень проявления агрессивного поведения - значительно выше прочих). Во многом их примеру следуют остальные. И именно успешная работа с ними может во многом изменить положение дел в целом. По результатам работы были разработаны рекомендации.

 


Список литературы

 

1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2000 №6. - с. 112-122.

2. Александрова А.В. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. 1992. - №1-2. - с. 84-97.

.   Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: Наука. 1995

.   Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. - 512 с.

.   Большой толковый словарь. Т.1. /А-О/; Пер. с англ./ Ребер Артур. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001. - 592 с.

.   Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. с.

7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

8. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2001.

9. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. 3-е издание. Под ред.: Знамовской Е.В., М., 2006.

10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Мн.: АСТ, 2001.-567 с.

11. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение, 1989. 192 с

.   Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985-431 с.

13. Кулагина И.Ю., Комоцкий В.Н. Возрастная психология: ранний жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., ТЦ Сфера, 2004.

14. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. - 1995. - №6. - С. 20-21.

.   Линденфилд Г. Как справиться с гневом. М., 1997. 282 с.

.   Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994. -269 с.

17. Лубовская В.А. Психология затруднённого общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Г. Бреус. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. -288с

18. Насилие, жестокость, агрессия. Криминально-психологическое исследование: Сборник научных трудов. ВНИИ проблем укрепл. закон и правопорядка - М., 1990. 149 с.

.   Пьер Ланфранши, Критсиана Айзенберг, Тони Мейсон, Альфред Валь FIFA 100 лет. Век футбола. - Москва: Махаон, 2005. - С. 14. - ISBN 5-18-000705-4.

.   Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.

.   Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., 1994. 320 с.

.   Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1992. - №5/6. - С. 35-40

23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 350 с.

24. Тарасов А.Н. Субкультура футбольных фанатов в России и правый радикализм (на Сен-Жюсте, в «Скепсисе») // Русский национализм между властью и оппозицией. Сборник статей. - М.: Центр «Панорама», 2010. - ISBN 987-5-94420-039-6

25. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М, 1992.

26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998.

27. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.

.   Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб., 1993.

.   Кинопоиск [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.kinopoisk.ru/level/1/film/77444/

.   Кинопоиск [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.kinopoisk.ru/level/1/film/382

.   Буравова О.А. Кино как лекарство [Электронный ресурс] Режим доступа: www.vzaimodeystvie.ru

32. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут) [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gurutestov.ru/test/437/



2020-03-18 226 Обсуждений (0)
Ход экспериментального исследования, качественный и количественный анализ результатов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ход экспериментального исследования, качественный и количественный анализ результатов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)