Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологический опрос по выявлению негативного влияния компьютерной зависимости на психику подростка.



2020-03-18 326 Обсуждений (0)
Социологический опрос по выявлению негативного влияния компьютерной зависимости на психику подростка. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 Названные проблемы сделали необходимым исследования, направленные на выявление особенностей подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.

Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к нарушению психики подростка, обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены подростки в возрасте от 15 до 17 лет. Анкета состояла из 10 вопросов. Всего было опрошено 20 человек. Были выявлены следующие результаты:

 

 

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?

 

Около половины опрошенных подростков не могут контролировать время, проведенное за компьютером. Это способствует дезорганизации подростка, неспособности планировать свое время.

 

2. Сколько времени в день вы проводите за компьютером?

Примерно половина респондентов проводят за компьютером в день по 4-6 часов, что превышает безопасную суточную норму работы с компьютером в два или в 3 раза, а соответственно вредит психическому и физическому развитию подростка.

 

 

3. Как часто из-за времени, проведенном за компьютером, страдает ваше образование?

Опрос показал, что более половины опрошенных подростков признают, что их увлечение к компьютеру негативно сказывается на учебе. Это является очень серьезной проблемой, так как в подростковом возрасте учеба является одной из важнейших сфер деятельности.

 

 

4. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?

 

80% опрошенных нервничают, раздражаются или испытывают дискомфорт при отвлечении от работы на компьютере. Это свидетельствует о том, что компьютерная зависимость вырабатывает раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается.

 

 

5. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. 20% опрошенных подростков часто предпочитают проводить время за компьютером, нежели общаться непосредственно со своими друзьями. Это ведет к утрате интереса к социальной жизни и еще раз подтверждает то, что компьютер способствует обособлению личности, ведет к нарушению социализации в обществе, замкнутому образу жизни, снижении коммуникабельности подростков.

 

 

6. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?

Половина опрошенных подростков чувствуют неудовлетворенность находясь вне сети, при этом получив доступ к компьютеру чувство неудовлетворенности проходит. Это свидетельствует о том, что уже сейчас они имеют некоторую форму зависимости от компьютера. Это приводит к переоценке ценностей. Подросток начинает стремиться к все большему времяпрепровождению за компьютером, а не к общению с людьми, учебе и самосовершенствованию.

 

7. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?

В подростковом возрасте спокойный, здоровый сон напрямую зависит от гормонального и здорового формирования физических и психических качеств человека. У 40% опрошенных наблюдается проблемы со сном из-за долгого пребывания за компьютером, что может привести к ночным кошмарам, вспышкам внезапного приступа страха и тревоги, социально-стрессовым расстройствам, к появлению навязчивого состояния.

 

9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?

 

Большинство опрошенных подростков пытаются оправдывать свое пристрастие к компьютеру. Как правило, компьютерная зависимость вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

 

 

10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями о проведении времени за компьютером?

 

Опрос показал, что у 45% опрошенных подростков компьютер является «успокаивающим средством» от неприятных мыслей в своей жизни. Это вырабатывает неспособность подростков продуктивно и своевременно решать проблемы.  Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением.

 

 


Заключение

 

После проведения опроса, его анализа и исследования психических особенностей подростков получаются следующие выводы:

 

1. Компьютерная зависимость – явление, набирающее скорость развития в современном информационном и компьютеризованном мире, которое негативно влияет на формирование психики, социальных и физических качеств подростка.

 

2. Наиболее подверженная риску компьютерной зависимости является категория детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет, так как  в этот период идет первичная социализация подростка, формирование его психики, мировоззрения.

 

3. Чрезмерное пребывание за компьютером способно нарушать некоторые психические свойства подростков, а именно коммуникабельность, открытость, желание общения, чувство сострадания. Это приводит к замкнутости, обособленности подростка; утрате интереса к социальной жизни, нарушению межличностных отношений.

 

Таким образом, проблема формирования компьютерной зависимости у подростков является действующей, важной и социально значимой.

 

Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей и подростков) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ - работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что его воспитание должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

 


Литература

 

1. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

 

2. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1

 

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

 

4. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004.

 

5. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.

6. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. – Минск. – 1988.

7. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.

8.  Фресс А., Пиаже Ж. Экспериментальная психология., М. – 1986.

9. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3.

10.  Абрамова Г.С. Практическая психология. –М.: Академический Проект, 2001.

11.  Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. – Томск.: НИИ ФСИН, 1996.

12.  Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. – Д.: Сталкер, 1997.

13. http://lib.rus.ec/b/137310/read

14. http://rastem-vmeste.com/child_science/395/

15. http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher09/computer/02/

16. http://www.psyinst.ru/seminar.php?id=6&d=874

17. http://www.tiensmed.ru/programmer4.html

 



2020-03-18 326 Обсуждений (0)
Социологический опрос по выявлению негативного влияния компьютерной зависимости на психику подростка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологический опрос по выявлению негативного влияния компьютерной зависимости на психику подростка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)